Ритейл находит скрытые резервы

В течение всего жаркого лета 2016 года ситуация на российском рынке продуктового ритейла продолжала накаляться. Не секрет, что рост, который демонстрируют сегодня многие сети, в первую очередь объясняется их расширением. Однако бесконечно продолжать политику агрессивной экспансии в условиях усугубляющегося экономического кризиса не получится, поэтому сейчас самое время снижать издержки, например энергозатраты. И здесь отечественным сетям есть чему поучиться у зарубежных. Как показали европейские исследования, около миллиона супермаркетов Германии ежегодно потребляет 16 тераватт-часов электроэнергии, Италии 8,2, Испании 6,8, Норвегии 1,5. При этом от 30 до 70 процентов этого потребления приходится на долю систем охлаждения и еще 15-25 процентов идет на нужды подогрева, вентиляции и кондиционирования. В стремлении снизить свое энергопотребление европейские ритейлеры проявляют чудеса изобретательности, которые приносят весомые плоды.

Например, 20 супермаркетов датского города Сеннеборга, объединив усилия, заключили соглашение с муниципальной теплоснабжающей организацией. Теперь магазины не рассеивают выделяемое холодильными установками тепло в атмосферу, а утилизируют его в городскую теплосеть, направляя на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых кварталов.

Для России такой опыт мог бы оказаться очень полезным, особенно если принять во внимание хроническую нехватку тепловых мощностей в некоторых городах и опережающий рост коммунальных тарифов. Перед тем, как утилизировать излишки тепла, необходимо принять эффективные меры по их минимизации. Начинать следует с оптимизации режимов работы холодильного оборудования.

Основные энергопотери в магазине возникают из-за того, что на режим его работы влияет большое количество внешних факторов, спрогнозировать изменение и сочетание которых практически невозможно. Это и климатические колебания, и внезапные изменения интенсивности потока покупателей, и многое другое.

Поэтому лучшим решением будет использование систем непрерывного мониторинга и динамической оптимизации режимов работы всего комплекса оборудования, в зависимости от текущих задач и условий работы, считает Максим Высоцкий, руководитель направления Торговый холод компании Данфосс.

Например, сегодня российским ритейлерам доступен работающий уже более 10 лет в Европе онлайн-сервис RetailCare, созданный как внешнее решение для диспетчеризации и мониторинга работы холодильного оборудования. Данные, на основе которых осуществляется оптимизация энергопотребления, собираются с холодильных агрегатов с помощью системы мониторинга ADAP-KOOL.

Ее датчики совместимы практически с любым оборудованием, используемым сегодня в магазинах. С витринами-холодильниками, выносными установками, системами центрального холодоснабжения. Не имеет значения и масштаб предприятия. Это с одинаковым успехом может быть и небольшой магазин, и огромный гипермаркет.

Система в реальном времени собирает данные о режимах работы и загрузке оборудования и передает их в центр контроля RetailCare, где формируются рекомендации по оптимизации энергопотребления. Оборудование может работать и автономно, без подключения к онлайн-сервису.

В этом случае оно настраивается под отраслевые стандарты или индивидуальные технические условия, а мониторинг осуществляется, например, из головного офиса торговой сети. Если автоматизация затрагивает все системы вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения типового супермаркета, то в среднем данное решение позволяет экономить до 30 процентов всей потребляемой электроэнергии ежегодно.

www.danfoss.ru

©1995-2024 Строительство и недвижимость