хранилища данных и ССП: связь между ними

Всю концепцию управления эффективностью компании (Business Performance Management - ВРМ) можно свести к одному предложению: вы можете управлять лишь тем, что вы можете измерить.
Со снятием многих законодательных ограничений и глобализацией практически во всех отраслях промышленности резко возросла конкуренция, кроме того, в результате экономического спада у многих предприятий возникла необходимость в оптимизации деятельности и в жестком контроле над расходами. В свете всего этого, большинство компании сегодня испытывают потребность в системе грамотного управления эффективностью.
Одной из наиболее известных управленческих методик является Сбалансированная система показателей (ССП), разработанная профессорами Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. С помощью ССП руководство может оценивать эффективность работы компании как по финансовым, так и по другим показателям, в том числе степени удовлетворенности клиента, эффективности внутренних процессов и числу инноваций.



Рис.1. Взаимосвязь между показателями эффективности работы компании

Многие компании уже используют различные ССП-приложения для анализа полного набора показателей эффективности. Но эти компании, как правило, упускают возможность использовать эти системы по максимуму, связывая ССП с Хранилищами данных.
С помощью ССП можно определить показатели, необходимые для осуществления контроля за реализацией стратегии, а также данные, необходимые для различного рода анализа деятельности. Так как данные в Хранилище поступают напрямую из основных корпоративных приложений, то Хранилище данных вполне можно считать основным централизованным источником данных. Соответственно, использование Хранилища значительно расширяет существующие возможности анализа. Кроме того, Хранилища данных поставляются с набором всех инструментов, необходимых для создания сложных аналитических запросов.
Интеграция аналитических ССП-приложений с Хранилищем данных, дает следующие преимущества:
- связь стратегии со всеми корпоративными показателями эффективности, так как успех той или иной стратегии измеряется в показателях, используемых рабочими приложениями;
- полное осознание информационных потребностей пользователя, в соответствии с используемыми им элементами ССП;
- повышение эффективности деятельности как отдельных работников, так и компании в целом, посредством соотнесения количественных показателей эффективности с конкретными задачами, стоящими перед компанией.

архитектура корпоративной ССП

Для эффективной поддержки ССП-приложений корпоративная информационная архитектура должна отвечать следующим требованиям:

1. Включать в себя Хранилище данных, которое загружает, согласовывает и обобщает данные из соответствующих источников, достаточно часто их обновляет и поддерживает аналитические возможности, необходимые для реализации ССП.

2. Реализовывать открытый модульный принцип построения системы (с использованием открытых стандартов, например XML), что позволяет при необходимости расширить Хранилище данных и ССП-приложния. Действительно, Сбалансированная система показателей теряет свою ценность, если она не может быть модифицирована в соответствии с изменениями в стратегии компании или понимании причинно-следственных отношений. Например, руководство может принять решение о необходимости отслеживания того времени, в течение которого обращение клиента в службу технической поддержки остается без ответа (так как это может быть одним из ранних симптомов возможной проблемы), или определения общего числа необработанных поступивших жалоб.

3. Мета-информационное проектирование*, с помощью которого пользователь может проводить расширенный анализ (drill-down) информации.

Так, в случае с определением общего числа жалоб, вполне логично будет предположить, что данные для подобного запроса будут поступать из Хранилища данных компании. Мета-данные являются метками для данных из Хранилища, которые "объясняют", как различные таблицы и колонки связаны с бизнес-сущностями. Например, выполнение запроса, необходимого для определения некоторого показателя ССП, может сразу вывести пользователя на источник данных, маркированный как "Журнал необработанных жалоб по неделям", соответственно, отпадает необходимость вручную подсчитывать все поступившие жалобы и вычитать из этого числа, количество рассмотренных жалоб.

Таким образом, связывая ССП-приложения с Хранилищами данных, мы повышаем эффективность как тех, так и других. Данные для ССП поступают напрямую из Хранилища данных, что, в свою очередь, обеспечивает их актуальность и фактическую точность. Хранилище данных более полно и точно отражает показатели ССП, что облегчает выполнение стратегических задач и повышает эффективность на всем предприятии.




* - метод, при котором структура создаваемого ПО отражает структуру обрабатываемых в системе данных (прим. перев.).




Майкл У. Соломон (Michael W. Solomon), перевод Intersoft Lab.



Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 10 за 2004 год в рубрике технологии

©1999-2024 Сетевые решения