новости
статьи
.закон и порядок

правовое регулирование конфронтаций в информационной сфере

Понимание преимуществ и угроз, касающихся информации, вынуждает технологически развитые страны унифицировать нормы права для повышения предсказуемости и стабильности информационного пространства. В РБ, где связанные с конфликтностью тематики приобрели общенациональное значение, также активно обновляется информационное законодательство. Однако и сегодня конфликты, возникающие между технологическими возможностями и правовыми организационными средствами их применения, являются одними из самых болезненных.

Для конструктивного развития информационного общества и формирования э-правительства важно своевременное разрешение проблем защиты правовых механизмов доступа к информации о деятельности госорганов, а также предотвращения и снятия информационных правовых конфликтов между разными субъектами. При этом роль э-правительства нельзя позиционировать вне соответствующих административных процедур, обеспечения законности, реализации прав человека, юридических лиц, информационной безопасности. Разрешение проблем не всегда происходит нормативным правовым образом. Пока еще общества, как указывал Монро Прайс, часто вместо культуры разумного обсуждения подпадают под влияние культуры рынка, уделяя этой стороне наибольшее внимание.

правовые средства противодействия войнам и разрешения конфликтов в инфосфере

В формировании и развитии общественных отношений информационные контакты, взаимодействия, конфликты изначально выполняли функции своеобразного толчка к поискам разных форм релевантного их разрешения путем выявления барьеров для продвижения к новому.

Однако сейчас киберпространство стало полем боя, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество (разгром противника). Размах противоборства в инфосфере достиг уровня, на котором потребовалось создание специальных концепций «информационного противоборства» («информационной войны»).

Согласно принятым в силовых структурах дефинициям, и-война – это комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, системы и сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, систем и сетей. При этом угроза безопасности государству считается более опасной, чем угроза гражданам. Однако главный объект поражения в и-войне - это человек, скрытое воздействие на которого осуществляется через его психику, стимулирует его девиантное поведение и деструктивные социальные тенденции в обществах.

Общесистемными предпосылками и-войн являются:

1) наличие небольшого числа остроконкурирующих групп, явно доминирующих над остальным обществом в обладании информационно- коммуникативными, финансово-административными ресурсами (причем конкуренция не может быть существенно смягчена действующими единообразными средствами государственного и общественного принуждения, выработки экономических и институционально-политических компромиссов);

2) ослабление госвласти и неразвитость гражданского общества, следствием чего является отсутствие информационной прозрачности в деятельности госорганов, коррумпированность и неподконтрольность бюрократии, фактически поставленной на службу остроконкурирующим группировкам и сросшейся с ними;

3) отсутствие гарантий профессиональной самостоятельности, упадок профессиональной морали в СМИ;

4) высокоэффективное манипулирование массовым сознанием вследствие низкой политико-правовой культуры граждан, отстранения граждан от активной политики и экономики, незащищенности прав и свобод человека и гражданина;

К институционально-правовым признакам и-войн относятся:

1) любые преимущества, облегчающие доступ к СМИ одних политических сил и создающие препятствия другим;

2) применение СМИ при распространении информации для насаждения чуждых общественному сознанию точек зрения (позиций, отношений), направленной на разжигание ненависти, вражды и насилия, а также деструктивно воздействующей на здоровье людей, их деловую репутацию, доброе имя;

3) «прикрытие» от гражданина отношений между СМИ и политическими партиями и общественными движениями, кланами, группами, отдельными личностями.

К процессуальным признакам и-войн относятся:

1) использование и распространение сведений, заведомо противоречащих объективной действительности с целью намеренного введения в заблуждение общественного мнения и (или) политических оппонентов;

2) использование без надлежащей проверки подлежащих распространению сведений, достоверность которых может по тем или иным причинам вызывать законные сомнение;

3) публичные попытки подвергнуть необоснованной критике распространяемые политическими оппонентами сведения, содержащие их позицию, суждения, с целью нанесения урона репутации и авторитету оппонентов.

При помощи ИКТ стало возможным прямое манипулирование информацией противника (изменение или создание информационных упаковок даже без предварительного получения фактов и их интерпретации). Поэтому степень применимости военной силы в решениях конфликтов существенно понизилось: стратегические и тактические приемы войны информационной (виртуальной, идеологической, символической) вытесняют боевые действия из информационного поля. Это сняло с небольших автономных рассеянных групп гражданского общества изоляцию и дало им возможности координации, распределения и обмена информацией в реальном масштабе времени на локальном и глобальном уровне. Такие новейшие формы сетевой самоорганизации обществ возникают внутри существующих типов отношений: родоплеменных, иерархических и др. Сила этих группировок становится сравнимой с субъектами государств и корпоративных структур: и-столкновения ведутся в разнообразных формах - военные и-войны, политические, идеологические, экономические и т.п.

Из анализа присущих и-противоборству целей, признаков и средств ведения, последствий, и-противоборство (и-войну) возможно определить как комплексную стратегию целенаправленного воздействия субъектов агрессии (государства, политические партии и общественные движения, кланы, террористические группировки, отдельные личности) на информационные процессы и отношения объектов агрессии (с целью разнообразных торможений трансформаций стабильности развития и устойчивости личности, социумов, государства) с активным применением инфоресурсов и инфосистем для достижения и прочного удержания доминирования в различных сферах бытия при одновременном обеспечении безопасности собственной инфраструктуры. При этом информация интерпретируется и как отдельный объект (потенциальное оружие) и как высокоприоритетная цель.

Безопасность является таким состоянием общественного бытия, при котором для социума в целом и отдельных его членов полностью отсутствуют прямые угрозы. Это состояние практически недостижимо, требует обоснования и применения средств защиты: как вид безопасности, и-безопасность включает объект безопасности, угрозы объекту безопасности, деятельность по защите объекта безопасности от угроз, средства предотвращения (пресечения) угроз и субъекты этой деятельности. Из основных объектов и-безопасности возможно выделить:

1) интересы личности, ее права и свободы;

2) интересы обществ, их материальные и духовные ценности;

3) интересы государства, его роль, возможности в укреплении развития страны, его функции и ресурсы защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности;

4) информацию.

Фактически, войны и конфликты в инфосфере являются составляющей частью и-борьбы, набором инфоресурсов, используемых разными способами в зависимости от целей субъекта агрессии. При этом растущая зависимость общества от ИКТ трансформирует понятие международных войн, конфликтов и кризисов, что потребует пересмотра национальных и межнациональных доктрин и концепций, корректировки понятий и механизмов системы международных отношений. Такое изменение характера угроз безопасности, опосредованных инфосферой, вызывает необходимость обеспечения обществ инфоресурсами, составляющих национальный информационный потенциал в условиях соперничества в инфосфере, а также создания систем защиты указанного потенциала. Одним из фундаментальных постулатов современной теории систем является то, что формирование социальных систем происходит на основе появления цели, а не средств ее достижения. Целью же функционирования любых социальных систем является выживание индивидуумов - обеспечение их жизненных материальных и духовных потребностей, без удовлетворения которых личность и социум в целом нормально существовать не могут. Поэтому нормальная жизнедеятельность общества полностью определяется качеством функционирования инфосреды (уровнем развития и интенсивностью инфообмена, полноты, своевременности, достоверности и безопасности информации).

Социолог Х.М. Маклюэн (Канада) указывал на то, что «обилие информации приводит к тому, что сведения, полученные при актах коммуникации, становятся все более и более случайными, второстепенными по сравнению со средствами для получения этих самых сведений». Общества всегда стоят в жесткой зависимости от господствующего в тот или иной период типа коммуникаций, а скорость обмена информацией определяет тип восприятия. В современных же условиях мир, где получать информацию можно практически мгновенно, превратился в «глобальную деревню», но в этой виртуальной «глобальной деревне», созданной ИКТ, существуют посредники-селекторы информации, к которой возможно получить доступ. Поэтому в «глобальной деревне» одни недовольны селектированием информации, исключающей непосредственный доступ к ее жизненной праоснове, другие недовольны невозможностью селектирования информации, предоставляемой системой, а не ими так, как необходимо. Это ярко проявилось в массовом сознании при развитии Интернет. При этом борцы с тоталитаризмом стали бороться и с Интернет, подорвавшим их собственную «монополию» на селективное предоставление информации.

Интернет сейчас - это не только набор сетевых протоколов, аппаратных средств и ПС, но и содержание, которое через них распространяется. Поэтому регулирование и контроль коммуникаций в Интернете являются одним из ключевых факторов в госуправлении: как считает Рассолов И.М., виртуальная сфера не является особым правовым пространством: фундаментальные принципы права здесь вполне применимы, хотя некоторые аспекты правореализации в сети Интернет носят специфический характер. Общие принципы гарантируют равную защиту основных прав и свобод граждан. Защита необходима на любом информационном пространстве - как на национальном, так и на межнациональном уровне.

Характер развития э-коммерции и Интернет, символом стремления которого к самоорганизации стала Декларация независимости киберпространства, а также повышение серьезности угроз и-безопасности во многих странах активизировали выработку законодательства по регулированию интернет- процессов: по регистрации доменных имен, цифровой подписи, средствам шифрования сообщений, проблеме охраны персональных данных, следственно- оперативным мероприятиям, контролю распространяемой информации и др. Примером стало принятие в Великобритании парламентского акта, предоставившего значительные полномочия госорганам по контролю за поведением в Интернет.

Как считает Горский Ю.И., для выбора принципов, темпа, понимания возможностей и пределов государственного регулирования принципиальное значение может иметь рассмотрение соотношения присущей сети самоорганизации процессов и степени управляемости ими при росте Интернет. Контроль поведения в Сети со стороны государства при росте Интернет влечет в перспективе возрастание затрачиваемых на него ресурсов. Пределы контроля зависят и от обладания новейшими технологиями, и темпа их развития. Все это в совокупности способно в динамике изменить соотношение управляемости и самоорганизации при росте Интернет. Рост Интернет, мозаичность формирующегося международного законодательства, быстрота коммуникаций и возможность быстрой самоорганизации сообществ и координированных действий их членов в сети, возникновение новых центров влияния с многомиллионным привлечением пользователей на сайты - это факторы, способные увеличить роль самоорганизации в Интернет и ограничивать меры государственного влияния и регулирования. Учет этих обстоятельств может способствовать выработке рациональной политики в отношении Интернет и прогнозированию временного интервала ее эффективности. Получение знаний по возможностям и ограничениям регулирования процессов в Интернет способствовало бы выработке рациональных мер госуправления и прогнозированию ситуаций. Сравнительный анализ подходов к государственному контролю Интернет в разных странах выявляет диапазон вариантов. Среди них - изначально ориентированный на сильный государственный контроль восточный подход (Китай, Сингапур).

Информация от СМИ воздействует значительно более действенно, чем в прежние годы, на общественное сознание, политические взгляды, моральные ценности и поведение людей. Информационный прессинг СМИ может создать атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе. Информация оказывает решающее воздействие на процессы формирования личности и может вызвать неадекватное социальное или криминальное поведение групп людей и отдельных лиц, нанести физический, материальный и моральный ущерб гражданам.

Последствия информационно-психологического воздействия СМИ - глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, изменение социально-психологического климата. Это, прежде всего, манипуляционные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу; это инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в интересах отдельных лиц, групп, организаций или стран, осуществляющих такие воздействия.

К методам ведения информационно-психологической войны в СМИ относятся (подробнее об этом см. Донской М. Методы ведения информационной войны // http://itblogs.ru/blogs/donskoy/ archive/2006/10/20/8132.aspx):

- сокрытие существенной информации - умалчивание информации, существенно влияющей на принятие решения или просто интересной обществу. Монополия на этот метод обычно принадлежит государству. В телеэфире этот метод применяется при рекламе чудодейственных лекарств, о чьих побочных эффектах рекламодатели сообщить забывают;

- информационный мусор - если спрятать совсем нужную информацию нельзя, ее погружают в огромный поток пустой информации. Пример - общение высших чиновников некоторых стран с народом через СМИ: заранее формируется пакет «проходных» вопросов, на которые подготавливаются пространные ответы, но реальные вопросы не проходят;

- смещение понятий - общепризнанный термин используется не по назначению, и его смысл в общественном сознании смещается. Сюда относятся, например, величание откровенно слабых исполнителей суперзвездами шоу-бизнеса; режиссированные реалити-шоу, построенные по заранее написанному сценарию. Сейчас слишком активно смешиваются понятия «религия» и «церковь»;

- отвлечение внимания - внимание человека, выбирающего информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий; - применение ничего не значащих понятий - использование понятий, находящихся на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла;

- негативная информация сама себя продает, а за позитивную кто-то должен платить - негативная информация получает приоритет над позитивной. Это практически приведет к самоуничтожению СМИ как источника информации;

- ссылка на несуществующие основания - информация представляется достоверной на основании, которое не имеет никакого реального смысла. Сюда относятся, например, публикации некорректно проведенных социологических и маркетинговых исследований;

- «в огороде бузина, а в Киеве дядька» - основанием сомнительного вывода представляется достоверная или общеизвестная информация, никакого отношения к выводу не имеющая. Например, делается вывод, что для усиления борьбы с терроризмом следует увеличивать производство вооружений; - информационные табу - информация по некоторым вопросам считается запрещенной по определению. Он отличается от умалчивания тем, что о наличии такой информации всем известно, но сама она скрывается;

- прямая ложь - распространение информации, заведомо ложной даже с точки зрения ее распространителя. Особо популярна «ложь во спасение» - народ не надо волновать количеством заложников или погибших в катастрофе, поэтому дается меньшая цифра. Источники постоянно себя компрометируют, поэтому возникает информационная неудовлетворенность.

Тим Бернерс-Ли, изобретатель World Wide Web, объявил об открытии фонда, задачей которого станет определение достоверности той или иной информации. Бернерс-Ли заботит бесконтрольное распространение нелепостей в сети. По его мнению, сеть позволяет отделить «хорошую» информацию от «плохой». Этим и займется его новый портал, который реализует схему центральной аккредитации информационных источников. В идеале оценивать достоверность тех или иных источников будет несколько разных организаций. Бернерс-Ли получил грант на создание системы, которая позволяет авторам указывать источники информации в унифицированном формате. Тем самым, как ожидается, поисковики смогут определять достоверность тех или иных сообщений.

Судебные разбирательства с участием СМИ в качестве стороны правового конфликта происходят постоянно во всех странах. Причины, обстоятельства дел, исход судебных процессов, оценки самих конфликтов с точки зрения в них вовлеченных или испытывающих их последствия всегда различны, но каждый такой судебный процесс - это демаркация правового пространства, отводимого СМИ обществом и государством для расширения правового поля их деятельности с целью или с целью, как считает Соболева А., защитить свои конституционные рубежи от вторжения. Правовая свобода СМИ нигде не является беспредельной, она связана с ответственностью и ограничениями, необходимыми для защиты демократических ценностей, прежде всего права на частную жизнь, на честь и достоинство, на безопасность. Но здесь нужна определенная бдительность, чтобы не допустить превращения разумных ограничений, необходимых в демократическом обществе, в препятствия, не позволяющие прессе выполнять предназначенную ей роль.

развитие правового регулирования информационного пространства РБ

В РБ cистема взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства представлена в Указе Президента РБ от 17.07.2001 № 390 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РБ» в ред. Указа от 28.01.2008 № 53. Концепция национальной безопасности РБ содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности РБ и предназначена для использования при планировании и осуществлении деятельности госорганов по обеспечению национальной безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под обеспечением национальной безопасности Концепция понимает деятельность госорганов, в том числе общественных объединений, и отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам. Среди жизненно важных интересов РБ в инфосфере:

1) обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности;

2) обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений;

3) эффективное использование национальных инфоресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению;

4) защита сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством тайну;

5) развитие современных ИКТ, национальной индустрии средств информатизации и связи, расширение участия РБ в международной кооперации производителей таких средств и систем;

6) обеспечение безопасности инфосистем и сетей связи;

7) участие РБ в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в инфосфере.

Действие Закона РБ от 17.07.2008 № 427-з «О средствах массовой информации» распространяется на СМИ, учреждаемые в РБ; на иностранные СМИ в части, касающейся их деятельности на территории РБ; на аналоги печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ, которые распространяются через Интернет, за исключением требований о госрегистрации СМИ. Закон определяет порядок учреждения, госрегистрации и перерегистрации СМИ, а также распространения их продукции. В нем закреплены правовой статус субъектов правоотношений в сфере массовой информации, отношения прессы с госорганами и иными юридическими и физическими лицами. Предусмотрена ответственность СМИ в случае распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам.

Согласно Ст. 38 Закона О СМИ, в СМИ запрещено распространение, в т.ч., информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности. В радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Согласно Ст. 11 Закона О СМИ, СМИ подлежат государственной регистрации в республиканском органе госуправления в сфере массовой информации. Порядок государственной регистрации и выдачи разрешения на распространение продукции СМИ, распространяемых через Интернет, определяется Советом Министров РБ.

Согласно Ст. 17 Закона о СМИ, продукция иностранного СМИ, распространяемая на территории РБ без изменения формы и содержания, может быть распространена в РБ после получения иностранным СМИ соответствующего разрешения в республиканском органе госуправления в сфере массовой информации. Как представляется, это может ограничить возможности граждан по беспрепятственному доступу к сообщениям и материалам зарубежных СМИ, гарантии чего декларировались еще утратившем силу Законе РБ «О печати и других средствах массовой информации» (Ст. 44).

Согласно Ст. 36 Закона О СМИ, физическим лицам «гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности госорганов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Госорганы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица, а также их должностные лица могут представлять сведения о своей деятельности СМИ путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами».

Очевидно, что предоставление госорганами информации по запросам СМИ становится необязательным, что вступает в противоречие со Ст. 34 Конституции РБ, гласящей: «Гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав». В свете этого словосочетание «могут представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации» можно предложить заменить на «по запросам средств массовой информации представляют сведения о своей деятельности».

Правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности РБ, обеспечения безопасности общества и государства определяет Закон РБ от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму» в ред. Закона РБ от 21.07.2008 № 417-З. Согласно Ст. 3 Закона, противодействие экстремизму основывается на следующих основных принципах: законности; признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций; сочетания гласных и негласных методов противодействия экстремизму; приоритета обеспечения национальной безопасности РБ; сотрудничества государства с организациями и гражданами; приоритета профилактических мер; неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность. Согласно Ст. 4 Закона, противодействие экстремизму осуществляется посредством: принятия профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности; предупреждения и пресечения экстремистской деятельности.

Согласно Ст. 14 Закона, издание и (или) распространение, в том числе через СМИ, экстремистских материалов запрещаются. Информационная продукция признается экстремистскими материалами по решению суда на основании заявления госоргана, осуществляющего противодействие экстремизму, по месту нахождения организации, ее изготовившей и (или) распространяющей (распространившей), либо по месту жительства гражданина, ее изготовившего и (или) распространяющего (распространившего), либо по месту ее обнаружения. Представляется тем самым, что имеет место несогласованность указанных норм Закона со Ст. 34 и 33 Конституции РБ: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» (Ст. 33 Конституции РБ).

заключение

Вхождение в единое мировое инфопространство потребует от соответствующе развитых и подготовленных стран унификации ИКТ и национальных законодательств в инфосфере, что даст возможность странам-лидерам в области информатизации ограничить возможности пользования своими ресурсами и технологиями со стороны менее развитых стран, получить абсолютное превосходство во всех других областях над странами-аутсайдерами и осуществлять над ними узаконенный тотальный и-контроль. Асимметрия в доступах к инфопотокам и инфоресурсам для стран, «задвинутых на обочину», приведет к культурным, правовым, политическим и экономическим конфронтациям между странами несопоставимого научно-технического потенциала, к возникновению новых очагов конфликтов и войн, к кризисам и нестабильности в сфере международных отношений и инфообмена.

Глобализация инфопотоков при международном инфообмене и степень доступа государства к мировой информационной инфраструктуре, быстрое расширение практически неконтролируемых государством средств и способов непосредственного инфообмена между различными группами по различным каналам, ведут к необходимости повышения требований к обеспечению национальной и-безопасности, что в первую очередь подразумевает создание высокоэффективной национальной правовой базы для реализации и защиты прав личности, общества и государства в инфосфере.

Построение основ и-общества и формирование э-правительства в РБ происходят в условиях и-противостояния, когда необходима постоянная защита национальных инфоресурсов и сохранение конфиденциальности инфообмена по мировым открытым сетям. Поэтому интеграция национального инфопространства в мировую инфосферу должна происходить при полном сохранении национального информационного суверенитета. От масштабности и темпов формирования у нас современной инфосреды и механизмов защиты инфопространства от атак извне и изнутри зависит национальная безопасность в новой системе международных отношений.

Анализ проблем и-безопасности показывает, что важно осознание не обеспечения зачастую бесполезной «секретности», а необходимости и возможности:

1) воспитания в собственном обществе культуры общественно-переосмысленного оборота имеющейся информации;

2) построения основ соответствующего законодательства;

3) сведения к минимуму ущербов от неизбежной утечки информации, не нарушающему устойчивости процесса управления в социально-экономической системе;

4) осознания того, что информация, единожды внедренная в культурные окружения, в которых живут граждане, не может быть из них вычищена, но может быть только многократно переосмысляться.

Сейчас принятия новых нормативных правовых актов явно недостаточно: необходимо создать условия для обеспечения рационального взаимодействия субъектов информационных отношений в инфосфере, неукоснительного выполнения ими уже существующих нормативных правовых актов.

Таким образом, повышение эффективности механизмов госуправления на основе создания общей ИКТ-инфраструктуры, включающей государственные инфосистемы и инфоресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, гражданами и организациями в рамках предоставления госуслуг является важнейшей формой профилактики угроз в инфосфере.



Силков Сергей Васильевич, член Российской Гильдии управляющих документацией
обсудить статью
© сетевые решения
.
.