Исследование ядовитых последствий наводнения помогает решить общегородские проблемы загрязнения

Сломанные канализационные коллекторы, затопленные промышленные предприятия, трупы — все это с большой степенью вероятности способствует отравлению отводимых из Нью-Орлеана вод.
Однако и вода, и остающийся после нее ил, обязаны своим загрязнением и вот еще какому источнику (столь же повседневному, сколь и неожиданному). Это обычные для окружающей среды большинства городов токсины, неизбежно попадающие в затопившую городские кварталы воду.

Это мнение профессора инженерной экологии Флоридского университета Джона Сэнсэлоуна, который в течение ряда лет изучал вредные загрязнители городских стоков – как хозбытовых, так и ливневых. Выводы профессора тем уместнее и тем актуальнее, что их целиком подкрепляют результаты полевых исследований, выполненных в Нью-Орлеане и Батон-Руже. (Нужно сказать, что перед тем, как истекшим летом стать профессором Флоридского университета, Джон Сэнсэлоун был профессором университета штата Луизиана.)

«Что мы сегодня наблюдаем в Нью-Орлеане? То, что имеет место, когда масса воды входит в контакт с городской окружающей средой: все находящиеся в этой среде потенциальные загрязнители попадают в эту воду и разносятся ею», — говорит профессор.

Как федеральные чиновники, так и чиновники Луизианы чрезвычайно озабочены сложившейся ситуацией – наличием загрязненных вод и пены, оставляемой уходящим наводнением. Результаты испытаний, выполненных в начале сентября 2005 г., подтвердили высокие уровни бактериологического и химического загрязнений, в частности, вредоносные уровни содержания свинца и мышьяка, сообщает Environmental Protection Agency.

В то время как выявление источников этих и других загрязнителей пока продолжается, общественное расследование сосредоточилось на сломанных трубах коллектора и других главных фактах повреждений инфраструктуры Нью-Орлеана, вызванных ураганом «Катрина». Разумеется, налицо реальные проблемы, связанные со стихийным бедствием, тем не менее также очень вероятно, что стоячие воды загрязнены, потому что они впитали загрязнители, которые скапливались на проезжей части улиц, тротуарах, крышах и других непроницаемых поверхностях зданий и сооружений города в течение длительного времени задолго до урагана, еще в нормальных условиях, считает Сэнсэлоун.

Эти загрязнители, которые обычно появляются в городских стоках, более ядовиты, чем это принято считать, говорит он. В исследовании, опубликованном не так давно Water Environment Research, Сэнсэлоун и три его соавтора сообщают, что уровни содержания некоторых загрязнителей в стоках с проезжей части одной из автомагистралей Батон-Ружа гораздо больше соответствующих показателей для необработанных муниципальных сточных вод от той же самой зоны коммунального обслуживания.

Участок автомагистрали, о котором идет речь, представляет собой эстакаду, стоки с проезжей части которой попадают прямехонько в озеро городского парка Батон-Ружа, находящееся под эстакадой. Основываясь на данных, первоначально собранных в 1999 г., авторы указали на высокий уровень содержания частиц размером до миллиметра, а также высокую степень потребности в реагентном кислороде (что является индикатором присутствия органических химикалий в нефти, газе, жире, сигаретных фильтрах и других загрязняющих факторах).

В то же время другое исследование городских стоков позволило выявить высокие уровни содержания ядовитых металлов и питательных веществ, включая фосфор. Есть мнение о выщелачивании их из строительных материалов, говорит Сэнсэлоун.

Органические химикалии особенно опасны для рыбы и других водных обитателей, потому что они уменьшают уровень содержания в воде кислорода, что уменьшает способность воды поддерживать жизнь. Макрочастицы делают воду менее прозрачной, уменьшая степень проникновения в нее солнечного света и останавливая рост растений. После превышения содержанием органических химикалий и металлов определенного порога они также могут быть вредными для людей.

Вопрос бактериального загрязнения вод, затопивших Нью-Орлеан, остается для новоорлеанских властей вопросом номер один. И бактериями необработанных канализационных сточных вод, и бактериями вод, смывших грязь с различных поверхностей. Хотя это не было охвачено опубликованными исследованиями Сэнсэлоуна, другие исследования помогли обнаружить и тот факт, что нормативный уровень превысила концентрация в общей бактериальной массе бактерий, содержащихся в экскрементах животных и птиц.

Критическим, отметил Сэнсэлоун (основываясь на результатах исследования единственно смывных стоков), является вопрос темпа очистки муниципальными коммунальщиками и экологами города от остатков наводнения. «Как мы вымоем и вычистим город (что будет нелегко), таково и будет в дальнейшем состояние здоровья горожан», — сказал он.

И добавил: проблемы, возникшие в Нью-Орлеане, автоматически выдвигают на первый план потребность в том, чтобы оперативно и в национальном масштабе сделать все, чтобы удалить токсины из городских стоков до смывания всей этой грязи в водные пути. Однако есть несколько хороших стратегий. Все более широкое распространение водопроницаемых тротуаров позволяет задерживать на них грязную воду, которая далее либо испаряется, либо просачивается через тротуар в почву, где микроорганизмы способствуют фильтрации загрязнений.

Насаждение растений, особенно деревьев также способствует созданию эстетически привлекательных буферных зон, обеспечивающих контроль доступа затопляющих город ливневых стоков и другие выгоды. Наконец, муниципалитеты могут использовать высокие технологии уборки улиц, которые являются очень эффективными при работе на горизонтальных поверхностях.

«Улавливать этот потенциально ядовитый материал прежде, чем он попадает в гидрологический цикл, намного более экономично, чем впоследствии пытаться извлечь данные загрязнители из воды», — уверен Сэнсэлоун.

Construction Press Service

©1995-2024 Строительство и недвижимость