новости
статьи
.бизнес

IT-гиганты на фоне кризиса

Сегодня много говорят о том, как мировой финансовый кризис повлияет на небольшие IT-компании, стартапы и т.п. Но настоящим «зеркалом кризиса» в IT-индустрии являются все же большие и всем известные корпорации. Посмотрим, что сегодня происходит с ними, и какие прогнозы дают их эксперты.

Intel

В начале ноября корпорация Intel опубликовала свой финансовый прогноз по выручке на IV квартал. В нем предполагается, что доход крупнейшего мирового производителя процессоров (80% всех выпускаемых в мире чипов) упадет примерно на 14% из-за снижения спроса на процессоры и прочие полупроводниковые компоненты во всем мире и во всех сегментах рынка. В Intel констатируют: поставщики ПК резко сокращают запасы комплектующих. Воздействие экономического кризиса, как ожидают в Intel, отразится и на продажах персоналок в период традиционно активного предпраздничного сезона. По финансовым прогнозам Intel, выручка в IV квартале достигнет $9 мрлд плюс-минус $300 млн. Еще в октябре корпорация оценивала этот показатель в $10,1-10,9 млрд, а сторонние аналитики — в $10,3 млрд. В III квартале доход Intel составил $10,2 млрд. Полупроводниковый гигант также планирует в IV квартале немного сократить расходы на исследования/разработки и слияния-поглощения: с $2,9 млрд до $2,8 млрд. В итоге расходы на эти направления за весь 2008-й достигнут не $11,5 млрд, а $11,4 млрд. Остальные финансовые показатели, как ожидается, будут соответствовать октябрьским оценкам. Этот прогноз на Уолл-стрит назвали «шокирующим», и он тут же ударил по акциям всего техсектора. Хотя еще двумя неделями ранее Intel предупреждала рынок о том, что кризис ликвидности может оказать влияние на ее бизнес. В числе факторов риска назывались возможные задержки с выходом новых продуктов из-за неплатежеспособности основных потребителей: заказчики Intel не могут получить кредиты на покупку микропроцессорной продукции. Хотя рынок вроде бы был готов к изменению прогнозов Intel, такого масштаба грядущих потерь владельцы акций не ожидали. Теперь выясняется, что кризис затронет полупроводниковый сектор сильнее и продлится дольше, чем ожидалось. В результате уже многие аналитики готовятся к изменению своих прогнозов на 2009 год по всему рынку ПК. Снижение прогнозов Intel — негативный сигнал для всей отрасли, который затрагивает как производителей полупроводников, так и сборщиков компьютерной техники. Пока снижение спроса в большей степени затрагивает наиболее емкие западные рынки, постепенно распространяется на Азию и другие регионы. Скорее всего, речь идет о процессе, который продлится 1-1,5 года. При этом количество небольших сборщиков ПК может сократиться на 20-30%.

12 ноября о снижении прогнозов на IV квартал объявили еще два крупных производителя полупроводников — Applied Materials и National
Semiconductor. Компания Applied Materials уже сократила свой персонал на 12%. Другим компаниям приходится еще хуже. Так, крупнейший контрактный производитель чипов TSMC (Тайвань) ожидает 20-процентного снижения спроса на свою продукцию в IV квартале, а голландский NXP Semiconductors — на 8-14%. Причина в том, что после банков и корпораций экономить на новой электронике начинает потребительский сектор — самый большой рынок сбыта для производителей микросхем. По последним оценкам iSuppli, продажи чипов в нынешнем году составят $280,1 млрд — это лишь на 3,5% выше по сравнению с прошлым годом. Неутешительны прогнозы по рынку микросхем флэш-памяти — его объем по итогам года сократится на 14% до $12 млрд по сравнению с $13,9 млрд в 2007-м. А в 2009-м выручка данного сектора снизится еще на 15%. В течение следующих четырех лет (2008-2012 гг.) рынок будет расти, но несущественными темпами. Словом, худшие времена для полупроводниковой отрасли еще впереди.

Google

Видеосервис YouTube, купленный Google в 2006-м за $1,65 млрд, запустил новую систему видеорекламы. С ее помощью крупнейший поисковик предполагает ускорить возврат своих инвестиций. По аналогии с сервисом контекстной рекламы Google Adwords теперь рекламодатели могут привязать ролики к каким-либо ключевым словам, которые пользователи вводят в строку поиска YouTube. Вся реклама будет размещаться рядом с обычным видео и помечаться словами «sponsored videos». Пока рекламная платформа доступна только пользователям из США. В YouTube надеются, что она повторит успех текстовых объявлений в Google Adwords, ведь новая система релевантных роликов ориентирована не только на серьезных рекламодателей, но и на пользователей, которые хотят привлечь больше внимания к своему видео. Однако независимые аналитики считают, что сервису потребуется минимум два года, чтобы начать получать прибыль от этого формата рекламы. По их мнению, новая рекламная платформа YouTube не станет столь же популярной, как Google Adwords, потому что большинство пользователей не ищут товары, посещая YouTube. Кроме того, многие компании будут опасаться, что размещение их рекламы рядом с каким-либо видео рискованного содержания навредит им. Запуск новой рекламной системы состоялся в рамках стратегии YouTube по увеличению прибыли от онлайн-рекламы. Google не раскрывает доходы YouTube, но, по подсчетам аналитиков, сервис в этом году заработает от $200 млн до $250 млн. Ежемесячная посещаемость сайта составляет в среднем 330 млн пользователей по всему миру. Совсем недавно — в октябре — YouTube также запустил новую возможность, позволяющую размещать под видеороликом ссылку на сайт, где можно приобрести музыку, фильм или другой продукт, представленный в ролике. Также идут эксперименты с рекламой, появляющейся в ходе просмотра полных версий телешоу и фильмов, бесплатно размещенных такими компаниями, как MGM и CBS.

Nokia

Компания Nokia — крупнейший в мире производитель мобильников — сделала неутешительный прогноз: в IV квартале этого года рост мирового рынка сотовых телефонов будет ниже, чем ожидалось. А в 2009-м продажи мобильников снизятся еще больше. Продавцы телефонов, работающие с Nokia, говорят о проблемах с получением кредитов, что негативно отражается на продажах. Тем не менее, финский производитель рассчитывает сохранить в IV квартале принадлежащую ему долю рынка, хотя показатели выручки и прибыли по основным направлениям бизнеса упадут из-за кризиса ликвидности. По прогнозам финской компании, в этом году объем продаж мобильников во всем мире достигнет показателя в 1,24 млрд аппаратов вместо ранее ожидавшихся 1,26 млрд — этот показатель будет и дальше падать с наступлением 2009 года. Всего же, по прогнозам Nokia, в IV квартале будет продано 330 млн телефонов (ранее планировалось продать 346 млн). При этом спрос будет смещаться в пользу более дешевых телефонов, так что в денежном выражении рынок сократится существенно больше, чем в натуральном.

Впрочем, Nokia может пострадать от кризиса меньше других. Велика вероятность, что ее продажи сократятся вместе с рынком, но свою долю на нем она действительно сохранит. Это возможно благодаря широкой ассортиментной линейке компании, а также выводу на рынок новых бюджетных моделей. К тому же, Nokia отличается высокой финансовой устойчивостью и может предложить торговым сетям привлекательные для них условия работы. Акции Nokia после последнего прогноза упали на 7%, достигнув своего четырехлетнего минимума. За последний год акции Nokia на NASDAQ потеряли в целом 67%. Капитализация компании сейчас составляет около $46,8 млрд.



Антон Платов
обсудить статью
© сетевые решения
.
.