Торс Калатравы покоряет мир

Ровно год назад в шведском Мальмё праздновали достижение половины запланированной высоты небоскреба под названием «Разворачивающийся торс». Его придумал знаменитый испанский архитектор Сантьяго Калатрава, вдохновившись зрелищем разворачивающегося торса человека. Эффектное 186-метровое здание стало знаменитым еще до окончания строительства, когда ему прочили еще и лавры самого высокого жилого небоскреба Европы и самого высокого здания Скандинавии. Последний титул останется за ним, а вот самым высоким жилым небоскребом Европы, похоже, станет московский «Триумф-палас» (264 м), который также должен быть построен к середине будущего года.
Хотя как раз по поводу сроков сдачи «Разворачивающегося торса» сейчас больше всего тревожатся его подрядчики.

В самом начале нынешнего года из Барселоны доставили первый фрагмент фасада. К 1 сентября были построены все 54 этажа. В октябре закончили бетонный каркас, а в декабре должен был быть сделан стальной.

Однако до сих пор самой большой помехой для строителей были вовсе не архитектурные заморочки, а ветер на прибрежном участке. Его порывы задерживали бетонные работы и монтаж так называемого «внеатмосферного каркаса». Он сделан из клиновидных белых стальных труб диаметром до 90 см и защищает фасад здания. Это единственный вертикальный элемент «Разворачивающегося торса», кроме бетонного ядра. Но если последнее принимает на себя вертикальную нагрузку, то «внеатмосферный каркас» обеспечивает сопротивление ветру и гасит колебания здания.

Компания-застройщик «HSB Мальмё» наняла шведскую NCC для работ на $30 млн. Компания начала работу на участке в апреле 2002 года, и в прошлом месяце достроила бетонную крышу. Из-за ветра основная структура строится с отставанием от графика приблизительно на три месяца. Подкачка бетона на 180 м в высоту также стала серьезной проблемой. Но к середине января все должно закончится. И то, при условии, что ветер не помешает.

Задержки NCC нервировали датскую Promecom A.B. Fredericia, которая устанавливает «внеатмосферный каркас». Команде из восьми человек несколько раз приходилось возвращаться в Данию.

Promecom присоединилась к проекту только в ноябре прошлого года, после того, как HSB не договорился с испанской Elaborados Met?licos, которая должна была изготовить и установить 900-тонный «внеатмосферный каркас». Но у испанцев возникли споры с HSB из-за «качества сварки». Дело дошло до арбитража. Впрочем, Калатрава утверждает, что Elaborados Met?licos – «правильная и передовая фирма». Она сотрудничала с Калатравой во время всех его предыдущих проектов.
Тем временем Promecon, поспешно получив контракт на монтаж каркаса стоимостью $2,3 млн., за шесть недель практически наверстала упущенное. Если ветер позволит, то последняя часть «внеатмосферного каркаса» будет установлена к концу декабря.

Поэтому подрядчики все-таки рассчитывают открыть «Разворачивающийся торс» в Мальмё в июле будущего года. Стоимость строительства составляет около половины всего бюджета проекта в $235 млн.

В девяти кубах, поворачивающихся от основания до вершины на 90 градусов, на площади 12.150 кв. м расположатся 45 квартир. 54 этажа, каждый из которых повернут относительно нижнего примерно на 1,6 градуса, увенчает стеклянный этаж для проведения публичных мероприятий и наблюдательная площадка с видами на Орезундский пролив и Копенгаген.

Наклоняющиеся, поворачивающиеся здания, и даже конструкции с перемещающимися элементами – все это характерные особенности почерка Калатравы. Разворачивающийся торс» с его «спиральным» профилем, самое высокое из построенных до сих пор зданий Калатравы, обещает стать значительным событием для маленького шведского города, который попал в поле зрения мировой общественности только после открытия моста Орезунд, связавшего Швеция с Данией четыре года назад.

Возможно, обычное здание было бы экономичней, но в таком случае незачем было бы обращаться к Калатраве. Этот испанец принадлежит мировой архитектурной элите, представителей которой обычно приглашают туда, где хотят чего-то особенного.
Однако в последнее время споры о целесообразности таких приглашений разгорелись с новой силой. В Израиле, например, так и не могут договориться, нужно ли импортировать звезд или стоит довольствоваться местными архитекторами?

В феврале этого года по всему Иерусалиму плакаты как голливудский боевик анонсировали проект «Мост». Конечно, это был не обычный мост. Но ни его форма в виде лиры, ни искривленный пролет не были интересны сами по себе. Важно было именно то, что это проект самого Сантьяго Калатравы. Иерусалимский инженер Ури Шетрит, горячий покровитель Калатравы, кроме того, пригласил из Мексики архитектора Рикардо Легоррету, чтобы перепроектировать площадь в центре города.
Гери выбрали строить из стекла, камня и титана Музей толерантности за $200 млн.
А новое здание министерства иностранных дел в Иерусалиме, спроектированное канадцем Джеком Даймоном, стало одним из десяти зданий мира, получившим премию нынешнего года от журнала Business Week.

Архитектурные суперзвезды сияют и в других городах Израиля, где трудятся Дэниель Либескинд, Жан Нувель, Марио Бота, Заха Хадид.

Это возмущает некоторых местных архитекторов и публику. Суперзвезды обходятся общественной казне слишком дорого. Мост Калатравы, например, будет стоить наполовину дороже, чем было бы в случае приглашения местного архитектора. Хотя Калатрава и так попросил только половину своего обычного гонорара.

В шведском Мальмё никто пока не возмущается приглашением испанца, но зато в его родной Валенсии захотели строить сразу четыре жилых небоскреба по проектам знаменитого земляка. И все они должны быть похожи на «Разворачивающийся торс». Самый высокий из торсов будет высотой 280 м. Пока в Валенсии ищут частных инвесторов, эксперты даже подсчитали, как сделать проект более рентабельным. Дело в том, говорят они, что «Разворачивающийся торс» в Мальмё очень узок, а значит на каждом этаже там много зон, непригодных для использования. В Валенсии, вероятно, полезной площади будет больше.

Говорят, что «Разворачивающимися торсами» интересуются уже и в Азии.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость