Цена на фанеру отстает от инфляции

Дорожает все. Продовольствие, энергоносители, услуги транспортных компаний и монополий. Но рост цен на фанеру с 2007 по 2012 год составил всего 5,7 процента* в среднем в год. При этом среднегодовой показатель инфляции в течение последних 6 лет находился на уровне 9,3 процента*. Таким образом, инфляция опережает рост цен на фанеру. Разберемся, как такое возможно и долго ли продлится этот рай для потребителей. Наибольшую долю в себестоимости фанеры занимают затраты на сырье для производства шпона, фанерный кряж, 40-50 процентов**. Цена его растет на 7-10 процентов** ежегодно в зависимости от региона и типа сырья. Динамика себестоимости фанеры находится в прямой зависимости от стоимости фанерного кряжа.

Среди прочих объективных и экономических причин, это, в частности, тарифы и стоимость горюче-смазочных материалов, рост цен на фанкряж обусловлен сокращением доступных запасов лесных ресурсов. Спрос на сырье растет, при этом внимания к уходу за лесом и формированию насаждений со стороны арендаторов недостаточно, говорит руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев.

На втором месте по значимости, 15-20 процентов** себестоимости, фонд оплаты труда. Среднегодовая инфляции заработной платы в России находится на уровне 13,9 процента*. "Несмотря на то, что темпы роста зарплаты работников фанерных комбинатов опережают инфляцию, объективно уровень оплаты труда остается низким. На многих предприятиях рабочие получают на порядок ниже дохода сотрудников аналогичных производств в Европе.

При этом отечественная продукция успешно конкурирует со шведской и финской фанерой на мировых рынках, отмечает Олег Гуторенко, председатель Профсоюза работников лесных отраслей. Мы рассчитываем на дальнейшее увеличение заработной платы фанерщиков до уровня, соответствующего представлениям об оплате квалифицированного труда.

Влияние на себестоимость продукта оказывают тарифы естественных монополий. Газ за последние 6 лет подорожал почти на 100 процентов, электричество на 93 процента*. Таким образом, затраты на фонд оплаты труда и энергоносители растут опережающими темпами. При этом цены на фанерную продукцию всегда являются догоняющими. Тарифы естественных монополий пересматриваются с января, а цены на фанеру во время строительного сезона.

Вот что происходит с балансом спроса и предложения в отношении фанеры, ведь именно этот баланс формирует цену на конкурентном рынке. Меняющийся сезонный спрос, национальные проекты, вновь вводимые мощности, все это определяет текущую ситуацию на рынке фанеры, говорит Павел Корчагин, генеральный директор Юнайтед Панел Груп.

В 2011 году имело место восстановление ситуации, и фактически промышленность немного превысила объемы производства докризисного уровня, а в 2012 году загрузка мощностей приблизилась к максимальной. Причем почти 45 процентов прироста приходится на комбинаты группы СВЕЗА, где была проведена модернизация.

Объемы остальных производителей менялись незначительно, новые заводы не запускались. Если ожидаемый рост потребления в 3,5-4 процента подтвердится при увеличении производства на 2-3 процента, можно предположить, что с началом сезона 2013 года рост цен будет идти более быстрыми темпами, чем в 2012 году.

ИНыми словами, можно сделать вывод о том, что на рынке сложилась ситуация отложенного подорожания фанеры. За шесть лет накоплен рост затрат, не скомпенсированный ростом цен. И на фоне растущего спроса производители вынуждены будут передать бремя издержек потребителям.

Материал подготовлен специалистами ЦНИИФ
Источники:
*Данные Росстата за 2007-2012 гг.
**Производители фанеры

©1995-2024 Строительство и недвижимость