опыт внедрения свободного ПО в американской государственной школе

В прошлом учебном году я работал администратором в сельской школе в Иллинойсе. Пытаясь сэкономить школьные деньги, я внедрил OpenOffice.org, GIMP, Firefox, Thunderbird. На нескольких рабочих машинах и на паре серверов был установлен Linux. В качестве дистрибутива был выбран Ubuntu. На серверах для пробы устанавливались также OpenSUSE, Debian, Fedora и Slackware. Открытое ПО и операционные системы некоторыми были встречены с одобрением, некоторыми с неприятием, а некоторыми - с сомнением.

на что я шел...

Мой контракт подразумевал семичасовой рабочий день (с 8:00 до 15:30, с неоплачиваемым 30-минутным обедом) на протяжении 215 дней. Я был единственным специалистом, обслуживающим более 100 PC, шесть компьютеров Apple, два сервера (их количество позже выросло до пяти), принтеры, сканнеры, свичи, сеть, программное и аппаратное обеспечение, веб-сайты, информационную систему для студентов и компьютеризированную систему экзаменов. Работы всегда хватало.

Условия контракта не способствовали нормальному выполнению обязанностей. Мне сообщили, что школьный округ в скором будущем объединит должности системного администратора в средней и начальной школах в одну. Я старался проявить себя с наилучшей стороны, так как рассчитывал на прибавку к зарплате, которую принесло бы мне совмещение двух администраторских должностей. С самого начала своей работы я начал приводить в порядок изрядно запущенную инфраструктуру.

Сеть была преимущественно 10-мегабитной. Несколько участков кабеля 5 категории использовали только две пары. Эти кабели были обжаты заново, чтобы использовать все 8 жил. Магистральные линии были 100-мегабитными, но 24-портовые свичи D-Link в большинстве своем были перегружены. В сети были узкие места, существенно тормозившие работу. Были свичи с проблемными портами. В некоторых местах стояли хабы. Был даже участок коаксиального кабеля, соединяющий концы здания. Разные части здания теряли связь часто и неожиданно.

Эти проблемы я решил заменой свичей 10/100 на 10/100/1000 управляемые свичи Linksys с возможностью подключения оптики. Я использовал 48-, 24- и даже несколько 12-портовых свичей. Я проложил почти милю кабелей пятой и шестой категории по стенам и потолкам, заменив магистраль и кабели в двух третях всех комнат здания. На свичах было настроено агрегирование портов для обеспечения распределения нагрузки и избыточности магистрали. Гигабитные линии связали все здание. Все это было проделано за три недели до начала учебного года.

За это время 30 ПК Systemax (Pentium 4, Windows XP Professional, 80 GB жесткие диски, CD-RW и DVD комбо-приводы и гигабитные сетевые карты) заменили 30 ПК (Windows 98SE, Pentium 3, 20 GB жесткие диски и приводы CD-ROM). Новые ПК были установлены и настроены в течении недели. Все ПК (в основном Windows XP Professional и пара дюжин Windows 2000) в здании были пропатчены до наиболее актуальных версий. Были обновлены антивирусные базы. Все было готово к началу учебного года.

К концу года я перестроил веб-сайт, приведя HTML и CSS к стандартам при помощи Bluefish. Изображения я создавал в GIMP, а документы в PDF конвертировал в OpenOffice.org.

новые открытия

По-моему, время до начала учебного года было подходящим для установки кое-каких программных продуктов из числа Open Source. Я создал ресурс на файловом сервере и сложил туда OpenOffice.org, GIMP, Firefox и Thunderbird. Устанавливать ПО по новой сети было одно удовольствие. Я снабдил почти все компьютеры набором из OpenOffice.org, GIMP и Firefox за минимум времени. Thunderbird был установлен только на некоторых машинах в администрации.

Я планировал использовать OpenOffice.org на всех компьютерах, а Microsoft Office оставить только на компьютерах в классах информатики и деловодства, так как все учебники по этим предметам были рассчитаны на Microsoft Office и только на него.

Также я рассчитывал сделать загрузочные диски с OpenOffice.org, Firefox, GIMP и Thunderbird, чтобы студенты могли устанавливать эти программы на домашних компьютерах. Учитывая, что школа была сельской, и многие студенты жили около или за чертой бедности, а также то, что у многих доступ в интернет был только по телефону, подготовить диски со свободным ПО имело смысл.

К сожалению, преподаватель информатики смысла в этом не видел, так как OpenOffice.org - это не Microsoft Office, а учебники были именно по Microsoft Office. Считалось, что, раз OpenOffice.org бесплатный - значит, он хуже. Я ни разу не видел, чтобы этот преподаватель хотя бы попробовал OpenOffice.org. Я заметил всего нескольких учащихся, пользовавшихся OpenOffice.org, некоторые из них даже установили его у себя дома. С другой стороны, Firefox многие учителя и учащиеся (особенно учащиеся) нашли удобным в использовании. Но даже при этом некоторых учителей пришлось обучить преимуществам использования Firefox перед Internet Explorer.

Ubuntu Linux спас несколько компьютеров от попадания на свалку. В классе изобразительного искусства были старые глючные iMac'и (которые разноцветные). К ним в компанию были добавлены несколько PC с Ubuntu Linux и установленным набором графических программ, таких как GIMP, Inkscape, Bluefish, Scribus и Blender. Учитель изобразительного искусства не возражал. Энтузиасту, сидевшему в нем, это было интересно, но в будущем он все же хотел заполучить несколько ПК поновее с Windows и Adobe Creative Suite. Будучи знакомым с основами изобразительного и рекламного дизайна и издательского дела, я подумал, что он прав. Хотя программные продукты Open Source и делают успехи, но в мире графического дизайна они тягаться еще не готовы. Однако есть дизайнеры, которые с помощью программ с откртым кодом делают ошеломляющие вещи. Чего действительно зачастую не хватает - так это проработанного пользовательского интерфейса, а подчас и стабильности (Scribus'у, например). Однако, со временем и это в софте Open Source будет исправлено.

Преподователь промышленного дизайна и САПР заинтересовался Ubuntu Linux и программой QCAD. Он планировал научиться работать с QCAD, чтобы оценить его возможности в сравнении с AutoCAD. QCAD мог бы послужить учащимся бесплатным инструментом для укрепления своих знаний в области САПР. Большинство студентов, изучающих САПР, не могут позволить себе AutoCAD для своих домашних компьютеров.

С Linux на дополнительных серверах (старые ПК из классов) проблем никогда не возникало. Большинство людей даже не знали, что он там есть - замещает или временно перебирает на себя функции некоторых сервисов Active Directory, обеспечивает базу для тестирования веб-сервера, поддерживает веб-сервер для интранет и дополнительную базу данных, а также тестирование CMS-решений.

Я даже настроил мою рабочую станцию на двойную загрузку Windows 2000 и Ubuntu Linux. Последние пять месяцев учебного года я работал только в Ubuntu. Без малейших проблем. Я использовал OpenOffice.org, Firefox, Opera, GIMP и Bluefish ежедневно.

При помощи Linux я оживил отказавший сервер файлов и приложений с RAID-5, на котором слетела Windows Server 2000. Я думаю, что все серверы должны иметь отдельные массивы для операционной системы и данных. В длительной перспективе это избавляет от очень многих головных болей. Старший инспектор и директор хотя и приветствовали открытое программное обеспечение с точки зрения экономии денежных средств для школы, однако они ни пробовали использовать его сами, ни оказывали никакой поддержки в продвижении школы в сторону использования решений с открытым кодом.

мои наблюдения и суждения

Программное обеспечение с открытым исходным кодом работает в образовательной сфере и в управленческой/офисной среде. Но нужна высокая степень подготовки, чтобы оно заработало. А именно - руководство, понимающее ценность и качество программного обеспечения с открытым исходным кодом для школьного образования.

В штате преподавателей по-прежнему есть учителя нетехнических специальностей, которые не изучают возможности замены используемого программного обеспечения. Это обычно старые, наиболее консервативные учителя. Мало что побуждает учителей к изменениям. Это изъян в системе образования. Некоторый упрек приходится адресовать сообществу открытого ПО за то, что не предпринимается "открытой" маркетинговой кампании подобно тому, как это делают компании, разрабатывающие программное обеспечение с закрытым исходным кодом для продвижения своих товаров. Примените принцип open source к маркетингу ПО open source, и распространение открытого ПО и ОС будет не остановить. Сообщество открытого ПО осознает происходящее, но маркетинг - не его сильная сторона. Черт, мы компьютерные спецы. Но мы не пронырливые, настырные торговцы. Я знаю, что вы все думаете: "конечно же, за исключением меня".

Именно мы должны "выложить факты на стол" и поднять применение открытого ПО на новый уровень. Но "факты" должны быть именно фактами, а не слепыми восторгами или "мерянием пузом". Факты должны быть трезвыми суждениями. Иначе они опустятся до уровня "опасений, неуверенности и сомнений", в которых столь преуспели компании, разрабатывающие закрытое ПО.

так что насчет этого учебного года?

Мой контракт не был продлен. В конечном счете, все свелось к финансированию. У меня нет лицензии на право преподавания, поэтому деньги на мою зарплату выплачиваются из окружных фондов, тогда как в случае, если обязанности системного администратора выполняет преподаватель, то половина его заплаты выплачивается из средств федерального правительства.

У старшего инспектора также стало вызывать некоторые опасения, что я был единственным, кто умеет администрировать Linux. По-моему, операционные системы с закрытым кодом оболванены до нетехнического уровня, что выглядит более привлекательным для школьного руководства, не имеющего технической подготовки. Боязнь неизвестного. Сейчас open source открывает свою базу знаний и успокаивет страхи честным маркетингом. В конечном счете, возможно, я также не смог научить учителей, хоть я и знаю немало о сетях, системах и ПО. Иногда чокнутые - не лучшие миссионеры. Что ж, есть над чем поработать на следующей работе... когда я, наконец, ее найду.



Richard F Crawley III.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 06 за 2008 год в рубрике мнение

©1999-2024 Сетевые решения