в зоне .ru идет успешная борьба с киберсквоттерами

Проблема киберсквоттинга – регистрации доменных имен, созвучных с известными именами компаний или торговыми марками с целью последующей перепродажи или иной наживы – наряду со спамом является одной из главных бед современного, быстро коммерциализирующегося Интернета. Несмотря на то, что в ICANN уже относительно давно разработали Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDRP), киберсквоттерам еще есть чем поживиться в зонах верхнего уровня, соответсвующих кодам стран (Country Code Top Level Domain, ccTLD), где подобные правила игнорируются либо не предусмотрены вовсе. Однако зона .ru в число этих богом забытых мест уже не входит. О результатах российской антисквоттерской политики читайте в публикуемом ниже пресс-релизе Российского Научно Исследовательского Института Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС) «О прецедентах применения вступивших в действие в апреле 2002 г. изменений в регламент предоставления услуг по регистрации доменов второго уровня в зоне ru».

Доменные имена, используемые для адресации в сети Интернет, могут быть зарегистрированы как в общих доменах верхнего уровня, таких как COM, NET или ORG, так и в доменах верхнего уровня по кодам стран (например, RU для России). В связи с резко возросшей в последние годы коммерческой деятельностью в Интернете, доменные имена приобрели значение идентификаторов бизнеса и вошли в конфликт с системой идентификаторов бизнеса, сложившейся задолго до появления Интернета и охраняемой правами на интеллектуальную собственность, в частности правами на товарные знаки. Товарный знак как знак идентичности выполняет четыре главные функции, которые касаются различения маркированных товаров или услуг, их происхождения, качества и продвижения на рынке. Товарный знак, во-первых, способствует узнаванию изделия или услуги, повышая привлекательность и приверженность потребителей определенному товарному знаку, во-вторых, дает указание в отношении наименования, места происхождения товара или услуги, в-третьих, указывает специфические качества и, последнее, способствует маркетингу и продаже товара или услуги.

Между товарными знаками и доменными именами имеется ряд существенных различий. Товарные знаки - всегда идентификаторы бизнеса, имеют территориальный характер и касаются определенных товаров или услуг, регистрируются компетентными органами на основе закона о товарных знаках и охраняются российским законодательством. Доменные имена являются более широким понятием, не ограниченытерриторией или определенными классами товаров или услуг. Доменные зоны управляются уполномоченными компаниями - администраторами доменов верхнего уровня. Доменные имена в них регистрируются в соответствии с принятыми для данной зоны правилами (например, в российском национальном домене порядок регистрации доменных имен определен "Регламентом и тарифами на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU").

В большинстве доменов верхнего уровня доменные имена регистрируются по принципу "первому обратившемуся". Домен RU является открытым доменом, в нем разрешается регистрация доменных имен для юридических и физических лиц, а также для нерезидентов. Регистрация осуществляется в заявительном порядке (регистрируется первая полученная заявка на регистрацию). Выбор имени домена и его использование осуществляет заявитель. Предварительная проверка заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав не проводится.

Впервые в международной практике с дилеммой товарный знак - домен столкнулись общеизвестные бренды, такие какMcDonalds, Rolls Royce, Coca- cola. Когда эти компании решили предложить свои товары для продажи через Интернет, оказалось, что созвучные их товарным знакам домены уже зарегистрированы киберсквоттерами. Последние предлагали владельцам товарных знаков выкупить домены за баснословные суммы. Тогда впервые сформировалось мнение, что сторона, пользующаяся предшествующей охраной товарного знака, законно может применить меры против лица, впоследствии зарегистрировавшего доменное имя и использующего его в коммерческих целях в отношении тех видов товаров или услуг, которые охраняются правами на товарный знак. Сама по себе регистрация доменного имени не может рассматриваться как использование товарного знака.

В зонахCOM, ORG, NET, в других общемировых и некоторых национальных доменных зонах действуют Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDRP), принятые Интернет-корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN) на основе рекомендаций Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС). В правилах подробно рассматриваются намерения стороны при регистрации и способы использования доменного имени, которые следует считать недобросовестными: обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя с целью продажи владельцу товарного знака или в целях помешать деятельности конкурента. Согласно тем же правилам, владелец домена может доказать свои права на домен, если он использовал домен до получения уведомления о споре для добросовестного предложения товаров и услуг, или ответчик широко известен по доменному имени, или ответчик законно и добросовестно использует доменное имя, без намерения извлечь коммерческую выгоду.

Возможность применения альтернативного порядка разрешения споров предусмотрена и российским законодательством. Стороны вправе передать спор на разрешение третейского суда или международного арбитража. Обязательными условиями для того, чтобы спор мог рассматриваться в международном арбитраже являются, в частности, наличие зарубежного коммерческого предприятия у одного из участников спора или то, что один из участников спора является предприятием с иностранными инвестициями, что относится к незначительной части российских пользователей Интернета. Для рассмотрения споров о доменных именах в России созданы третейские суды, но владельцы товарных знаков, оспаривая права на использование домена, предпочитают отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции или арбитражном суде, так как ответчики добровольно не готовы рассматривать спор в третейском суде.

Отстаивая свои исключительные права на товарный знак или фирменное наименование, пытаясь законным образом получить созвучный с товарным знаком домен в зонеRU, истцы предъявляют претензии к администратору национального домена - Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС) или привлекают институт в качестве третьего лица. На состоявшемся в конце марта этого года заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривался вопрос о возможности и целесообразности привлечения РосНИИРОС при разрешении споров о доменных именах. РосНИИРОС привлекают чаще всего в качестве третьего лица, а иногда и в качестве ответчика или соответчика. При рассмотрении дел, в которых РосНИИРОС фигурировал в качестве ответчика, его ответственность не признавалась.

РосНИИРОС вносит записи в базу данных национального домена с единственной целью - обеспечения адресации в сети Интернет. Выбор имени для своего адреса предоставлен его владельцу. Учитывая, что домен как объект права не определен в законодательстве и не соотнесен с другими объектами гражданских прав, определить заранее, будет ли нарушено право третьего лица при регистрации доменного имени и его использовании не представляется возможным. Юристы РосНИИРОС, детально проанализировав создавшуюся ситуацию и международную практику, пришли к выводу, что эта проблема может быть решена только одним способом - путем внесения изменений в правила регистрации доменов в части оснований для аннулирования регистрации. Споры должны происходить исключительно между двумя лицами - лицом, претендующим на домен и владельцем домена. РосНИИРОС должен нести ответственность лишь за соблюдение установленного порядка регистрации в домене RU и оказывать содействие в исполнении вступивших в законную силу решений по доменным именам.

Соответствующие изменения были внесены в Регламент 15 февраля2002 г. и начали действовать 10 апреля этого года. Эти изменения, никоим образом не затрагивая прав и интересов добросовестных владельцев доменов, существенно упростили процедуру исполнения судебных решений для тех лиц, чьи прав суд признает нарушенными. Эти положения звучат следующим образом: "Регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации в следующих случаях:

1. по письменному заявлению Администратора домена;
2. по вступившему в законную силу решению суда:
- признающему администрирование домена его Администратором нарушением прав истца;
- и (или) запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.

При этом преимущественным правом на регистрацию аннулируемого домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано представить в РосНИИРОС письменный запрос о регистрации в течение 30 (тридцати) дней со дня аннулирования регистрации".

Первым доменом, который РосНИИРОС принудительно переделегировал новому владельцу по решению суда, стал домен miele.ru. Институт сделал это на основании решения Арбитражного суда г. Москвы, признавшем администрирование ответчиком (ООО "Стерс") доменного имени miele.ru в российском сегменте Интернета нарушением исключительных прав истца (компании "Miele&K") - владельца товарного знака "miele". Товарный знак "miele" был включен в международный реестр товарных знаков Международным бюро ВОИС в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации товарных знаков. Среди стран, на которые распространяется регистрация, указана и Россия.

В судебном решении говорится, что "ответчик, хотя и не использовал сервер в качестве информации о товарах, в том числе однородных товарам истца, нарушал права последнего, т.к. истец - владелец товарного знака был лишен возможности вести бизнес через Интернет... Действия ответчика, связанные с выбором, регистрацией и администрированием наименования домена "miele.ru" нарушают нормы международного и российского законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, направлены на неправомерное использование действующей системы регистрации наименований доменов". Регистрация домена была аннулирована на основании решения суда и исполнительного листа по делу, подтверждающего вступление решения суда в законную силу. Сам домен miele.ru в приоритетном порядке зарегистрирован на компанию "Miele&K".

Уже через месяц после этого очередное судебное разбирательство по доменуbaxter.ru завершилось также полной победой владельца товарного знака "baxter" - компании Бакстер Интернешнл Инк. Также как и в предыдущем, в этом разбирательстве РосНИИРОС выступал в качестве третьего лица. В ходе судебного заседания истцом было уточнено исковое требование: истец просит запретить ответчику использование товарного знака "baxter" в доменном имени baxter.ru. Суд, детально проанализировав все обстоятельства дела, пришел к выводу, что исковое требование подлежит удовлетворению, и запретил ответчику 000 "Унитайр" использовать товарный знак "baxter" в доменном имени baxter.ru.

Более того, в ходе судебного заседания истец заявил ходатайство о принятии мер по обеспечению решения в виде запрета ответчику до дня вступления в силу решения суда осуществлять в отношении доменного имениbaxter.ru какие-либо действия (в том числе действия по передаче прав на домен иным лицам), а также об обязании 3-его лица (РосНИИРОС) снять делегирование доменного имени baxter.ru, то есть принять меры по прекращению функционирования доменного имени baxter.ru . В обоснование своих доводов по заявленному ходатайству истец сослался на недобросовестное использование ответчиком доменного имени baxter.ru путем размещения по данному адресу негативной информации об истце, наносящей существенный ущерб репутации и коммерческой деятельности истца, поскольку при осуществлении деятельности истца имеющие место распечатки Интернет-сайтаhttp://www.baxter.ruвводят партнеров истца в заблуждение относительно помещенной там информации. Суд удовлетворил это ходатайство, поскольку неприменение мер по обеспечению решения могло затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.

Таким образом, это уже второе за последний месяц судебное решение, на основании которого и в соответствии с п. 4.16 "Регламента и тарифов на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU" РосНИИРОС аннулировал регистрацию домена и в приоритетном порядке на основании заявления представителей компании Baxter зарегистрирует домен baxter.ru на эту компанию. Положительный для истцов исход судебного разбирательства стал возможен благодаря четкому формулированию исковых требований, которые укладывались в способы защиты товарных знаков и положения измененного Регламента регистрации доменов в зоне RU.



Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 01 за 2002 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения