...
...
...

поэма телекоммуникаций

всем провайдерам и телекоммуникационщикам посвящается

...но прошло время, и теперь компы есть везде, они перестали излучать магию, перестали быть воплощением мечты о сказке, в которой можно все. Ушло куда-то то поколение и то отношение к компам. У меня осталась только память. Ну еще противное осознание того факта, что те, которые занимаются этим сейчас, знают и могут в десятки и сотни раз меньше, чем могло предшествовавшее им поколение, что компы перестали быть делом только cвоеобразного "авангрда" общества.

senka_aka_chii

Оно не ушло. Романтики компов есть всегда. И будут. Просто люди, которые любят свою работу. Которые любят эти железки и паутинки проводочков, окутывающие землю.

Ты пользуешься сетью, но думай о том, что там, у провайдера, кто-то дежурит всю ночь. Несчастный сменный саппортер.

Слезящимися от усталости глазами смотрит на мерцающую стойку из роутеров Cisco и телефонных коммутаторов...

Он не имеет права спать, потому что пользователь может позвонить в три ночи...

Потому что, если циска падает, то сразу у сотни пользователей пропадает инет... И усталый ночной саппортер идет на станцию, привычным движением перетыкает провод... так, как ему сказали...

Он не все понимает в этих цисках и каталистах. Для него команды, которые сисадмин просит ввести в командной строке, кажутся истинным дзеном. Он хочет почитать книгу о роутерах циско, чтобы немного понять, как и что, но времени нет, потому что юзеры звонят и звонят...

"Аську на работе нельзя"... - он воровато жмурится на окошко шелла, где открыта аська с американского сервера, консольная.

Он отключает картинки в браузере, несмотря на то, что канал широкий, потому что он знает: трафик не бесплатный. Он хочет быть тише воды, ниже травы, он хочет пользоваться одной только командной строкой, и виновато пытается подсчитать собственный трафик, и шепчет админу "Я мало качаю... правда... Я и картинки отключил... Только несколько форумов... и один чат... я больше не могу... Это моя отдушина... мои коллеги раскладывают пасьянсы, но мне нужно... как воздух..."

- Только чтобы это не мешало работе - говорит седоволосый админ грустному саппортеру.

Он снова не спит. Чувствует холодок от гудящих кондиционеров... шелест таблиц на столе... где же телефон админа из интернет-отдела? Все время забываю... а, вот он...

- Опять звонил клиент, у них опять проблемы с каналом... Ты где сейчас?

- Я в метро еду, домой... - черт, они уже пять раз звонили! Бесятся! - Ладно... заходи со своего компа, или лучше иди на мой...

- Неважно, я уже в шелле... - звук предательски хрипит, я слышу, как гудит поезд метро.

- Ну что? Открывай телнет!

- Открываю... Каталист такой-то...

(И как он только помнит их имена наизусть?)

- Логин...

Знаю, знаю, сейчас. enable... cisco...

Я только повторяю за ним эти заклинания...

- Ты там? Что видишь на экране?

- Подожди... Юзверь звонит... черт! Сейчас...

- Ничего, я подожду на линии...

Курсор мигает в терминальном окне...

- А у меня странички не открывааааааа...

- Подождите, пожалуйста, на линии!!!

(Говорить вежливо! Говорить веждиво! Говорить вежливо! Блин... Никогда, никогда не показывать юзеру свою усталость!)

- Ты еще здесь?

- Здесь. Жду.

- У меня юзер... прости... я на каталисте, диктуй команду... читаю... так... Я снова к юзеру...

- Где можно вернуть деньги за вашу карточку?!

- Мы не возвращаем денег (Говорить вежливо! Вежливо! Вежливо!)

Голос срывается... сколько там на часах? Девять? Где же сменщик?

- Подожди, проблема где-то не здесь... Все... юзер ушел... скорей!"

- Телнет...enable-cisco...

- Знаю, знаю...

- Она должна вывести таблицу, читай то, что на экране...

- Что-то не получается... а, подожди... слэш не в ту сторону случайно напечатала... (Господи, и как он все это помнит наизусть?)

- Вводи команду...

- Да... помню... сейчас...

Кажется, я начинаю понимать эту логику... циска-роутер-черная кошка... Мы с админом ловим черную кошку в черной комнате, ловим юзера, который забивает другим канал, и кажется, я начинаю заучивать эти команды и понимать, что они значат...

Стойка мерцает огоньками. Но мы не здесь. Мы далеко. Мы где-то на другом конце города, и я понятия не имею, где стоит этот каталист. Ползем с него телнетом на другой. Снова таблица. Я читаю строки цифр.
Черт... юзер!

- Дэвушка, пожалуйста, соедыныте с Армэния!!!

- Мы не соединяем. У нас нет услуг оператора

...Девушка, пожалуйста, соедините... Когда-то это уже было... в древней истории... на самой заре телефонии... они как-то соединяли... хрен знает КАК... никогда не задумывалась об этом... я думаю только о том, как переключать каналы и как звонить модемом на Avaya Definity... Definity рифмуется с Inity, я думаю, что это не случайно...

Я успеваю подумать об этом всем за какие-то секунды.

- У мэня на тэлэфонэ нэт кнопкы звэздочка...

- Так... третий каталист... вот он, этот мак-адрес, кажется, поймали...

- Я не помню, как его отключать! - стон.

- Ничего... слушай меня... диктую. Вводи команду...

Я работаю шеллом. Я сейчас - эмуляция терминала для нашего администратора. Он спрашивает меня голосом, что пишет циска, и я читаю ему вслух. Наконец-то сменщик! Я падаю...

- Опять эти звонили...

- Вы уже разобрались?

- Да...

- Как юзверей, много?

- Ничего...

- Циска не падала?

- Не падала...

Я плетусь домой, понимая, что нету времени, нету сил, чтобы выучить команды операционной системы Cisco IOS. Мне суждено вечно повторять их за админом, как тупому попугайчику... черт! Ну почему я такая дура, что ничего не понимаю?! Ну почему я за столько лет не нашла в себе сил поставить *nix? Знакомые юниксоиды смеются над тем, что я сижу под виндой и не умею программировать...

Да блин! Мне кроме миднайт-коммандера ничего и не надо...

Циска - это магия. Как понять, как она работает? Как устроена эта железка - АТС?

Я хочу это понять... кажется, вчера я начала понимать логику команд Эриксона. Там все просто. Перезагрузка, оперативная и рабочая область памяти... ANBAI ANBCI ANBZI - звучит как шаманская мантра. А вот рядом льется в консоль поток команд HARRIS.

"Авайя будут звать героиню моей повести," - думаю я. "А потом я напишу о том, как ребята Рейнора на Шакурасе монтируют станцию межпланетной связи, чтобы Тассадар смог-таки связаться с Аиуром..."

Я грежу коммуникационными кристаллами протоссов. Мы пишем язык сенджи.

- Девушка, здравствуйте. Приятно слышать ваш голос. Вы мне посоветовали карточку от Петерлинка...

- Вообще-то я не должна была этого делать, но понимаете... там действительно можно сидеть в выходные круглосуточно... это будет немножко дешевле...

Я люблю этого юзера. Он почему-то мне сочувствует. Люблю слышать его голос. Когда у меня есть немного свободного времени, я рассказываю ему, как когда-то пришла в Интернет, какие книжки читала. Но времени мало...

***

Братство Посвященных...

Здравствуйте.

- Это техсаппорт компании OSS. Вы нам звонили по поводу потерянного пароля...

- Но постойте... Вы работаете у конкурентов и пользуетесь НАШИМИ карточками?

- Видите ли, у нас нету безлимитного тарифа, а у вас есть.

- Мы попробуем... кстати, в наших логах были входы из Питера и из Москвы...

- Да... я знаю... Из Питера и Москвы... Это нормально...

- OSS... знаете... что-то не получается... на двух компьютерах пробовала...

- Нажимайте пуск, идите в меню...

- Мне можете этого не говорить. Я сама в техсаппорте работаю.

- Хорошо. У вас 2000? Смотрим настройки TCP/IP... У вас она какая, русская?

- Нет, английская. Терпеть не могу русские интерфейсы...

- Я тоже...

И снова нескончаемый поток.

Три звонка одновременно. Одному настроить TCP/IP, другому объяснить тарифы, третьего вежливо послать - мы не нанимались удаленно настраивать ему винду...

Черт! Выделенщик... где же его айпи?

Ползаю по сети, вспоминая, что где валяется... Так, кажется нашла...

Когда же я успею разобраться в принципах работы VPN? Долго ли я буду повторять юзерам, как попугайчик, то, чего не понимаю?

- Пожалуйста, введите команду cmd. У вас windows 98? Тогда идите в пуск-стандартные-сеанс MS-DOS... У вас какая операционка? Наберите route print и прочтите мне первые цифры... Нет, вы не можете позвонить с дискового телефона! Нет, деньги за карточки мы не возвращаем... Нет, мы не можем соединить вас с Арменией прямо сейчас!

Черт... Опять накричала на юзера... Надо выпить воды... Ереван... Прозвонить... Переключить канал...

Перед глазами мерцает RADIUS-log, нескончаемый поток матричного кода. Юзер зашел-юзер вышел... Мельтешат таблицы статистики...

"Нет, *nix мне никогда не постичь, - думаю я. - Я с ума сойду от всех этих команд. Но все-таки мне интересно: как работает Cisco?"

***

Я переключаю ваши звонки,

Я помню все ваши маршруты...

Это так тяжело,

И так легко одновременно.

Душа поет,

Я люблю свою работу...

А они все звонят и звонят...

Мелодии тысяч голосов сплетаются в один непрекращающийся гул.

Я вспоминаю латынь и египетскую иероглифику. Я так и не успела выучить древнеегипетский до конца... «Аментихеру», - шепчу я. Если перевести Westcall с английского на древнеегипетский, получится Аментихеру. Зов Запада. Перевести. Переключить. Перевести с языка на язык - переключить канал... Это одно и то же.

Наш начальник сердится, что я украдкой пишу на работе книгу. Наш начальник не знает, что я вывела его прототипом одного из героев своей повести. И директора тоже. Это подарок им... им должно понравиться...

Все кружится перед глазами. То ночь, то день. Я не успеваю поесть. Я не могу отойти от станции, я таскаю еду прямо сюда, к компу. Я люблю свою работу. Я не знаю, как сказать остальным, что я ее люблю...

Я не помню уже, когда ночь, а когда день, но помню, как переключать каналы...

На столе - 12 телефонов.

Я думаю о том, что в Египте бог Тот был бы покровителем телекоммуникаций, потому что он первый изобрел знаковую систему...

Звонок... это мой мобильный... где я? Что со мной?

- Таня, ты где?

- Ты не поверишь. Лежу под столом...

- Как ты туда попала?!

- Ты не поверишь... Упала!!!

Сколько времени я лежу без сознания? Не знаю...



Татьяна “Inity” Матвеева, бывший инженер отдела технической поддержки и управления сетью Westcall Telecommunications


© Сетевые решения