Гери и безвестные норвежцы похоронили последние надежды Либескинда

12 октября Корпорация развития Нижнего Манхэттена, застраивающая участок Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, объявила, что проекты комплексов исполнительских искусств и музеев будут поручены Фрэнку Гери и норвежской архитектурной компании «Снёхетта».
Этим по существу завершен выбор архитекторов для застройки участка. Фирма Гери будет проектировать Сигниче-театр и танцевальный театр Джойс. Площадь театрального комплекса в целом должна составить 250.000 – 300.000 кв. футов.

Гери долго сомневался по поводу проектирования на участке ВТЦ. Хотя это его первый культурный объект на Манхэттене. Гери говорит, что именно культурное предназначение здания привлекло его, так как он совершенно не интересовался коммерческими строениями. В Нью-Йорке Гери совсем не новичок – сейчас он проектирует баскетбольную арену в Бруклине и театр рядом с Бруклинской Консерваторией. Кроме того, он является автором строящийся сейчас нью-йоркской штаб-квартиры магната интернет- и телемагазинов Барри Диллера. Так что новый заказ может разве что добавить славы маститому архитектору.

Выбор же не слишком известной до сих пор широкой публике норвежской «Снёхетты» открывает ей доступ в мировую архитектурную элиту, по крайней мере, с точки зрения узнаваемости. Правда, основанная в 1989 году, компания, названная по имени норвежской горной вершины, уже отличилась проектами Александрийской Библиотеки в Египте, посольства Норвегии в Берлине. Вскоре будет достроена национальная Опера в Осло. В Нью-Йорке компания будет проектировать выставочно-образовательный комплекс, так называемый Центр Свободы, а также Музей рисунка.

Для «Снёхетты» это будет первая работа в США. Поэтому, если Гери пока еще не поделился никакими конкретными идеями, то норвежцы уже объявили, что для них это отличный шанс поселить на американской земле дух родной Норвегии. Здание будет простым, очень скромным и, возможно, не производящим сильного впечатления, то есть «почти невидимым» – чтобы не отвлекать внимания от мемориала.

Каждое из будущих культурных зданий по предварительным оценкам обойдется в $200-300 млн. Пока неясно, кто даст эти деньги. Корпорация-девелопер даже попросила Гери и «Снёхетту» помочь в сборе средств, и те согласились.

Конкурс проектов культурного комплекса ВТЦ был объявлен нынешним летом. В общей сложности подано было 68 заявок. 17 сентября объявили финалистов, а окончательное решение принимали сами культурные учреждения. Они-то и предпочли Гери и «Снёхетту» таким звездам, как Кулхаас, Либескинд и Виньоли.

Надо сказать, что выбор последних проектировщиков Нулевого участка породил новую волну закулисных разговоров. Гери, например, заявил, что прекрасно осведомлен о конфликтах, но все-таки надеется, что сможет ужиться со всеми. Так, ему очень нравится проект Калатравы для железнодорожного вокзала ВТЦ. Мемориал Арада и Уолкера тоже не вызывает возражений. Что касается Башни Свободы, которая фактически примыкает к центру исполнительских искусств, то с ее автором, Дэвидом Чайлдсом, Гери приятельствует.

Самая пикантная ситуация сложилась, как всегда, вокруг Либескинда. Он тоже был в списке финалистов. Причем не среди тех, кто конкурировал за музейный комплекс, а среди авторов театральных зданий. Ни Гери, ни «Снёхетта» не готовили никаких проектов – они ожидаются только к февралю будущего года. Конкурс представлял собой интервью с претендентами и оценки их прошлых проектов.

И при этом Либескинда не выбрали, хотя до победы в конкурсе ВТЦ его самой известной работой считался Еврейский музей в Берлине, построенный в 1999 году и сразу же завоевавший своему автору звание самого лучшего проектировщика музеев.
Впрочем, эксперты считают, что нынешний казус имеет отношение не к архитектурным достоинствам Либескинда, а к его скандальной репутации, сложившейся после распрей с Сильверстейном и Чайлдсом. Многие члены комиссии, выбиравшей нынешних финалистов, испугались, что Либескинд окажется «трудным» партнером.

Теперь ясно, что Либескинд не будет проектировать ни одно из главных зданий на участке, с которым многие в Нью-Йорке идентифицировали его имя. Выиграв конкурс проектов в феврале 2003 года, он затем участвовал в проектировании Башни Свободы, но был отодвинут на второй план Дэвидом Чайлдсом, которого выбрал Сильверстейн. В конкурсе мемориалов, который, в конечном счете, выиграл Майкл Арад, Либескинд не мог конкурировать. Портовые власти односторонне выбрали Сантьяго Калатраву для работы над транспортным терминалом. А на остающиеся на участке небоскребы арендатор ВТЦ Ларри Сильверстейн уже выстроил целую очередь звездных архитекторов -- Жан Нувэль, Норман Фостер и Фумихико Маки. Два культурных объекта были последними надеждами Либескинда.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость