Звезды мировой архитектуры неважного мнения об американских строителях

Газета New York Times поместила большую статью о том, что иностранные архитектурные знаменитости недовольны квалификацией американских подрядчиков.

Японский архитектор Тадао Андо, например, прославился тем, что вознес скромный бетон до уровня роскошнейшего материала. По замыслу архитектора бетонные стены большого вестибюля американского музея современного искусства в Форт-Уорз также должны были восхищать не только своей монументальностью, но и текстурой бетона, блестящей как полированное зеркало. Вместо этого они покрылись пятнами из-за неправильных пропорций песка. Одну из стен этой же галереи уже сносили и восстанавливали из-за плохого качества бетона. Этого потребовал даритель, коллекция которого должна была висеть на этой стене. Теперь архитектор требует, чтобы бетон смешивали до тех пор, пока он не станет напоминать сливочное масло. Репутация Андо изначально так пугала местных подрядчиков, что большинство из них отказывались участвовать в тендере.

Иностранные архитекторы строят в Америке все больше высококлассных зданий, компьютерные технологии позволяют архитекторам все больше усложнять проекты, и в связи с этим местных строителей все чаще упрекают в непрофессионализме. Они получили репутацию людей, которых не смущают зияющие щели в стыках, небрежности и очевидные дефекты, к тому же они не брезгуют даже самыми устаревшими методами. Покорив в 80-х и начале 90-х мир от Сингапура до Дубая, американские строители теперь оказались перед лицом жесткой конкуренцией со стороны строителей из Европы и Азии, где быстроте строительства традиционно предпочитают своеобразие, мастерство и прочность.

Так, после постройки библиотеки в Сиэтле голландец Рем Кулхаас заявил, что если американцы считают что-то слишком сложным для строительства, они предпочитают не строить вообще. Ни один американский подрядчик не желает браться за что-то более-менее нестандартное. Строительство в Соединенных Штатах рассчитано на быстрый результат. Зияющие дыры просто заполняют силиконом, на неидеально выровненные поверхности просто закрывают глаза.

В Германии или Швейцарии строители предпочли бы умереть, чем оставить щель шире пары миллиметров. Американцы же в большинстве стремятся к коммерческой застройке, а не к «фирменной» архитектуре. Кроме того, в Европе строят здания меньших размеров, а заказчики больше приучены к расходам.
Справедливости ради надо заметить, что небольшие американские компании по-прежнему взращивают профессиональные таланты, например, в работе со сталью или штукатуркой, но большие строительные корпорации предпочитают суперэгоистичный подход к строительству.

В результате все больше архитекторов привлекают для строительства американских зданий заграничных мастеров. Так Раймонд Абрахам, американец австрийского происхождения, решил, что местные строители не смогут сделать фасад австрийского культурного форума на Манхэттене, поэтому провел все работы в Австрии. В результате проект задержался на год.

Швейцарские архитектурные звезды Херцог и де Мерон говорят, что настоящее мастерство возможно только в Швейцарии и Японии. Например, спроектированный ими бутик Prada мог быть построен только в Токио.

Тем не менее, когда для музея New de Young в Сан-Франциско, швейцарцам понадобилась роскошная медная обшивка, они обратились в Zahner, семейную компанию в Канзас-Сити, основанную больше ста лет назад. Без проволочек там сделали три тысячи панелей, испещренных вмятинами разной глубины.

Многие иностранные архитекторы, например, итальянец Ренцо Пьяно, работая в США, строят для дополнительной страховки полномасштабные макеты фрагментов зданий – из тех же материалов. Такие модели могут стоить от $15.000 до $750.000 -- дорогой, но надежный способ обучить рабочих.

Прошлым летом началась перестройка музея современного искусства в Нью-Йорке по проекту японского архитектора Йошио Танигучи. Проинспектировавшие строительный участок критики заявили, что Танигучи вряд ли удастся достичь своего обычного уровня. Просто они увидели мусор на площадке, что типично для Нью-Йорка, но невозможно для Японии, где каждую ночь участок поливают из брандспойтов, чтобы соседи даже не замечали пыли.
Перед началом строительства музея менеджеры из компании Amec, которая выступила в роли генерального подрядчика, поехали в Японию учиться. Они обязательно хотели добиться нужного уровня мастерства. Но архитектор решил изменить свой обычный метод и спроектировал лежащий в основе каркас так, чтобы, панели можно было повторно подогнать.

Испанец Сантьяго Калатрава более терпим к американцам и отказывается верить в их непрофессионализм. Он считает, что в экстремальных условиях американцы могут добиваться невозможного.

Вообще, эксперты расценивают нынешнюю конкуренцию между американскими и иностранными строительными культурами как взаимовыгодную. У американцев есть стимул развивать свое мастерство, а иностранцы получают в США огромный рынок.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость