Олимпийский Сочи: замысел, архитектура, технологии

Приближающаяся зимняя Олимпиада 2014 года является не только спортивным событием. В Сочи нужно создать масштабную инфраструктуру высшего международного уровня качества. И Сочи стремительно превращается в южную российскую спортивную столицу. Капитально реконструируются и расширяются воздушные и морские ворота города, обновляется сеть автодорог, строится новый железнодорожный вокзал "Олимпийский парк" с примыкающим автовокзалом, который должен стать ключевым транспортным узлом обновленного города. Сам Олимпийский парк, в честь которого вокзал получил свое название, создается на обширной низменности неподалеку от морского берега. Он станет сердцевиной градостроительной композиции прибрежного кластера.

Архитектурная композиция Центрального стадиона не имеет аналогов. Овальное в плане шестиэтажное сооружение сверху напоминает гигантскую полураскрытую раковину. Использование светлой полупрозрачной поликарбонатной кровли позволяет добиться эффекта зрительного сходства этого важнейшего из олимпийских объектов с заснеженной горной вершиной.

Первоначальный эскизный проект стадиона был разработан специалистами английского архитектурного бюро Populous по результатам совещаний с главным архитектором компании Олимпстрой О.А. Харченко. В дальнейшем функции генерального проектировщика перешли к Моспроект-4 под руководством А.В. Бокова. Авторство конструктивных решений комплекса принадлежит транснациональной инжиниринговой компании Buro Happold и московской фирме ГК-Техстрой.

После олимпиады ее главный архитектурный символ останется центром проведения массовых мероприятий. Часть трибун стадиона выполняется из сборно-разборных конструкций, позволяющих при необходимости трансформировать внутреннее пространство c изменением его функционального зонирования и варьированием количества зрительных мест.

Сочинская Большая ледовая арена для хоккея с шайбой есть первое в России и во всей уже долгой истории олимпийского движения спортивное сооружение со сложной сферической конструкцией купола перекрытия. После 2014 года арена частично сохранит первоначальную функцию и одновременно, как предполагается, станет концертным залом мирового уровня.

Инженерное решение этого объекта, найденное проектно-конструкторским бюро Инфорспроект, легло в основу архитектурного замысла специалистов омского НПО "Мостовик", задумавших придать сооружению облик застывшей капли или приоткрытой жемчужины. Конструкции покрытия для купола изготавливаются непосредственно на стройплощадке по технологии немецкой строительной компании Kalzip.

В облицовке кровли контрастно сочетаются сверкающие на солнце золотистые металлические поверхности и зеркальное стекло над фойе с отражением архитектурно-ландшафтного окружения. Стеклопакеты с витражами изготовлены под руководством специалистов международной архитектурной группы GLASSBEL. Стены Большой ледовой арены возводятся с применением трехслойных сэндвич-панелей, специально изготовленных группой компаний Металл Профиль.

Трехслойные сэндвич-панели Металл Профиль используются также при строительстве Крытого конькобежного центра. Эта сочинская постройка итальянского архитектора Алессандро Цоппини, проектировавшаяся в сотрудничестве с Buro Happold, сочетает строго уравновешенную плановую композицию с экспрессивным внешним обликом. Ее изломанная алюминиевая кровля прорезана треугольными участками тонированного серо-голубого витражного остекления.

Стены конькобежного центра, как и Большой ледовой арены, возводятся из трехслойных сэндвич-панелей. Примечательно, что в соответствии с проектом для сэндвич-панелей используются специальные сейсмостойкие крепления, разработанные специалистами Металл Профиль и получившие одобрение ЦНИИПромзданий. В случае чего здание сможет выдержать 9-балльное землетрясение.

Как и многие ранее осуществленные проекты Цоппини, олимпийский объект 2014 года легко трансформируется. После завершения Олимпиады его планируется использовать в качестве выставочного центра. Еще один интересный объект представляет собой здание Ледовой арены для керлинга. При проектировании Керлинг-центра работа конструкторов практически полностью предопределила создание архитектурного образа.

Простота, легкость, экономичность. Вот главные характеристики этого уникального объекта, четко прочитывающиеся уже при одном взгляде на его макет. Сэндвич-панели поэлементной сборки есть достаточно новая для России технология, позволяющая объединить достоинства традиционных сэндвич-панелей и навесных вентилируемых фасадов. Среди конструктивных преимуществ следует выделить технологию сборки панелей непосредственно на каркасе здания, без использования кранов и подъемников.

Сэндвич-панели поэлементной сборки представляют собой объемную конструкцию, основой которой является сэндвич-профиль, изготовленный холодным формованием из покрытого полимером оцинкованного стального листа толщиной 0,8 или 1 миллиметр. Сэндвич-профиль крепится непосредственно к каркасу здания, после чего в него вставляется утеплитель из легкой минеральной ваты, который закрывается гидроветрозащитной мембраной.

Снаружи вся конструкция закрывается облицовкой. Важнейшее с точки зрения архитектуры достоинство этого решения заключается в возможности использовать различные виды облицовки. В данном случае это эффектное сочетание фасадных кассет цвета "серебристый металлик" и матовых фасадных кассет цвета "антрацит». Фасадные кассеты изготовлены из стали с покрытием Colorcoat Prisma, которое имеет не только богатую цветовую гамму, но также высокую антикоррозионную стойкость, что особенно актуально для прибрежной полосы.

Покрытие демонстрирует наилучшую устойчивость к характерным для района Сочи соляным туманам, как по сравнению с облицовкой из стали с широко применяемым покрытием из полиэстера, так и по сравнению с другими полимерными покрытиями. Кроме того, оно гораздо меньше подвержено выгоранию, особенно в горах, где интенсивность ультрафиолетового излучения достаточно высока. Сэндвич-панели поэлементной сборки могут использоваться для возведения стеновых и кровельных конструкций. Профнастил, применявшийся при отделке кровли Керлинг-центра, также был изготовлен из стали с покрытием Colorcoat Prisma.

www.metallprofil.ru

©1995-2024 Строительство и недвижимость