О планировании карьеры, плане профессионального развития и не только...

Карьера! Как много в этом слове...

редакционное вступление

В любой сфере человеческой деятельности можно успешно сделать карьеру. ИТ – не исключение. Наоборот, поскольку информационные технологии переживают в 21 веке некоторого рода бум, многие молодые люди видят для себя возможность быстрого карьерного роста именно в сфере ИТ. Эта статья – содержит как базовые рецепты успешного продвижения по карьерной лестнице, справедливые для любой отрасли, так и советы, характерные именно для ИТ. В качестве примера дана такая востребованная и популярная на сегодняшний день профессия, как тестировщик – лицо, занимающееся контролем качества программного обеспечения.

Рост... Развитие... Карьера... План профессионального развития... Оценка... Аттестация... Обучение...

Все чаще и чаще мы сталкиваемся в своей повседневной (рабочей) деятельности с этими и со многими другими HR-терминами.

Что это такое? Для чего они нужны? Что с ними делать? Как это на мне отразится? Как это мне поможет? И это далеко не полный перечень вопросов, которые каждый и нас задает, когда дело доходит до "воплощения в жизнь" хотя бы одного из этих определений.

По роду своей деятельности (а я профессионально занимаюсь вопросами тестирования и качества больших корпоративных информационных систем - руковожу группой тестировщиков) мне также приходится сталкиваться с перечисленными выше понятиями, поскольку самая приоритетная для меня задача - это профессиональный, карьерный рост и развитие сотрудников. Поэтому в рамках данной статьи мне бы хотелось затронуть такие темы, как планирование личной карьеры и разработка плана профессионального развития.

Почему именно эти темы? На мой взгляд, во-первых, именно эти две вещи лежат в основе успешной карьеры, качественного и добросовестного выполнения своих обязанностей, а также достижения высоких результатов и, во-вторых, именно они на первых этапах вызывают наибольшее количество как психологических, так и технических сложностей: как планировать карьеру, как составлять план, что он должен в себя включать, как его использовать и т. п?

Стартом для написания данной статьи послужило желание объяснить молодым "карьеристам" с чего начинать планирование карьеры, какое место в данном процессе играет план профессионального (и, кстати, личностного тоже) развития, для чего он нужен и из каких элементов состоит.

Все рекомендации и советы данной статьи носят достаточно общий характер, поэтому могут быть применены для любого человека, в какой бы сфере деятельности он не был занят. Дополнительно(поскольку моя текущая деятельность, все-таки, связана с тестированием и тестировщиками), последним блоком я постарался проиллюстрировать на примере, как может выглядеть путь профессионального и карьерного развития тестировщиков, то есть специалистов в сфере контроля качества (или тестирования программного обеспечения).

о планировании карьеры

Планирование карьеры - это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.

Здесь же хочу отметить, что поскольку речь идет о некотором плане, то, как и любому другому плану, карьерному плану свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т. д.

Так с чего же начать? Как не ошибиться и сделать все правильно?

Для того, чтобы принять взвешенное решение относительно своей карьеры, сначала необходимо понять, кто вы и что вы из себя представляете. В этом вам поможет самоанализ и самооценка.

Самооценка - это процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, что нравится и что не нравится, сильные и слабые стороны.

Полученные в результате самооценки знания о ваших личных интересах, об отношении к чему-либо и ценностях помогут вам:

- управлять вашими решениями, вашим жизненным направлением;

- понимать и оценивать других;

- быть гибким и способным видеть жизнь с различных точек зрения;

- повышать удовлетворенность жизнью;

- устанавливать карьерные цели.


Представленная ниже информация также поможет вам определиться с карьерными целями:

- чего вы надеетесь достичь в жизни;

- аспекты деятельности, которые вам нравятся и не нравятся;

- знания и навыки, которые вы приобрели за счет образования, на предыдущих местах работы, за счет хобби, добровольной работы, клубов и рабочих организаций;

- пройденные тренинги, курсы и образовательные программы, которые могут быть применимы к будущей работе;

- личное время и усилия, которые вы готовы потратить для подготовки к продвижению по карьерной лестнице.

И, наконец, процесс планирования карьеры может быть упрощен за счет оценки вашего собственного SWOT – Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Treats (опасности).

Обязательно письменно зафиксируйте результаты самооценки и свои профессиональные и карьерные цели. Сделать это необходимо именно письменно, так как только когда человек перекладывает свои мысли на бумагу, он начинает осознавать их более четко и ясно, на бумаге мысли структурируются, обретают форму и содержание. Опять же будет к чему обратиться и от чего отталкиваться в случае оценки фактических результатов, пересмотра, доработки целей и т. п.

Результаты самооценки могут быть представлены либо в виде резюме (CV), либо в любом другом понятном и удобном для вас виде.

Карьерные цели могут выглядеть в виде простого списка с описанием. Но в тоже время каждая цель должна быть "умной" (от англ. SMART), то есть должна обладать следующими свойствами:

Specific. Цель должна быть особенной, конкретной и точной. То есть из описания должно быть однозначно понятно, что эта цель означает именно для вас.

Measurable. Цель должна быть измеряемой. Цель обязательно должна быть выражена количественно или иметь понятную количественную оценку.

Achievable. Цель должна быть достижимой. Необходимо реально оценивать себя, сложившуюся ситуацию и не ставить перед собой заоблачных, недостижимых целей.

Resulting. Цель должна быть результативной. По достижении цели обязательно должен быть виден результат. То есть состояние, в которое вас приведет достижение этой цели. Этот результат должен быть значимым для вас, либо для окружающих.

Time. Цель должна иметь временные рамки. То есть обязательно необходимо определять период времени, который вы отводите для достижения цели.

о личном плане профессионального развития

Итак, в себе разобрались, с целями определились. Что же дальше?

Теперь настало время задуматься о том, каким же образом вы будете достигать поставленные цели, реализовывать имеющийся потенциал. Справиться с этой нелегкой задачей поможет ваш личный план профессионального развития, который необходимо разработать.

Для того чтобы сделать хороший план профессионального развития на определенный период, необходимо прежде всего ответить и письменно зафиксировать ответы на следующие вопросы:

- Какие цели вы перед собой ставите на определенный период? С этим уже должно быть все в порядке, поскольку с целями мы уже разобрались. - Какие задачи вы перед собой ставите на этот период? Задачи плавно вытекают из целей. То есть в данном случае задачи должны выступать средством достижения цели. Решение поставленных перед собой (прежде всего) задач должно каждый раз приближать вас к заветным целям (или даже мечтам!). - Каковы ваши планы, приоритеты? Составление планов работ, планов-графиков работ с четко расставленными приоритетами и последовательностью выполнению - это тот перечень работ (максимально детализированных), выполнение которых позволит решить поставленные задачи. Данные работы (также как и цели) должны быть "умными", то есть это не должно быть какое-то абстрактное описание (например, ознакомиться с существующими публикациями), а совершенно определенное действие с понятными результатами и временными характеристиками (например, к 1 июня прочитать книгу "Как стать настоящим профессионалом?").

- Что вы намерены предпринять для выполнения этих планов? То есть какие усилия вам необходимо приложить, какие действия совершить для выполнения обозначенных планов работ.

Для чего необходим данный план и развития и как его использовать?

Прежде всего, это личный план человека, который необходим ему для тщательного обдумывания и планирования собственных целей, а также способов их достижения и реализации.

Он помогает лучше разобраться в самом себе, своих желаниях и стремлениях. Он позволяет вам отчитываться перед самим собой и контролировать свою работу. Он все время напоминает и не дает забывать вам о вашей мечте!

С другой стороны, план профессионального развития помогает вам во взаимоотношениях со своим непосредственным руководителем в части подготовки отчетов о проделанной работе, при обсуждении проделанной работы с руководителем и постановке целей на следующий период.

Данный план может стать эффективным инструментом личного и профессионального роста и развития, а также базисом и отправной точкой для проведения регулярных оценок и аттестаций сотрудников.

Есть еще ряд преимуществ составления и использования такого плана - они перечислены ниже:

- позволяет человеку быть самому себе хозяином и определять самому себе задачи;
- делает труд более плодотворным и заставляет проявлять инициативу;
- способствует продвижению новых идей до самого верха;
- стимулирует новые подходы к решению возникающих проблем;
- порождает диалог между сотрудником и его руководителем;
- видна работа - справляется сотрудник или не справляется;
- самостоятельное принятие решение о продолжении работы.

составляющие карьерного роста

Ниже представлена карта, разработанная Сергеем Устиновичем, директором департамента BPM компании «КОРУС Консалтинг».
Она позволит вам лучше ориентироваться в "карьерном пространстве" компании, в которой вы работает. Эта карта выполняет роль проводника между вашими профессиональными, карьерными целями и планом профессионального развития. То есть она, в некотором роде, поможет вам определиться со способами достижения поставленных вами целей.

карта карьерного роста Сергея Устиновича.

Профессионализм

Своя область:
- самостоятельное изучение;
- сертификации по продуктам, с которыми работаешь.

Смежные области:
- основные принципы - общая теория;
- интерес к другим продуктам (внутри компании, вне компании);
- маркетинг (рынок).

Прикладные области:
- общее понимание того, для чего выполняется работа (с точки зрения потребителя).

Командная работа

С точки зрения исполнителя:
- методики работы и подходы (внутри компании, вне компании);
- тройное ограничение: качество, сроки, деньги;
- личный тайм-менеджмент;
- стандарты качества выполнения работ.
С точки зрения руководителя:
- разделение общей задачи на простейшие составляющие;
- расстановка приоритетов;
- делегирование задач и контроль их исполнения;
- лидерские качества.

Коммуникации

Устные:
- уверенность, аргументированность, позитивность.

Письменные:
- проектная документация;
- переписка.

Передача олыта (возможность обучать):
- проведение тематических семинаров (презентаций);
- управление ростом других сотрудников (кураторство, наставничество)

Имидж

Внутри команды:
- профессионализм + коммуникации + передача опыта.

Внутри компании:
- проведение обучающих семинаров + умение презентовать результаты.

Вне компании:
- публикации в периодических изданиях;
- внешняя атрибутика (значки, визитки и пр.).

Лояльность

- цели компании;
- цели работы подразделений;
- цели проектов;
- личные цели;
- инициатива на изменения.

Теперь перейдем к более практического свойства вещам. Следующие два раздела посвящены тому, как может выглядеть карьера тестировщика, то есть специалиста, который решил связать свою карьеру с областью контроля качества программного обеспечения.

По моему мнению, которое основывается на опыте собственной профессиональной деятельности и на постоянном мониторинге и анализе рынка, профессиональные тестировщики очень востребованы на сегодняшний день, и их количество постоянно растет. Поэтому последующие два раздела будут интересны и, надеюсь, полезны как для самих тестировщиков при планировании и реализации своей карьеры и для руководителей, которые занимаются развитием и ростом своих сотрудников, так и для тех, кто только еще решает связать свою карьеру с тестированием.

Сначала для тех, кто раньше не сталкивался с тестированием, будет произведен небольшой экскурс в то, что же такое процесс контроля качества программного обеспечения и какие задачи он решает. Последний раздел описывает, как может выглядеть карьера тестировщика и какими общими и специальными знаниями должен обладать тестировщик на каждом этапе.

о контроле качества программного обеспечения

Контроль качества программного обеспечения (Software Quality Control) - это процесс тестирования выходных данных приложений в соответствии с определенными входными данными и их сравнение с ожидаемыми результатами.

Команда контроля качества помогает повысить качество с помощью тестирования, которое, в свою очередь, заключается в проверке тестируемого приложения на соответствие предъявляемым к нему требованиям.

Тестировать ПО нужно н акаждой стадии жизненного цикла разработки: тестирование требований, тестирование проекта, тестирование кода, тестирование функциональности и, наконец, приемочное тестирование пользователями.

Контроль качества или верификация (verification)- это проверка или тестирование каких-либо элементов на предмет их соответствия определенным спецификациям. В то время, как обеспечение качества или валидация (validation) - это процесс проверки того, что все описанное в спецификациях, действительно отражает реальные потребности.
карьера тестировщика



Рис. 1. Карьерный путь тестировщика.

Связав свою деятельность с контролем качества, с годами вы будете приобретать и совершенствовать множество различных знаний и навыков, техник и технологий. С какими бы навыками вы не родились и не выросли, необходимо постоянно приобретать новые знания и навыки. Несколько из важных знаний и навыков перечислены ниже.

1. Взаимодействие с клиентами. Умение общаться (взаимодействовать) с любым типом внешних клиентов, невзирая на их технические знания. Самоконтроль, который позволит не отклонять их нужды и жалобы, внимательно прислушиваться к ним. Способность трансформировать нужды и желания клиентов в технические требования (и наоборот).

2. Взаимодействие внутри команды. Умение общаться (взаимодействовать) с участниками своей команды, с участниками и руководителями других команд. Такое взаимодействие, помимо всего прочего, включает в себя такие вещи как обеспечение объективного видения любых происходящих изменений, а также обеспечение доступности (распространение) информации среди других участников команды.

3. Представление технической информации. Способность эффективно презентовать информацию, писать речи и статьи для публикации в установленном стиле и формате. Изучение руководств относительно того, как писать понятно, ясно, просто и таким образом, чтобы написанное было понятно и доступно как техническим, так и не техническим специалистам.

4. Управление временем. Цель заключается не в том, чтобы научиться эффективно использовать рабочее и личное время. У всех всегда 24 часа в сутки. Суть в том, чтобы научиться делать значительно больше, чем другие за доступное время.

5. Технические знания. Даже не имея базовых знаний и навыков в сфере IT, вы можете начать карьерный путь в сфере контроля качества. Вот перечень начальных знаний, необходимых для быстрого роста в области контроля качества:

- методологии и методики тестирования;
- типы и виды тестирования, различные классификации;
- технические знания приложений, с которыми вы работаете (web-приложения, банковское ПО, безопасность и т.п.);
- стандарты, методологии, применяемые к тем приложениям, с которыми вы работаете;
- создание тестовой документации;
- стандарты в области тестирования;
- разработка системной документации, системной архитектуры;
- начальные навыки разработки ПО;
- понятие жизненного цикла разработки ПО, различные методологии разработки ПО;
- автоматизированные средства разработки и тестирования;
- основы баз данных и SQL.

6. Лидерские качества. Как лидер вы должны обладать:

- дипломатическими навыками в общении с командой, которая будет гораздо лучше работать в атмосфере совершенствования креативности сотрудников, повышения их ответственности, в атмосфере, в которой сотрудникам комфортно высказывать свое мнение и устраивать дискуссии.

- хорошим авторитетом для найма сотрудников и удержания квалифицированных кадров;

- способностью фокусироваться на всех системных процессах и деталях;

- способностью расставлять приоритеты в рабочем плане;

- умением контролировать ход встреч и удерживать фокус на проблеме во время межфункциональных встреч;

- навыками убеждения для проведения изменений в работе команды.

7. Опыт и навыки доказательства, убеждения. Авторитет. Активно применяются в тестировании в рамках заведения и отслеживания ошибок. Также используется руководителями для оценки функциональных областей приложения с высокими рисками, при планировании временных рамок работ, при оценке стоимостной и производственной эффективности.

8. Дополнительное личностное совершенствование. Дополнительно к перечисленным выше знаниям и навыкам вы должны вырабатывать:

- гибкость, открытость, готовность дать и получить обратную связь;

- смелость принимать решения в критических ситуациях, в условиях отсутствия времени для обсуждений;

- навыки решения проблем, математические и статистические знания;

- умственную стимуляцию и логическое мышление.



Артем Ваулин, руководитель группы тестирования¶


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 08 за 2007 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения