Как Калатрава Афины спас

23 июня закончено строительство самого важного архитектурного символа Олимпийских Игр 2004 года — олимпийского стадиона в Афинах по проекту Сантьяго Калатрава.

Похоже, испанскому архитектору удалось-таки буквально в последний момент превратить надвигающееся бедствие в национальный триумф.

Проект катастрофически не вписывался во временные и бюджетные рамки. В последние месяцы в мире не верили, что греческие строители успеют сократить разрыв между тем, что они сделали, и что должны были сделать, если действительно собирались в августе принимать гостей Олимпиады. Ситуация стала настолько серьезной, что международный Олимпийский комитет пригрозил даже перенести Игры, празднующие свой столетний юбилей, в другую страну.

Правда, были серьезные основания полагать, что Греция изо всех сил будет пытаться остаться хозяйкой Олимпиады. Эта небольшая и не слишком богатая страна затеяла огромную программу строительства — новый аэропорт, автострада, обновление трамвайных линий, метрополитена и пригородной железной дороги — всего 38 олимпийских объектов, включая главный стадион. Эта структура, которая должна была стать славой Игр, в символической форме отобразила и все проблемы страны. Это был самый затянувшийся проект из всех, главная трудность которого состояла в строительстве крыши. Калатрава хотел, чтобы эта структура отразила идеал Игр – «быстрее, выше, дальше». 304-метровая крыша над стадионом площадью 25.000 кв. м тоже должна была побить рекорд — больше в мире еще не было.

Времени на создание этого инженерного чуда было в обрез. Хотя Афины были объявлены столицей Олимпиады-2004 в 1997 году, но для того, чтобы присоединиться к зоне евро, в Греции до 2000 года были ограничены общественные расходы. В результате организаторы обратились к Калатраве с просьбой придумать план Олимпийского комплекса – помимо стадиона, еще велодром и Олимпийская деревня — только в 2001 году.

Проект спасло решение использовать больше готовых конструкций, чем первоначально планировалось. В том числе при строительстве крыши.

Работы на участке начались в марте 2003 года, когда до начала Игр оставалось только пятнадцать месяцев. Калатрава с самого начала намеревался строить две половины крыши в 70 метрах от стадиона, а затем передвинуть их на место. Это должно было позволить одновременно собирать крышу и реставрировать стадион.
Первая дата финальной установки была 28 апреля, но из-за плохой погоды работы отложили на две недели. Перемещение первой арки начали только 10 мая, это заняло два дня. Вторую половину крыши установили 3 июня. Монтаж поликарбонатной оболочки крыши должен завершиться на этой неделе.

Можно сказать, что комплекс готов. Организаторы пока еще не могут себе позволить расслабиться – им еще нужно продать билеты, чтобы окупить потраченные 4 млрд евро.

Зато Калатрава уже спокоен, да к тому же знаменит — проект превратит его в международную звезду, равную Гери, Фостеру и Либескинду. При этом он утверждает, что никогда и не сомневался, что все будет закончено вовремя.

Стадион в Афинах — не первый олимпийский объект архитектора. Одна из самых ранних его работ — проектирование и строительство моста Bach de Roda для Олимпиады-1984 в Барселоне. С этого, собственно, началась успешная карьера Калатравы как мостостроителя. Крыша, по его мнению, тот же мост. Калатрава говорит, что у него было три главных источника вдохновения при создании афинского стадиона. Первое — классическая Греция, влияние которой заметно в плане комплекса с его главной осью и площадью. Второе — византийская традиция с ее арками и сводами, повторенными в крышах стадиона и велодрома. Наконец, место проведения Игр – Средиземноморье с его открытыми ландшафтами и характерными красками. И конечно, как и во всем, что делает Калатрава, в новом объекте проявился его архитектурный брэнд — органические, криволинейные формы.

Елена Рыбалтовская

©1995-2024 Строительство и недвижимость