HomePNA теряет поддержку производителей

По мнению американских экспертов, несмотря на принятие стандарта HomePNA 3.0 перспективы этой технологии для квартир (индивидуальных домов) и небольших офисов очень туманны. Соответствующее оборудование (адаптеры, мосты, коммутаторы и маршрутизаторы) практически пропали с полок американских магазинов. Страница с перечислением соответствующих продуктов на сайте консорциума Home Phoneline Network Alliance (HomePNA.org) полна мертвых ссылок, поскольку многие известные производители ушли с этого рынка. В частности, там отсутствуют продукты и имя компании TutSystems, которая, по словам Сергея Шаронина, главы фирмы "СвязьКомплект", разработала первые устройства стандарта HomePNA 1.х и даже заработала на них какие-то деньги.
Из известных на американском рынке производителей, по данным еженедельника Network World, на продуктовой странице HomePNA.org фигурирует только фирма Linksys (дочернее предприятие Cisco), но ее представители сообщили корреспонденту Network World, что объемы продаж оборудования HomePNA "очень малы", и компания отказалась от поддержки этой технологии в своих широкополосных шлюзах для домашних пользователей. Пока еще не ушли с этого рынка Netgear и 2Wire, их продукцию (ADSL- и кабельные модемы со встроенными адаптерами HomePNA) еще покупают некоторые региональные признанные операторы. Правда, ссылка на службу Fast Access Home Networking компании BellSouth ведет в никуда.
Американские аналитики сомневаются, что новый стандарт HomePNA 3.0 когда-либо реализуется в коммерческих продуктах. Представители одного из ведущих производителей микросхем Broadcom сообщили Network World, что компания "в настоящее время не планирует развивать свою программу HomePNA 3.0". Аналитик из исследовательской фирмы Instat/ MDR Майк Волф заявил: "У меня мало надежд на HomePNA 3.0. Зачем вкладывать деньги в эту технологию, когда никто не хочет производить соответствующие устройства".

Несмотря на то, что некоторые российские сторонники HomePNA (они, правда, предпочитают аббревиатуру HPNA, которая теряет "квартирную" окраску) утверждают, что в Интернете полно информации о применении этой технологии, ее не смог найти не только я, но и мои американские коллеги. Поэтому они со страниц своего издания призвали пользователей поделиться своими впечатлениями. Как оказалось, таковые имеются. Хотя их и мало, но они вполне довольны когда-то сделанной покупкой.
Так, один пользователь пишет: "Я построил в своем доме Ethernet-сеть, которая подключена к Интернет с помощью кабельного модема. Моему дому 80 лет и было трудно сделать новую проводку от подвала, где у меня стоит файл-сервер, до комнат на других этажах, поскольку межэтажные перекрытия у меня бетонные. HomePNA — великолепное решение, несмотря на предоставление всего 10 Mбит/с. Я рассматривал также беспроводной вариант, но зачем платить дороже и подвергаться рискам с безопасностью?"
Другой читатель Network World тоже делал выбор между HomePNA и беспроводным решением. "Телефонный" вариант оказался дешевле — сеть из трех компьютеров и маршрутизатора стоила мне меньше $150 — пишет он. — Кроме того, никаких проблем не создает находящаяся поблизости телевышка, которая могла быть источником радиопомех в случае построения беспроводной сети".
В Network World не приводится ни одного отзыва от пользователя из многоквартирного дома или офисного центра (MTU/MDU). Это может служить очередным подтверждением, что технология HomePNA не только разрабатывалась для квартир и индивидуальных домов, но и в основном используется по прямому назначению, по крайней мере, в экономически развитых государствах. Собственно говоря, этот факт не отрицают и представители фирмы "СвязьКомплект", вот уже несколько лет пытающейся продвигать эту технологию в России, в том числе и для "нестандартного" применения — для построения сетей уровня городка (жилого комплекса) и в зданиях, где площади сдаются под офисы.

На вопрос одного из посетителей их сайта, почему во всем мире принята аббревиатура HomePNA, а "СвязьКомплект" укорачивает ее до HPNA, в рубрике FAQ размещен следующий ответ:
"Действительно, когда задумывалась данная технология на Западе, имелся в виду исключительно домашний сектор. Но к моменту прихода данной технологии в Россию, ее дешевизна и неприхотливость постепенно начали отвоевывать ей место и в корпоративном секторе... Поэтому слово Home в названии технологии не вполне оправдано". Ответчик забывает (или делает такой вид), что HomePNA — это не только технология, но и индустриальный стандарт, а в стандартах, как известно, не то что слово, каждая буква и цифра имеют значение.

Само по себе "нестандартное" применение той или иной технологии или стандарта не является криминалом. Самым ярким примером в этом смысле может служить использование в России технологии для локальных радиосетей (RadioEthernet) в целях построения территориально-распределенных беспроводных сетей передачи данных. Однако проводники этого решения никогда и не пытались утверждать, что оно лучше и эффективнее специализированного. Просто оно было единственным экономически доступным широкому слою компаний, пытавшихся хоть каким-то способом обойти монопольных владельцев последней мили.
Совсем иная ситуация складывается с HomePNA. С ней пытаются экспериментировать даже сами монополисты (например, Новосибирская ГТС) и их сестринские предприятия ("МТУ-Информ") Представители "МТУ-Информ" утверждают, что "на сегодняшний день технология HPNA (тоже, заметьте, используется сокращенный вариант аббревиатуры - Е.Е.) наиболее перспективное решение для осуществления коллективного доступа, так как предложения на базе SDSL/VDSL пока остаются достаточно дорогими". Трудно что-то возразить по поводу SDSL, а тем более VDSL (сравнили бы еще с оптикой или 10-Гбит/с Ethernet в каждую квартиру). Только хочется спросить, а почему не попробовать ADSL (работает по той же телефонной паре, что и HomePNA)? "МТУ-Информ" могла бы попробовать также кабельные модемы, ведь компания все равно тянет в элитные квартиры телевизионный кабель. Все преимущества HomePNA, перечисленные на сайте "МТУ- Информ", в равной степени относятся к технологиям ADSL и передачи данных по сетям кабельного телевидения. Абонентское оборудование, правда, дороже (приблизительно в два раза), но уже многие операторы, в том числе и в России, научились решать эту проблему. Если же гнаться за более дешевым абонентским оборудованием, то проще было бы провести в квартиры витую пару, как это делают операторы так называемых домашних сетей, и тогда абоненты получили бы максимум не 10 Мбит/с (реально 8 Мбит/с), а все 100 Мбит/с.

Короче говоря, перспективы HomePNA в России, как и во всем мире, очень туманны. Одно можно сказать твердо — это нишевая технология, которая никогда не сравнится по своему распространению с ADSL и кабельными модемами.

Евгений Евдокименко, по материалам Home Phoneline Network Alliance.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике технологии

©1999-2024 Сетевые решения