новости
статьи
.бизнес

как внедрить свободное ПО

Миграция на свободное ПО подобна миграции на более новую операционную систему. Как пример, можно упомянуть появление первых вариантов Windows в нашей стране. Не менее яркий пример – миграция на Windows NT, идеология работы в которой резко отличалась от Windows 9x. Можно привести еще один пример -- каждая новая версия пакета MS Office отличается от предыдущей не только отличиями в интерфейсе, но и форматами файлов. Итак, задача миграции является актуальной даже в таком случае, когда используется ПО от единственного производителя.

В данной статье предлагается общее описание методики миграции с освещением существенных моментов. Общий принцип миграции состоит во вдумчивом, осторожном осуществлении процесса путем постепенных изменений. Миграция состоит из нескольких логически целостных участков, этапов.

создание рабочей группы (кто делает)

При осуществлении миграции необходимо предусмотреть решение вопросов как технического, так и нетехнического характера.

Важно рассмотреть правовые проблемы, которые в последнее время черезвычайно актуально стоят для некоторых стран СНГ, в частности, Украины. В некоторых случаях осмысленно обсудить административные задачи взаимоотношений "работодатель-пользователь-администратор". Исторически сложилось, что эти отношения недостаточно регламентированы внутрикорпоративными правилами и инструкциями.

В процессе подготовки материала были проведены беседы с профессионалами в области безопасности, компьютерного права и системными администраторами. Подавляющее большинство заявляли о необходимости документального оформления правил работы пользователей с информационной системой организации.

Правильное планирование также включает в себя решение финансовых вопросов. Необходимо провести оценку затрат на легализацию существующей информационной системы, стоимость внедрения новой, оценить стоимость владения в обозримом будущем.

Любой проект, в том числе проект миграции, может столкнуться с недооценкой человеческого фактора. Естественно, потребуется применение методов управления человеческими ресурсами. Большинство известных автору системных администраторов и ИТ менеджеров не являются специалистами в областях управления персоналом или финансов. Подобную комплексную задачу невозможно решить силами одного ИТ-департамента.

Первой задачей на пути к миграции на новую, целевую систему является создание рабочей группы планирования миграции. Данная группа ответственна за проведение миграции и, следовательно, должна обладать достаточно широкими полномочиями.

Целью проекта является построение экономически оправданной ИТ-инфраструктуры. Хорошим кандидатом на должность руководителя рабочей группы будет топ-менеджер предприятия или организации, к примеру – финансовый директор. Естественно, в данную группу входит начальник ИТ-департамента, который владеет видением всей ИТ-инфраструктуры как на данный момент, так и в перспективе. В составе группы обязателен опытный системный администратор, желательно с опытом эксплуатации свободного ПО. Размер группы невозможно оценить – в некоторых случаях привлекаются при необходимости иные сотрудники фирмы. Возможно привлечение стороннего консультанта с опытом, или – специализирующейся на подобных решениях фирмы. Результатом работы данной группы является развернутый план миграции с оценкой стоимости миграции. Либо – пояснения неэффективности миграции на свободные решения для организации.

исследование (что есть)

Первым этапом должен быть аудит – описание существующей (унаследованной) системы.

Не секрет, что, при годами применявшейся "авральной" информатизации без учета окупаемости затрачиваемых на ПО средств результатом являлись, как правило, не только экономически, но и технологически несбалансированные системы. Аудит программного обеспечения предприятия представляет собой ревизию установленных программ, определение соответствия их требованиям бизнеса.

Результатом процесса аудита являются:

- описание технических характеристик установленного ПО;

- список выявленных рисков, связанных с использованием нелицензионного ПО;

- подсчет стоимости приобретения лицензий на установленное ПО;

- подсчет стоимости удаления нелицензионного и установки лицензионного ПО;

- определение целесообразности дальнейшего использования ПО;

- список выявленных рисков, связанных с использованием ПО;

- подсчет экономической эффективности новой системы на срок до пяти лет.

инвентаризация ПО

Некоторые исследования показывают, что большинство руководителей организаций большее внимание уделяют функциональности используемого ПО и гораздо меньше – соблюдению прав на используемые продукты.

К сожалению, в большинстве организаций отсутствует ИТ-культура. Иногда даже представители ИТ-службы толком не знают, что и где установлено на компьютерах у работников, а рядовые сотрудники самостоятельно решают и устанавливают программные продукты, полученные из сомнительных источников.

Инвентаризация ПО позволяет выявить нелицензионное ПО в организации. Следует подчеркнуть, что данное мероприятие всегда выгодно. Результатом инвентаризации можно воспользоваться для оценки затрат на легализацию ПО как с использованием свободного, так и с использованием несвободного ПО.

Руководители организаций часто заинтересованы в четком финансовом планировании затрат на использование и развитие программного обеспечения. Заинтересованность топ-менеджеров в такой подобной детализации вполне понятна – топ-менеджмент компаний заинтересован в превращении ПО в актив компаний, который учитывается, контролируется и развивается аналогично другим видам активов.

Аудит ПО – процедура, занимающая, как правило, достаточно много времени, требующая на этапе анализа информации высокой квалификации персонала и знание различной специфической информации. Рекомендацией может быть обращение в специализирующуюся на данных услугах фирму. Тем не менее, вполне возможно провести аудит силами ИТ департамента.

В некоторых организациях неудобно (зачастую – невозможно) проводить единовременно крупномасштабную инвентаризацию ПО. Причинами могут быть размеры организации либо политика безопасности. Необходимо найти компромисс между эффективностью инвентаризации и факторами, усложняющими подобный процесс.

Можно рассмотреть два варианта проведения аудита. Первый вариант – полный аудит, про котором производится исследование всех вычислительных средств, локальной сети и переферии. Достоинство данного метода – высокая точность, недостаток – большая стоимость, высокие затраты времени и неудобство для пользователей. Дополнительными достоинствами данного метода является возможность выявить самостоятельно установленное пользователями ПО и изучить требования пользователей к ПО на их рабочих местах, используя специально подготовленные анкеты. Второй вариант – аудит некоторых типичных вычислительных средств, локальной сети и переферии. При этом выбор объектов аудита диктуется, как правило, функциональными обязанностями пользователей. Такой метод аппроксимации значительно удешевляет стоимость инвентаризации, но обладает большой погрешностью.

Небольшие организации могут провести аудит вручную, и внести сведения о компьютерах и серверах, а также об установленном на них программном обеспечении, в электронную простую таблицу. При этом следует указать наличие или отсутствие необходимых лицензий, сертификатов подлинности и авторских договором для каждого из найденного программного продукта.

Для средних и крупных можно рекомендовать использование специализированного ПО или пригласить стороннюю организацию, специализирующуюся на подобных услугах. В процессе создания документа были проведены работы по обзору средств автоматической инвентаризации программного и аппаратного обеспечения (известны программы GASP, PC inventory, MSIA). Рекомендацией может стать eXponent Navigator (http://www.e-x.ru/pages/expnav.html), производства eXponent.

Exponent Navigator

Продукт предназначен для ревизии оборудования и программного обеспечения по сети. Сведения о компьютерах включают в себя данные о комплектующих (процессор, материнская плата, винчестеры, модули памяти, видео-карта, сетевые карты, принтера и другие устройства), операционной системе, драйверах и программном обеспечении.

По утверждению создателей программы, после организации автоматического сбора сведений о компьютерах есть возможность просматривать и упорядочивать эту информацию, подготавливать печатные отчеты и веб-публикации, выгружать данные в Microsoft Excel, XML и другие форматы. Возможности:

- автоматическая диагностика конфигурации компьютеров;

- автоматический сбор информации о компьютерах по сети;

- определение установленного оборудования;

- определение установленных программ;

- определение файловых характеристик;

- расширенные возможности сортировки, поиска и отбора данных;

- подготовка печатных отчетов;

- экспорт данных в MS Excel;

- автоматическая генерация веб-публикаций.

В бесплатном варианте программы существует ограничение – учет до 25 компьютеров; стоимость лицензии составляет $1 за 1 компьютер.

проектируем (что хотим)

Обработанные результаты исследования существующей системы являются основанием для моделирования новой, целевой системы. Этот вопрос черезвычайно важен и сложен. Усложняет рассмотрение данного вопроса и исторически сложившийся недостаток знакомства со свободным ПО, в частности Linux, большинства ИТ менеджеров и системных администраторов.

Существует масса литературы, в том числе русскоязычной, о Linux, в которой описано преимущество этой платформы с технологической точки зрения. Однако, все эти преимущества имеют значение вместе с главным вопросом – существованием широкого спектра прикладного ПО разного направления. Достаточно давно и широко распространен миф о том, что под платформу Linux существует ограниченное количество прикладного программного обеспечения для корпоративного пользования, в том числе офисной автоматизации. В подавляющем большинстве эти мифы создаются и подпитываются создателями и продавцами проприетарного ПО и имеют мало общего с действительностью. Развенчание данного мифа не является главной целью данной книги. Тем не менее, стоит заметить, что, к примеру, широта прикладного ПО является абсолютным фантомом с учетом сложившихся исторически стандартов на обмен документов. Так, к примеру, фактическим стандартом офисного редактора является Microsoft Office, редактором растровой графики – Adobe Photosop, а в качестве векторной графики черезвычайно распространен Corel Draw.

Еще одним вопросом является, зачастую, избыточная функциональность проприетарных продуктов, продиктованная не потребностями рынка, а мнением маркетологов. И за эту избыточную функциональность пользователь выплачивает достаточно большие деньги: стоимость лицензии на право использования программ, повышающуюся сложность эксплуатации и повышенные требования к аппаратному обеспечению.

В последнее время ситуация изменяется – появляется масса информации, посвященной прикладному применению Linux. Вероятно, наилучшим материалом будет данный документ :-), в котором планируется осветить множество административных и технических вопросов.

Однако, в данный момент документ только создается и информацию можно найти в разных источниках. Невозможно пройти мимо материалов Valery V. Kachurov, Несов Артем “Аналоги Windows-программ в Linux – таблица соответствий.” (http://linuxshop.ru/linuxbegin/win-lin-soft/). Этот ресурс содержит массу ценной информации. К сожалению авторы, кажется, забросили этот труд. Данный раздел сайта регулярно недоступен, но копию таблицы можно найти по адресу http://www.blif.net/modules.php?name=LinWin. Можно посоветовать ресурсы Open Source Applications Foundation
(http://www.osafoundation.org/), особенно http://www.osafoundation.org/desktop-linux-overview.pdf.

Результатом являются:

- описание технических характеристик рекомендуемого ПО;

- создания прототипа рабочих станций;

- подсчет стоимости лицензий на предлагаемое ПО;

- средние затраты на развертывание типов станций;

- переноса данных из наследованной системы в новую;

- обучения пользователей;

- подсчет стоимости внедрения ПО;

- создание примерного календарного плана внедрения;

- список рисков при внедрении свободного ПО;

- поддержки свободных решений;

- подсчет экономической эффективности новой системы на срок до пяти лет.

пилотный проект (проверка боем)

Из-за большого количества факторов в унаследованной системе, большого числа пользователей, на которых потенциально воздействует миграция, рекомендуется экспериментальное выполнение миграции в маленьком масштабе – пилотный проект. Этот этап необходим для проверки и корректировки планов миграции и прототипа новой системы. Именно пилотный проект является основой для принятия решения о внедрении новой информационной системы на базе СПО. Второй ценностью пилотного проекта является возможность информировать пользователей о новой системе, получить обратную связь с пользователями. Третьим аргументом в пользу пилотного проекта будет возможность экспериментальным путем определить более точно стоимость проекта.

При выборе объекта испытаний необходимо найти золотою середину. Во-первых, выбранный объект должен предоставить достоверные данные для оценки. Во-вторых, проведение пилотного проекта не должно оказывать критическое влияние на ведение бизнеса.

На данном этапе также производится обучение системных администраторов и конечных пользователей: предоставляются прототип методических материалов, документация, ресурсы в сети Интернет. Рекомендуется пользователей, которые участвуют в пилотном проекте «разгрузить» и дать возможность часть времени использовать на освоение новой системы.

Экспериментальный этап особенно востребован:

- если не была доказана возможность миграции пользователей от унаследованной системы к новой системе;

- если есть пользовательский скептицизм, который будет способен затормозить процесс миграции;

- организация испытывает недостаток корпоративной культуры (что, к сожалению распространено на территории СНГ);

- если есть ограниченные ресурсы для крупномасштабной миграции;

- организация большая, и в экспериментальный проект не вовлечено много пользователей;

- если унаследованные проприетарные системы стремительно эволюционировали как в - техническом плане, так и в снижении стоимости;

- не выяснен полностью экономический эффект миграции.

Чтобы преуспеть, пилотный проект:

- не должен относиться к критическому участку бизнеса;

- должен быть достаточно важен для бизнеса;

- не должен требовать черезмерного ресурса людей, которые уже ограничены во времени;

- должен иметь существенную группу поддержки;

- должна быть обеспечена обратная связь с пользователями (системы Help Desk);

- не должен быть в сфере иных ограниченный (к примеру, важный для бизнеса период).

В зависимости от величины организации, возможны одна или более экспериментальных стадий, позволяющих точнее определить строки и стоимость миграции на свободное. Важно оценить его результаты и определять, являются ли видение и цели практическими или они должны быть изменены или возможно даже оставлены. Данные от этих пилотных проектов должны быть использованы для корректировки планов и подсчета окончательно стоимости. В процессе эксперимента необходимо уточнить вопросы:

- описание прототипа рабочих станций;

- описание специфических настроек пользователя:

- средние затраты на развертывание типов станций;

- переноса данных из наследованной системы в новую;

- обучения пользователей;

- подсчет стоимости внедрения ПО;

- поддержки свободных решений.

планирование (что и как)

1. Создание плана миграции. План миграции должен отвечать на вопросы:

- описание фаз построения системы;

- определение потребностей поддержки;

- описание завершения миграции.

Фактически, производится окончательный выбор, как будет происходить миграция. Утверждается смета затрат на миграцию.

2. Описание фаз построения системы. Должна быть сделана оценка фаз построения системы , которые лучше всего поддерживают приоритеты пользовательских потребности.

План должен отвечать на следующий вопросов:

- В какой степени и какими этапами система должна быть установлена и развернута, чтобы максимально удовлетворять потребностям пользователей?

- Что необходимо для каждой фазы миграции на новую систему от клиентов организации и пользователей системы?

- Каково будет воздействие и риск использования системы на каждом этапе приращения?

Этапы развертывания системы должны быть четко обозначены в плане мигрирования; клиенты, разработчики, и пользователи должны быть ознакомлены. Оценки рисков должны быть выполнены перед завершением плана построения системы. Необходимо убедиться, что оценки планирования разумны, подход хорошо задуман в соответствии с приоритетами организации, и потенциальное воздействие на клиентов и пользователей приемлемо.

3. Определение потребностей поддержки. Нужно обеспечить оптимальный уровень поддержки, чтобы помочь пользователям в использовании новой системы. Кроме того, пользователи часто требуют, чтобы служба поддержки помогла им понять общие способности(возможности) целевой системы.

Вопросы, которые необходимо решить, включают:

- какого обучения и помощи в эксплуатации пользователи будут требовать?

- каков общий уровень поддержки миграции, которая будет требоваться пользователям, чтобы гарантировать успешную миграцию?

- как достигнуть принятия целевой системы пользователями и избежать сопротивления пользователей внедрению новой системы?

- каким образом будут сообщаться клиентам и пользователям неизбежные изменения в особенностях систем и услугах?

- возможна ли поддержка свободного решения ИТ подразделением организации или лучшим вариантом будет аутсорсинг?

План миграции должен сосредоточиться на решении этих вопросов, планируя поддержку пользователей в областях:

- система сообщения неприятностей;

- службы технической помощи для новых систем;

- техническая помощь пользователям, мигрирующим к новым системы;

- руководства пользователей на переходной и последующий периоды;

- обучение для пользователей в изучении и приспосабливании к новой системе, к выполнению тех же самых типов задач;

- возможность испытания использования новых систем;

- демонстраций использования новых систем, чтобы показать существующим пользователям унаследованных систем, как новая система работает и как они могут исполнять сопоставимые задачи;

- преодоления текущих эксплуатационных проблем.

На этапе обучения пользователей уделите особое внимание тем, кто является приверженцем старой системы и/или противником новых систем.

4. Описание завершения миграции. После окончания каждой новой фазы развертывания и обучения, разработчики и внедренцы должны гарантировать, что пользователи максимально комфортно мигрируют к новой целевой системе. План миграции должен предусмотреть, чтобы ускорить усилие миграции и к удалению унаследованной системы как только возможно.

Необходимо предусмотреть дополнительное усилие, которое может быть необходимо для "последних адептов" и других пользователей, кто испытывают непредвиденные проблемы. Другой аспект этой деятельности оценивает время и стоимость, чтобы закончить переход всех пользователей к новой системе и к удалить старые системы, построенные на нелицензионном проприетарном ПО.

Руководство организации, разработчики и внедренцы должны рассмотреть включение нескольких подходов, чтобы помогать мигрировать пользователям унаследованных систем:

- сообщать каждой группе пользователей, как и когда они должны совершать перенос своих задач на новые системы, каким образом изменяется рабочая нагрузка на период миграции с унаследованных систем;

- установить стимулы к действиям полностью перейти на новую свободную систему и устранить зависимости от унаследованных систем;

- предусмотреть помощь (программное обеспечение и дополнительный персонал) для преобразования унаследованных данных в новую систему; - порядок вывода из эксплуатации унаследованных систем;

- архивирование данных унаследованных систем и их хранение.

миграция (делаем)

Все, что остается на последнем этапе – работать согласно плану.

Активно управляйте и контролируйте процессы миграции:

- Установите критерии измерения и отслеживайте этапы миграции и затраты ресурсов на миграцию;

- Делайте периодические обзоры ситуации и ознакомливайте с ними, согласно полномочий и организационной политикой, заинтересованных людей (руководство, менеджеров проектов и спонсором);

- Устанавливайте систему отслеживания (tracking), чтобы управлять продвижением процессов (прогрессом), проблемами, решениями, и другими деловыми вопросами, которые относятся к планированию миграции и выполнению планов.



Вадим Машков, UA-FOSS, adiel@nospam.kiev.ua
обсудить статью
© сетевые решения
.
.