новости
статьи
.технологии

Программирование для платформы Flash под Linux

В этой статье мне хочется дать обзор текущему состоянию Flash-платформы, так сказать, панорамный вид с высоты птичьего полета, чтобы была видна вся картинка целиком.

Первая версия этой статьи была написана полтора месяца назад, но она уже успела устареть. Май 2008 года был насыщен событиями, связанными с платформой Flash и компанией Adobe. Двумя главными новостями, облетевшими в мае все блоги, посвященные Flash, были открытие исходных кодов Flash- плеера и выход его 10-й версии (пока бета).

Компания Adobe взяла быстрый темп и удивляет нас скоростью обновлений своих продуктов и изменениями лицензионных политик. Удивляют также собственные веб-приложения компании Adobe на базе Flash-платформы. Чего стоит один только "онлайновый фотошоп" — Photoshop Express
(http://photoshop.com/express).

Видя, как Adobe активно использует Flash-платформу в своих проектах, видя, с какими темпами она распространяется, как быстро растет число разработчиков, инструментов разработки и объемы информации о Flash, можно смело заявить, что в ближайшие пару лет Flash значительно подвинет HTML с его позиций в вебe. Появление конкурентных технологий от Microsoft и Sun также внушает уверенность, что эта сфера будет быстро расти и развиваться.

Распространяется Flash-платформа и в рунете, хоть и не такими темпами, как на западе. Такие проекты, как Alternativa Platform
(http://alternativaplatform.com/ru/) говорят о хорошем уровне Flash в России.

Отдельное внимание я хочу уделить разработке Flash-приложений под Linuxом и языку haXe (http://haxe.org) ибо именно это именно то, что я выбрал для себя. Вы спросите, зачем Flash-программисту нужен Linux? За тем же, зачем Linux нужен любому разработчику — бесплатная ОС и инструменты разработки, возможность гибко настроить и то и другое под себя, возможность создавать собственные инструменты. Продукты Adobe весьма хороши, но и довольно дороги. Хорошо, что им есть бесплатные альтернативы.

примеры Flash/flex приложений

Вот несколько примеров веб-проектов, сделанных на Flash-платформе.

- Flex Showcase (http://flex.org/showcase/)— каталог flex-приложений, содержащий более 300 примеров. Среди компаний, для которых разработаны эти приложения, встречаются Google, YouTube, Flickr, Harley-Davidson, Honda, Sony Ericsson, Volkswagen;

- Photoshop Express (http://photoshop.com/express) — он-лайновый графический редактор для обработки цифровых фото и фото-хостинг;

- Alternativa Platform (http://alternativaplatform.com/ru/)— пакет решений для разработки браузерных многопользовательских приложений; - tv.Adobe.com — пример хорошего Flash-сайта;

- Sprout Builder (http://sproutbuilder.com/) — он-лайн WYSIWYG редактор;

- Wallop (http://wallop.com) — community проект;

- FlashPhone (http://www.Flashphone.ru/ru/main)— бесплатный веб-сервис VoIP телефонии;

- Commapping.com — он-лайновая система для удаленной совместной работы. Для меня особенно интересна тем, что сделана на haXe;

Отдельного упоминания достойны 3D-движки, которых тоже имеется уже немало. Хорошая демонстрация уровня развития Flash-технологии. Их обзор лучше всего почитать на "Flash-потрошителе" (http://flash-ripper.com/archives/002293.php).

flash-плеер

Итак, Flash-платформа — это известный многим Flash-плеер, который существует в нескольких ипостасях (в виде плагинов к разным браузерам и в виде отдельного приложения). Он представляет собой виртуальную машину, умеющую выполнять (интерпретировать) байт-код, поставляемый обычно в файлах с расширением swf.

Flash-плеер мультиплатформенный, он работает под Windows, Mac OS и Linux. Сфера применения — клиентская часть для клиент-серверных приложений — Rich Internet Applications, как частный случай - для веб-приложений (где клиентская часть взаимодействует с веб-сервером по HTTP протоколу). Изначально он занимался воспроизведением векторной анимации. Но начиная с 8-й версии (а может и раньше), он превратился в полноценную платформу для функционирования самых разных приложений. 9-я версия принесла новую виртуальную машину и новую версию языка ActionScript, значительно мощнее и производительнее. А сегодня мы имеем уже 10-ю версию (бета), в которой появилось много полезных улучшений. Но главное, что именно с этой версии Flash-плеер становится open source. Ради этого Adobe даже заменил проприетарные аудио и видеокодеки на открытые аналоги.

Flash-плеер традиционно силен возможностями для разнообразных дизайнерских эффектов (чем и известен в большей мере). Постоянно растут его мультимедийные возможности, в частности, он начал работать с видео высокого качества (формат H.264). Улучшается взаимодействие с операционной системой локального компьютера. Появилось аппаратное ускорение графики (Flash-плеер стал использовать возможности видеокарты, и как результат — стали бурно развиваться различные 3D-движки). Он имеет довольно строгую политику безопасности (о которую часто спотыкаются неопытные разработчики, налаживающие взаимодействие Flash-клиента с сервером).

Вы все еще думаете, что это проигрыватель прикольной анимации и навязчивых банеров? Нет, это новая среда для функционирования
многопользовательских клиент-сервеных приложений и сервисов.

технология

Традиционно роль клиентской части для веб-приложений выполняет браузер. А программирование и построение пользовательского интерфейса делается средствами HTML, CSS, JavaScript (после того, как удалось устранить необходимость перегружать HTML-страницу, такую технологию стали называть AJAX). Но у Flash-плеера есть несколько весомых преимуществ перед AJAX:

- Во-первых, он может взаимодействовать с сервером не только по HTTP-протоколу, но и устанавливать постоянное соединение с сокетом на любом порту. И таким образом можно делать клиент-серверные приложения, работающие в real-time.

- Во-вторых, он может взаимодействовать с медиа-сервером по RTMP-протоколу и передавать/получать потоковое видео и звук. В этой сфере конкурентов у Flash мало.

- В-третьих, у Flash-плеера нет проблем с кроссбраузерной совместимостью. Мне встречались некоторые нюансы поведения Flash-плеера в Opera или в Safari под Mac OS, но это не идет ни в какое сравнение с проблемами, характерными для JavaScript.

- В-четверных, Flash уже вышел за пределы браузера; с помощью технологии AIR (http://adobe.com/products/air) можно создавать десктопные приложения, тесно взаимодействующие с операционной системой локального компьютера (справедливости ради должен сказать, что AIR-приложения можно делать и на HTML + JavaScript (и AJAX).

Таким образом, сфера применения Flash-технологии шире чем разработка веб-приложений. И это заметили такие компании как Microsoft и Sun, и начали разрабатывать свои технологии, конкурирующие с Flash (правда пока только частично).

Конкурент со стороны Microsoft — Silverlight — еще одно средство для построения RIA. Он сразу разрабатывался с поддержкой видео высокого качества (чего сначала не было у Adobe, но Adobe быстро подтянулись). Он также поддерживает векторную графику и анимацию, может работать в браузере (как и Flash, за счет плагина) и на десктопе. Мультиплатформенный настолько, насколько мультиплатформенным является .NET. Пожалуй, главный его козырь, это язык C#. .NET-программисты могут сразу разрабатывать Silverlight-приложения в привычном для себя окружении. Конкурент со стороны Sun — JavaFX. Это технология не для веб-приложений, но для RIA. JavaFX представляет собой скриптовый язык, наследующий мощь Java, но более простой в применении. Он также предлагает средства для работы с видео,а судя по срокам его появления, это явно ответ на технологию AIR от Adobe.

средства разработки

Итак, Flash-плеер — это интерпретатор байт-кода. Соответственно, любую программу которая умеет генерировать такой байт-код, можно отнести к средствам разработки для Flash платформы. Таковых имеется не так уж мало.

Для каждой программы я буду указывать платформу, на которой она может работать, ее открытость (проприетарная или open source) и доступность (платная или бесплатная).

Flash IDE. На первом месте по известности, и на последнем по удобству использования, идет Adobe Flash CS3 (http://adobe.com/products/flash), в прошлом — Macromedia Flash, также называемый Flash IDE или просто Flash. Говоря об удобстве использования, я имею в виду удобство для программиста. Это изначально среда для дизайнера, таковой она является и сейчас, хоть и имеет средства программирования: редактор кода, компилятор и отладчик. В качестве среды для дизайнера он весьма хорош. Платформа - Windows и Mac OS. Софт проприетарный и платный.

Adobe Flex 3 ( http://adobe.com/products/flex ) он же Flex Builder 3 является следующим по значимости продуктом. Среда разработки построена на базе Eclipse и уже поэтому не может быть плохой. Основные его преимущества - большой фреймворк с готовыми gui-компонентами, хорошая, очень большая по объему (даже огромная) документация, поддержка компании Adobe.

Документация во Flash IDE, а теперь и в Flex, одна из самых лучших. Очень большая, хорошо структурированная, и, что очень важно, с примерами кода. Много раз я бывал в ситуации, когда прочитав документацию к какому-либо классу, оставался в недоумении, а как же все-таки его использовать? В документации Adobe не так — глянешь на пример кода и все сразу становится ясно. Особенно удобно, что она интегрирована с IDE, будь то Flash IDE, будь то Flex Builder будь то Eclipse+FDT. F1 на нужном классе или методе — и документация по нему перед глазами.

Из особенностей — для разработки используется язык MXML, подмножество XML, который при компиляции транслируетcя в ActionScript3. Впрочем, он используется только для описания gui-интерфейса приложения, а программная логика пишется на ActionScript. Вторая особенность — наличие режима дизайнера, где можно строить gui-интерфейс, перетаскивая готовые элементы на панель и задавая их свойства, подобно тому, как это делается во многих современных IDE. При этом автоматически генерируется MXML-код.

Лично для себя я не вижу особой пользы от MXML, с тем же успехом можно генерировать и ActionScript-код из режима дизайнера. Но могу предположить, зачем он нужен. Это позволяет разделить дизайнерскую работу по построению gui-интерфейса и работу программиста, подобно тому, как в веб-программировании разделяется работа HTML-кодера и PHP-программиста. Думаю, HTML-кодеру не сложно будет освоить MXML и участвовать в разработке, даже не зная ActionScript.

Сказаное про MXML — это сугубо мое личное мнение. Могу же я в своей статье высказать личное мнение, пусть даже оно спорное. Но для большей объективности добавлю мнение Артемия Малкова: "Лучше все-таки быть аккуратнее и не умалять важности MXML. Декларативный язык описания интерфейса - это то к чему шли все GUI- платформы. Взять тот же XAML... MXML имеет очень важные возможности, такие как binding, скинование, стейты или управление временем создания компонентов. Понятно, что для сложных компонентов нужно использовать чистый as, но для большого количества задач MXML - большой шаг вперед."

Платформа - Windows, Mac OS, Linux. Софт проприетарный, платный (бесплатная лицензия для студентов). Версия для linux пока только альфа.

Adobe Flex SDK (http://opensource.adobe.com/wiki/display/flexsdk/Flex+SDK) — фреймворк, включающий компилятор и необходимые библиотеки. Он является частью Flex Builder. Позволяет скомпилировать ActionScript код в swf-файл. Для разработки понадобится какая-либо IDE или просто текстовый редактор. Мультиплатформенный, бесплатный, open source.

Eclipse + FDT. И вот, наконец, он — тот инструмент, которым я пользуюсь. Это Eclipse + плагин FDT (http://fdt.powerflasher.com), что расшифровывается как Flash Development Tool. Мультиплатформенный, проприетарный, платный (плагин, а не Eclipse). Версия 1.5 работает с ActionScript2.0, для компиляции требует Flash IDE или mtasc. Версия 3.0 работает с AS2, AS3, для компиляции требует Flex SDK. В нем есть все, что бывает в любой серьезной IDE: менеджер проектов, мастера для создания классов и интерфейсов, рефакторинг, поиск по проектам, закладки, интеграция с системами контроля версий и прочее. Частично этот функционал обеспечивается самим Eclipse. Но Eclipse ничего не знает про ActionScript, поэтому все, что связано со спецификой языка, обеспечивается плагином. Большинство этого функционала есть и во FlexBuilder (который тоже не что иное, как плагин к Eclipse), но не все. FDT имеет несколько важных функций, которых не хватает во FlexBuilder.

1) Парсинг кода на лету. FDT имеет собственный интерпретатор, который на лету анализирует код и сразу подсвечивает ошибки: неопределенные переменные и методы, неправильные типы данных в параметрах функции, неправильные типы возвращаемого значения, неизвестные имена классов и т.д. Все это настраивается очень гибким образом и помогает в двух моментах: сохранять хороший стиль программирования и смело идти на рефакторинг. Во Flex Builder такая функция тоже есть, но она слабее по возможностям и работает не на лету, а только после сохранения файла. К тому же парсер Flex Builderа проверяет только те классы, которые включены в проект. То есть, создав новый класс и набросав десяток строк кода, вы не увидите никаких ошибок в этом коде, пока не создадите экземпляр этого класса где-нибудь в коде проекта.

2) Quick Fix — прекрасное дополнение к парсеру кода. FDT не только подсвечивает ошибки, но и предлагает варианты исправления ошибки: импортировать класс, создать класс, добавить свойство или метод в класс и т.д.

3) Шаблоны кода - в Eclipse они мощные, как нигде больше. В шаблонах можно применять переменные, собственные или встроенные, со специальными значениями (позиция курсора, имя текущего класса, имя текущего метода и т.д.). Удивительно, что в FlexBuilder таких шаблонов нет. Это, пожалуй, главный его недостаток, с которым я не смог смириться, потому что уже привык к своим шаблонам, применяемым бессознательно, на автоматизме.

FlashDelevop (http://flashdevelop.org) — также довольно известная IDE с неплохой поддержкой ActionScript. И пока это единственная IDE, нативно, без всяких плагинов поддерживающая haXe (начиная с 3-й версии, во 2-й версии поддержка haXe обеспечивается плагином). Платформа — только Windows, open source, бесплатный.

Другие. Интересен тот факт, что начали появляться аналоги Flash IDE от других производителей. В частности, это SWiSH Max2, не уступающий Flash IDE по функционалу (по утверждению производителя). Как и Flash IDE, это инструмент для дизайнера. Он представляет собой векторный редактор с таймлайном. Так же он имеет собственный скриптовый язык — SwishScript. Особо примечателен своей ценой — в 4 раза дешевле Flash IDE. Платформа — только Windows, проприетарный, платный.

Кроме того, существуют экзотические средства, которые можно причислить к средствам разработки для Flash-платформы. Например, библиотеку ming в РНР, и которая умеет создавать swf-файлы. Или swfmill — программа, которая может создать swf-файл, содержащий объекты в библиотеке, по описанию из XML-файла.

разработка под Linux

Существуют много Flash-разработчиков, принявших идеологию Open Source. И хотя многие из них используют Windows, а не Linux, но мы не будем обращать на это внимание. Ведь нам важен Open Source, а не та или иная операционная система, неправда ли? Такие разработчики обитают на сайте osflash.org. Там имеется хостинг проектов, управление проектами и сообщество разработчиков.

Заглянув туда, мы удивляемся обилию открытых проектов на базе Flash-платформы, и нам не терпится принять во всем этом участие. Но сперва нам нужно выбрать инструменты для работы.

Итак, чем может пользоваться Flash-разработчик под Linux? Для начала давайте определимся, нужна ли нам IDE, или будем строить свой набор инструментов на базе какого-либо универсального текстового редактора.

Если мы хотим иметь IDE, то у нас два основных варианта — Flex Builder 3 от Adobe или Eclipse с плагином FDT. Оба варианта (Flex Builder и FDT) платные, причем FDT стоит уж совсем неприлично дорого. Еще есть вариант с запуском FlashDevelop из-под Wine, но это оставим фанатам FlashDevelop. Для полноты можно назвать и IntellijIDEA. Это среда разработки для Java, но она поддерживает и Flash-разработку. Продукт платный, но имеет Open Source License для открытых проектов. Такой выбор подойдет Java-программисту, решившему освоить и Flash-платформу.

Сам я пошел по второму пути и строю свою систему на базе Vim, дополняя его плагинами и shell-скриптами. Конечно, с тем же успехом можно использовать Emacs или другой редактор, и любой скриптовый язык. Тут возможности безграничны. В качестве языка программирования я использую haXe, а не ActionScript. Он мне нравится более гибким и лаконичным синтаксисом и быстрым компилятором. У haXe есть свои приятные фишки, но о нем ниже будет отдельный разговор.

И, кстати, если вы все-таки хотите иметь IDE, но не хотите платить деньги, то для haXe есть вариант Eclipse + плагин EHX . Пока возможности этого плагина не велики, но работа над ним идет, и авторы обещают добавить в скором времени полноценный отладчик.
Напоследок можно упомянуть проект Flash4linux. это клон Flash IDE, работающий под Linux. То есть, это инструмент для дизайнера, и пока он далеко уступает оригиналу.

компиляторы

В плане компиляторов у нас есть из чего выбирать. И выбор этот очень важный. Я думаю, даже важнее, чем выбор IDE. Ведь по сути дела, компилятор, это и есть язык программирования. Язык — это средство общения, а язык программирования — это средство общения с компилятором. Например, ActionScript не поддерживает типизированные массивы, а mtasc их поддерживает. И если вы пишете код для mtasc, то вы пользуетесь уже другим языком — ActionScript с поддержкой типизированных массивов.

Мне известны только два "производителя" компиляторов для Flash-платформы: компания Adobe и некий француз Николас Каннассье — автор компиляторов mtasc и haXe.

Flash IDE compiler - компилятор, входящий в состав Flash IDE. Компилирует AS1.0, AS2.0, AS3.0. Платформа - Windows и Mac OS, проприетарный, платный. Отдельно от Flash IDE не существует. По эффективности довольно медленный. Я бы даже сказал — неприлично медленный.

Mxmlc - компилятор, входящий в состав Flex SDK. Компилирует AS3.0 и MXML. Мультиплатформенный, проприетарный, бесплатный. По эффективности неплохой, но уступает mtasc и haXe.

Motion-Tween ActionScript Compiler. MTASC - как много в этом слове, для сердца Flashера слилось. До появления AS3.0 и haXe это был главный инструмент серьезных Flash-программистов (не дизайнеров). Сейчас он сдал вахту компилятору haXe, своему прямому потомку. Но в проектах, написанных на AS2.0 свои позиции сохранил. Компилирует только AS2.0, но делает это так быстро и качественно, что пользоваться чем-то другим не хочется. Мультиплатформенный, open source, бесплатный.

Поскольку большинство моих проектов написаны на AS2 я до сих пор им пользуюсь. Mtasc собирает проект из более чем 600 классов за полторы секунды. Flash IDE Compiler делает тоже самое секунд за 20. Как я уже говорил, mtasc имеет свои фишки в плане синтаксиса языка. Например, он позволяет писать код в конструкторе класса до вызова суперконструктора, чего не позволяет Flash IDE Compiler.

haXe - потомок mtasc и еще одно детище Николаса Каннассье. haXe вырос в самостоятельную платформу разработки веб-приложений, довольно популярную на западе, но у нас практически не известную. Для Flash-разработчика главное, что этот язык полностью поддерживает API Flash-плеера, как 8-го так и 9-го, и потому является полноценной заменой компилятору mxmlc. haXe мультиплатформенный, open source, бесплатный.

несколько слов о haXe

Выбрав haXe основным инструментом разработки, я не могу не посвятить ему отдельный раздел.

haXe — это самостоятельная платформа, и разработка Flash-приложений, это только подмножество ее возможностей. На haXe можно разрабатывать и серверную часть приложения, и десктопные приложения. Основная идея haXe состоит в том, чтобы предоставить один язык программирования для разработки всех частей веб-приложения: Flash-клиент, JavaScript-клиент в браузере, серверная часть. Для этого компилятор haXe может компилировать один и тот же язык в разные байт-коды или транслировать его в код на другом языке.

Код haXe компилируется (или транслируется) в:

- swf-файл 8й версии;

- swf-файл 9й версии;

- ActionScript3.0 код;

- JavaScript-код;

- Neko-байт-код;

- PHP-код;

Это уникально - один и тот же язык программирования может компилироваться в разные байт-коды и транслироваться в другие языки. Как сказал один мой знакомый — ".Net наоборот".

Всю полноту информации можно почерпнуть на официальном сайте haxe.org, а также много полезной информации можно найти на сайте haxe.ru, где отечественные энтузиасты haXe (в том числе и я) делятся своим опытом.

Функционал серверной части реализуется возможностями виртуальной машины Neko. Эта машинa и язык программирования Neko также разработаны Николасом Каннассье. Neko сам может работать как веб-сервер, или подключаться к Apache в виде модуля.

Конечно, Neko не встретишь на обычном веб-хостинге, и вам понадобится собственный сервер для такого проекта. Поэтому Николас добавил возможность транслирования haXe в PHP-код. Пока этот функционал с состоянии альфа-версии, но он войдет в новый релиз haXe 2.0

серверная часть

Очевидно, что swf-файл, проигрываемый во Flash-плеере — это только клиентская часть более крупного, клиент-серверного приложения. В большинстве случаев Flash-разработчику нужно взаимодействовать с какой-нибудь серверной технологией. И нам нужно знать с какими технологиями можно работать и каким образом.

На первый вопрос ответ очень простой — с любыми. На второй вопрос — есть три способа:

1. Взаимодействие с веб-сервером по http-протоколу, подобно тому, как это делает веб-браузер. Собственно, это как раз и делает веб-браузер — он посылает запросы веб-серверу по просьбе Flash-плагина и передает ему (плагину) ответы сервера. Стало быть, здесь применяются все те же технологии, что и в веб-программировании: PHP, ASP, JSP, Perl, Ruby и вообще что угодно через CGI.

2. Постоянное соединение по сокету на любом порту и взаимодействие с любой серверной программой-демоном. Тут более актуальны Java, C/C++. Но возможны, конечно, любые варианты (я для себя сделал небольшой сервер на Ruby).

3. Отдельно можно упомянуть соединение по RTMP-протоколу. Хотя это частный случай предыдущего варианта, он имеет особое значение, потому что применяется для передачи потокового видео и звука. Стало быть, это вариант №1 для мультимедийных приложений.

медиа-серверы

Отдельно нужно поговорить о медиа-серверах. Передача видео — это, вероятно, одно из самых перспективных направлений для Flash-приложений. Не зря Microsoft Silverlight сосредоточился в первую очередь на нем.

Медиа-сервер позволяет передавать потоковое видео и звук между клиентами (Flash-плеерами). Для передачи используется формат flv а с недавних пор (с выходом Flash Media Server 3 и Flash Player 9.0.115) и видео высокого качества в формате H.264.

В настоящее время основные варианты следующие: Flash Media Server, Red5, Wowza; и со всеми ними мне приходилось работать. Для Flash Media Server я писал серверную часть приложений, для остальных — только тестировал работу клиента.

Flash Media Server — разработка компании Adobe. Со сменой версии любит менять название. Я знал его как Flash Community Server 1.5, Flash Media Server 2.0, а теперь он называется Adobe Flash Media Interactive Server 3. Это самый эффективный и производительный сервер, стабильный в работе и способный поддерживать много клиентов и потоков видео. Есть версии для платформ Windows и Linux (официально поддерживается только коммерческий Red Hat), проприетарный, платный, причем очень дорогой. Его высокая цена заставляет искать компромиссы — ставить Red5 или Wowza, или пользоваться услугами rtmp-хостинга.

Для разработчиков есть бесплатная версия, в которой ограничено число соединений - не более 10. Для него очень просто писать серверную часть — используется язык ServerSide Action Script, аналогичный Action Script 1.0, но с некоторыми особенностями. Поэтому Flash-разработчики легко могут его освоить.

Red5 — медиа сервер на базе Java, разработка open source community. Мультиплатформенный, open source, бесплатный. На его базе можно (и нужно) писать собственные медиа-приложения на языке Java. Собственно, он представляет собой фреймворк для таких приложений. В инете о нем много хороших отзывов, но из личного опыта скажу, что он очень проблемный. Работает нестабильно, виснет и требует перегрузок, производительность низкая. Не рекомендую его использовать, если вы предполагаете больше 30 одновременных соединений.

Wowza — коммерческая разработка компании Wowza Media Systems. Мультиплатформенный, проприетарный, платный. Но в сравнении с Flash Media Server цена выглядит приемлемой. Он основан на Red5 сервере, но компании удалось довести все до ума - сервер значительно стабильнее и производительнее. Это та самая "золотая середина" которую я и рекомендую к использованию.

Rtmp-протокол с недавних пор также открыт, так что любой желающий может написать свой-медиа сервер, который будет взаимодействовать с Flash- плеером.

И в первых рядах таких желающих... Кто бы вы думали? Николас Каннассье! Зная высокое качество его разработок, я думаю, что его haXe Video сервер будет уж никак не хуже Red5. И, конечно, серверный код для него пишется на haXe.

За ним по пятам идет Takuma Mori, которые выпустил медиа-сервер RubyIZUMI. Надо ли говорить, на каком языке программирования написан этот продукт?

Некоторый недостаток RTMP-протокола состоит в том, что он не поддерживает шифрование, и данные по нему передаются в открытом виде. Но с выходом 10-го Flash-плеера эта проблема решена. Плеер (и Flash Media Server) будет поддерживать новую версию протокола — RTMFP, с шифрованием данных.

в завершение

Итак, мы видим, что компания Adobe — флагман Flash-платформы, семимильными шагами движется к доминированию на рынке Rich Internet Applications и технологий передачи видео в интернете. Компании Microsoft и Sun стремятся потеснить опасного конкурента. А open source community легко и весело дублирует все Flash-технологии, делая реальным существование open source Flash-разработчика.

Данный текст является адаптированной для "Сетевых решений" версией статьи, периодически обновляемый оригинал которой находится по адресу: http://yzh44yzh.com/?blog/flash_platform2



Юрий Жлоба
обсудить статью
© сетевые решения
.
.