Строительный сезон весна-лето 2006 г. Рынок металла

Что можно сказать о прошедшем годе на российском строительном рынке? В двух словах – неоднозначный и показательный. С одной стороны - это увеличение темпов строительства, создание более благоприятного инвестиционного климата и, как следствие, – увеличение потребления строительных материалов (по всем направлениям), что естественно выгодно всем продающим компаниям. С другой стороны, никто не прогнозировал такой рост цен на металлопрокат. Прогнозы на 2006 год, сделанные весьма уважаемыми специалистами, не оправдались, (предполагаемый рост цен ожидался в динамике 2005 года, но не выше). Реалии оказались другими. Рост цен на арматуру 12-14 диаметров (А3) превысил 100%! И это в «сезон» и буквально за два летних месяца. И более того, спрос превысил предложение!

Кто был готов к такому повороту событий? Оказалось – никто. Ни производители, ни поставщики, ни потребители. Первыми ощутили надвигающийся дефицит москвичи. Они сделали просто: проехали по питерским металлобазам и скупили все остатки, у кого что оставалось. 100 кг, 500, тонна – брали все, все что не прибито гвоздями.

К концу мая в Питере в свободной продаже арматура была далеко не у всех. Хотя многие компании-поставщики в своих прайс-листах, показывали ее наличие. Объясняли они такое положение просто – арматура «в пути». Но как показало время, арматура у них так и не появилась. Металлотрейдеры, у которых нет договоров с меткомбинатами, пытались перекупать металл у прямых поставщиков. У официальных дилеров металлургических комбинатов (Северстали, Мечела, ЕвразХолдинга, и пр.) арматура была, но была не для всех, а только под долгосрочные контракты и только для своих vip-клиентов (строительство, ЗЖБИ и пр.). Некоторые, если арматуру и продавали металлотрейдерам, то «с нагрузкой». Хочешь 12-ю? Бери, но с 25-й. И покупали! В итоге, с учетом всех интересов, строителям (компаниям средней руки) арматура обходилась по 30-40 тысяч рублей за тонну. Кто от этого выиграл, кто проиграл? Каждый получил свое.

Многие надеялись на то, что придет арматура из Беларуси, Украины, Молдовы. Не пришла, хотя поставки были оплачены. Впрочем, белорусская арматура в Питер пришла, но только в адрес компании «Агис-Невский», которую крупные металлотрейдеры («титаны») как конкурента-поставщика арматуры никогда не рассматривали. Бесспорный коммерческий успех. Эта арматура очень многих выручила. Их пример - другим наука.

Разумный риск, хватка, мобильность, владение ситуацией, расчет - вот те качества, которые разительно отличают коммерсантов от «сытых и неповоротливых торговцев ». Злую шутку со строителями сыграли стереотипы и убежденность в том, что «мы всех знаем – нас все знают. Уж мы-то без металла не останемся, нам никогда и никто не откажет, нам дадут хорошие скидки, мы крупные потребители» и т.д. и т.п.

Через какие тернии пришлось пройти снабженцам, а в их лице всем строителям в это лето – отдельный, большой рассказ. Металлотрейдерам тоже пришлось нелегко. Ведь кто мог предположить, что в «сезон» скупят весь металл, даже тот, который лежал на открытом складе с позапрошлого лета! План сделан. Считаем прибыли! А потом склады опустели. Металлопрокат продавался «с колес», фактически без выгрузки на склад. Спрос превысил предложение. Казалось бы, продавай да радуйся. Да не тут-то было.

Металлургические комбинаты начали свою, совершенно непрозрачную (для непосвященных) игру. Объемы поставок сократились, а по многим позициям и вовсе прекратились. И это, не смотря на договоры и предоплаты. У многих ходовой металлопрокат остался только в виде позиций в «прайс-листе», т.е. только на бумаге. И на наши вопросы: почему в прайсе указаны позиции, которых нет на складе, неизменно отвечали, что ждут поставок, а прайс-лист в данном случае только предлог для разговора. Оправдано? Безусловно, ведь компании искренне надеялись на то, что металл придет. Из «ближнего зарубежья» положительных вестей тоже не было слышно. Вот тут и проявили себя отрицательные стереотипы.

Ведь как рассуждают «ответственные товарищи»: Есть поставщики, есть договоры или устные договоренности о поставках, есть незыблемые условия. Зачем знать всех (условно) металлотрейдеров, достаточно знать телефоны 5-6 компаний и этого хватит. Резонно, но ошибочно. Такой подход годится только для безусловно стабильного рыка. В данном условии в выигрыше оказались те, кто максимально владел исходными данными, задействовал весь свой резерв и потенциал. Время и люди на месте не стоят. Все развивается. На рынок приходят новые, молодые компании с более выгодными для потребителя условиями. Они более свободны от условностей и стереотипов. Растут и развиваются «старые» компании. Меняется руководство, политика компаний. Дополнительные финансовые потоки дают новые возможности. Примеров тому много и у нас в Питере в том числе. Если еще вчера компанию считали «маленькой» с небольшим сортаментом, то сегодня (как-то незаметно для всех!) это крупный игрок с прекрасной, профессиональной командой менеджеров и своими складами и автопарком. Все в итоге зависит, в данном случае, от тех приоритетов, которые ставило перед собой руководство компании. Кто-то приходит и уходит, а кто-то приходит и остается, всерьез и надолго. Но… стереотипы и предвзятость строителей (да простят они меня!) оказались сильнее. И что? Пришлось выкручиваться, порой в «три морских узла». Многие потеряли время, в ожидании «поставок арматуры». А время этим летом оказалось золотым. Какой аналитик такие события предвидел? Кто ожидал такого строительного сезона? Никто.

Проанализировав динамику изменения цен с учетом наличия металла на складах, условий поставок и т.д. можно сделать вывод, что свободно купить «ходовую» арматуру металлопродукцию, в сезон май- сентябрь, можно было только у металлотрейдеров таких как Вестмет, Санк, Еврометалл, Бома, Тагмет, Севзапметалл и др. Пусть дорого (относительно, конечно) но… «дорога ложка к обеду», простой в строительстве обойдется дороже.

Официальные представители, дилеры, «Торговые Дома» металлургических комбинатов, не смотря на свое выгодное положение относительно других участников рынка, в сезон май-сентябрь не смогли удовлетворить спрос на свою продукцию. Насытить питерский рынок за счет 3 – 5-ти «титанов» невозможно! Город не может зависеть от политики металлургических комбинатов и их сбытовых прогнозов (которые, кстати, не совсем понятно, на чем базируются, на каких, а главное, чьих данных).

Что хотелось бы сказать в итоге. Строительный сезон май-сентябрь 2006г. показал: «Готовь телегу зимой». Что бы не было простоев, уважаемые господа снабженцы, изучайте рынок предложений заранее! В Санкт-Петербурге работает не 5 и даже не 20 компаний-поставщиков металлопроката. И многие не просто продавцы, но и производители металлоконструкций и поставщики услуг (притом самых разнообразных, начиная от автоперевозок и резки до точного раскроя и изготовления по Вашим чертежам самых разнообразных изделий из металла). В СИСТЕМЕ «РБМТ – Региональная База данных МеталлоТорговли» их более 120. И все они стабильно и не первый год работают в Санкт-Петербурге, и склады есть (у многих в собственности) и металл на складе. Мы сделали все (или почти все), что бы у Вас было максимум полезной информации по предложениям, номенклатуре, ценам. Адреса офисов и складов, номера телефонов и интернет-адреса сайтов компаний-поставщиков. Есть возможность посмотреть и проанализировать (в простой системе поиска) все предложения, по всей номенклатуре (в системе «РБМТ» представлены только санкт-петербургские компании-поставщики), выбрать оптимальный для Вас вариант поставки с учетом расположения складов за считанные минуты.

Город развивается, растет. Увеличивается федеральное финансирование, приходят инвесторы. Петербург с каждым днем становится экономически и географически привлекательным и как следствие, крупные компании, заводы, комбинаты открывают у нас свои филиалы и Торговые дома.

©1995-2024 Строительство и недвижимость