Открылся Уэльский Центр Тысячелетия в Кардифе

26 ноября в Кардифе открылся Уэльский Центр Тысячелетия. Здание на берегу Кардифского залива станет первым постоянным домом национальной Оперы, а кроме того, в нем на площади 30.000 кв. м разместятся еще драматический, музыкальный и танцевальный театры, литературное агентство и прочие культурные институты, в том числе общежитие для творческой молодежи.
Уэльсский Центр Тысячелетия обещает стать самой захватывающей инициативой сегодняшней Европы. Во всяком случае, это первый культурный объект, построенный в Уэльсе за последние пятьдесят лет.

Эффектный проект вдохновлен пейзажем, промышленным и культурным наследием Уэльса. Собственно строительство началось в феврале 2002 года. Хотя проект местного бюро Percy Thomas Partnership появился в 1998 году, заменив более радикальное предложение Захи Хадид, выигравшей в 1994 году конкурс на строительство оперного театра. Но местные политики так и не решились на сотрудничество с одним из самых экстраординарных архитекторов мира.

Массивное здание, построенное вместо того компанией Sir Robert McAlpine при инженерно-строительной и сервисной поддержке Arup, имеет скорее деревенский вид типичного представителя земли хоббитов. Возможно, оно смотрелось более уместно среди лесов и холмов, чем среди блестящих гостиниц активно перестраиваемой области Кардифского залива. Миллениум-центр строили из традиционных уэльских материалов - сланца и песчаника. Здание состоит из двух основных конструктивных элементов. Первый напоминает выброшенного на берег кита - скульптурная форма, на фасаде которой расположены окна в виде цитаты из стихотворения местной поэтессы Гвинет Льюис по-английски и по-уэльски. Снизу - жесткое, вытянутое административное здание.

Больше тысячи тонн разноцветных сланцев стали одним из самых эффектных украшений нового Центра Тысячелетия. При этом сланец считается практически олицетворением Уэльса. Сланцевые горы не только сформировали, но и окрасили местные пейзажи. В девятнадцатом веке добычей сланцев кормились тысячи людей. Это была целая индустрия, традиции которой сохраняются и поныне. К примеру, колют сланец чаще всего вручную.

Архитектор Джонатан Адамс из Percy Thomas хотел также, чтобы здание напоминало воду и лед – тоже ключевые компоненты уэльского пейзажа. Для этого нужно было специальное стекло, за которым он обратился в отдел архитектурного стекла в институте Суонси. Там сначала идею отклонили, но потом все-таки потратили шесть лет на выполнение пожеланий Адамса.

В результате проект уэльского Центра Тысячелетия обошелся в 106 млн фунтов. Деньги в рамках Проекта тысячелетия выручили в результате проведения специальной лотереи исторического наследия, кроме того средства поступили от Комиссии Тысячелетия и Национальной Ассамблеи Уэльса, члены которой сочли, что Миллениум-центр может стать одним из самых значительных культурных учреждений мира, оставаясь при этом сугубо уэльским.

Надо сказать, что у самой Ассамблеи на прошлой неделе возникли проблемы, связанные уже с ее собственной архитектурой. Поскольку орган этот достаточно новый (сформирован в 1999 году), приличное здание для него еще только строится. Тоже в Кардифе, по проекту знаменитого бюро Ричарда Роджерса. Так вот, не так давно министр финансов объявил о неизбежности дополнительных затрат на строительство палаты дебатов, а именно 2,2 млн фунтов, которые нужны для выплаты гонораров архитекторам и осуществления около трех десятков поправок в проект, внесенных с начала строительства в августе 2003 года. Изменения, в частности, потребовались для организации компьютерной инфраструктуры в здании, а также усиления мер безопасности. В итоге стоимость этого проекта составила 70 млн фунтов - больше 1 млн фунтов на каждого депутата.

Но вернемся в Центр Тысячелетия, который официально открывали целых три дня. Власти опасались, что город не справится с наплывом посетителей, поэтому заранее предупредили желающих посетить Кардиф о возможной нехватке мест на парковках в центре и предложили путешествовать общественным транспортом, который в этот уикенд был бесплатным.

На торжественную церемонию с гала-концертом собрались все мыслимые звезды Уэльса.

Директор центра, Джудит Ишервуд, сказала, что теперь она больше всего хотела бы, чтобы внимание общественности переключилось от самого здания к тому, что будет твориться внутри.

Год назад 43-летняя Ишервуд заняла свой нынешний пост, оставив должность исполнительного директора Сиднейской Оперы. Она не побоялась принять серьезный вызов - в первый же сезон придется заполнить 1900-местные аудитории хотя бы на три четверти. Это означает, что только в будущем году нужно продать почти 400.000 билетов.

Но отчаянная австралийка верит, что Миллениум-центру удастся сделать для Уэльса то же, что в свое время Сиднейская Опера сделала для жителей Австралии, то есть стать символом не только местного масштаба, но и объектом национальной гордости.

Большие надежды, связанные с этим зданием, отразились и в том, что в последний день празднований по случаю открытия его посетили королева Елизавета, герцог Эдинбургский и принц Уэльский.

Принц Чарльз, как никакой другой член королевской фамилии, имеет отношение к этому событию. И вовсе не из-за своего титула. Он, как известно, активист архитектурной жизни Британии.

Так, на прошлой неделе он опять оказался в центре внимания, выступив с речью по случаю того, что Фонд принца Чарльза, организованный для отстаивания его архитектурных идей, имеет шансы выиграть проект строительства 4000 новых домов в Лондоне. Победитель будет выбран из трех оставшихся претендентов только в будущем году, но фонд принца очень заинтересован поучаствовать в этой амбициозной программе заместителя премьер-министра Джона Прескотта, с которым принц Чарльз категорически и принципиально не согласен. Энтузиазм Прескотта по отношению к эффектности зданий может, по мнению принца, привести к тому, что фешенебельные идеи, не имеющие органических корней, тридцать лет спустя неизменно обернутся слишком дорогими ошибками.

Принц также сомневается в необходимости использования современных методов строительства жилья, имея в виду, прежде всего, использование сборных конструкций, что вдвое дороже, чем обычное строительство.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость