Не человек для ванной, а ванная для человека

Случалось, например в средние века, когда жители Западной Европы не особенно чтили гигиену и водные процедуры. Этим их даже попрекают малокультурные недруги, предки которых, строго говоря, тоже не отличались гигиенически оправданной чистотой тела. Зато теперь Западная Европа – в авангарде движения просвещенного мира к идеальным ванным комнатам. Так, уже не первый год проблемами совершенствования ванных озабочена компания «Мессе Франкфурт» (Messe Frankfurt), проводя в рамках ярмарок ISH вместе с Союзом немецкой сантехнической промышленности (Vereinigung Deutsche Sanitärwirtschaft e.V. – VDS) форум трендов «Возьми да появись, моя ванная» (Pop up my bathroom).

О значении слов


Во-первых, разберемся, что скрывается за аббревиатурой «ISH». Очередная ISH, которая названа – и таковой является – крупнейшей мировой специализированной ярмаркой инновационного дизайна ванных комнат, энергоэффективных технологий отопления и кондиционирования воздуха и возобновляемых источников энергии, пройдет с 14 по 18 марта 2017 года в германском Франкфурте-на-Майне.

Во-вторых, разберемся с названием форума. В переводе с английского pop up – это «выскакивать», «всплывать» или «неожиданно возникать». Поначалу данный термин взяли на вооружение разработчики рекламы в интернете, назвав именем pop up не всегда кстати всплывающие при открытии сайта окна. А потом термин прижился в индустрии моды, дизайне и событийном маркетинге. Pop-up как стиль можно охарактеризовать так: внезапность – необычность – непредсказуемость.

Очевидно, английский отличается красивыми, благозвучными аббревиатурами и короткими, емкими, симпатичными названиями. Поэтому стоит, заимствуя положительный опыт, русифицировать название форума трендов следующим образом – Поп-ап. И вот, пожалуйста, первое использование нового словечка: рассказ о предстоящем Поп-апе многое потеряет, если не вспомнить два его предыдущих выхода в свет.



Поп-ап – что было в 2013-м и 2015-м

В 2013-м идейная подоплека Поп-апа объяснялась так – «От базовых потребностей к «ванной мечты» завтрашнего дня» (From Basic Needs to the Dream Bathroom of Tomorrow). Ванная комната рассматривалась, с одной стороны,как убежище для восстановления сил, улучшения самочувствия и высвобождения творческой энергии человека, а также как место активного общения членов семьи и друзей – общения, которого явно недостает в будни. С другой стороны, как место, одновременно обеспечивающее защищенность, самовыражение личности, получение информации и медийную открытость. Такая ванная комната– это своеобразный кокон, приспосабливающийся к потребностям пользователей. И на ISH 2013 в различных вариациях были показаны три принципиальных трендовых типа ванной комнаты: «Пузырь» (Bathroom Bubble), «Деятельность» (Busy Bathroom) и «Эволюция (Революция)» (Bathroom (R)Evolution).

В 2015-м Поп-ап проходил в духе такой концептуальной идеи – «Купание под открытым небом – свобода в четырех стенах» (Freibad–Freedom WithinFourWalls). Во-первых, ванная должна быть достаточно большой, ибо поговорка «в тесноте, да не в обиде» примириться с дефицитом квадратных метров на некоторое время позволяет, но подлинную свободу даже в ванной комнате не подразумевает. Во-вторых, какой бы большой ванная ни была, если ею пользуются члены даже маленькой семьи, она призвана быть своеобразной «школой демократии». А значит, ванной комнате надлежит иметь оптимальным образом организованную предметно-пространственную среду, включающую в себя все необходимые компоненты, в том числе, конечно, исправно функционирующее сантехническое оборудование.Тогда в этой зоне дома или квартиры и стар, и млад будут пребывать в наилучшем расположении духа. Тем более если, это в-третьих, эстетические качества ванной на высоте. При этом – не забудем концептуальную идею 2015-го – ванная комната должна дарить ощущение пребывания и купания под открытым небом: желательно в райском уголке природы.



Необходимое пояснение

Прежде чем перейти к рассказу о предстоящем Поп-апе, необходимо пояснить, что фотографии (некоторые из них в этой статье), которые предоставляются публике со стороны фотографов и дизайнеров, работающих в рамках форума трендов «Возьми да появись, моя ванная», не стоит понимать слишком буквально. Эти картинки объясняют образные решения ванных, процессуально-дизайнерский характер их функционирования и ощущения их пользователей. Словом, дизайнеры художественно-образными средствами иллюстрируют тенденции в формировании предметно-пространственной среды ванных комнат, задавая моду на их облик, варианты использования и техническое оснащение.



Поп-ап – год 2017-й

Поп-ап 2017-го лишний раз подчеркнет, что ванные комнаты постоянно меняют свой облик, совершенствуясь при этом в функциональном и техническом отношении. Процесс их развития подстегивается неутолимой жаждой их пользователей к оригинальности и самореализации. Поэтому дизайнеры теперь предлагают людям индивидуальные ванные, внешний вид и функции которых подогнаны под их хозяев, отличающихся высокой самооценкой.

Йенс Вишманн (Jens Wischmann), управляющий директор VDS, констатирует, что ванная все больше и больше становится тем местом, где людям хочется проводить как можно больше времени и с которым они себя идентифицируют.

Нынче неважно, что нужно потребителю: целостное стилевое решение ванной или смешение стилей, вплоть до китча или чего похуже. На современном рынке можно найти практически все что угодно. Это значит – никаких ограничений по реализации эксклюзивных решений ванных применительно к любой исходной ситуации не существует. Путеводная звезда дизайнера – каприз клиента.



Скажем, элементы душа не возбраняется интегрировать и в потолок, если нравится дождевание в гамаке над ванной. Что касается дизайнерских «штучек», им несть числа. Например, пескоструйная технология позволяет иметь персонализированные «росписи» (эмблемы, символы, профили хозяев жилища и т.п.) на поверхности облицовочных плиток, зеркал, стеклянных элементов. Не диво «расцветки по требованию» для раковин, ванн, унитазов и другой сантехники. Пользователи могут предлагать и свои дизайнерские задумки в отношении вида, допустим, внешней поверхности ванны.

Мебель, естественно, тоже индивидуализируется. Пользовательские размеры и формы получают и керамическая столешница туалетного столика, и встроенные шкафы, и скамейки, и полки. Благодаря неограниченному выбору лакокрасочных материалов возможны любые цветовые и фактурные решения поверхностей мебели. Какой бы ни была правильная финишная отделка мебели, на ней не остаются отпечатки пальцев, что не радует, наверное, только криминалистов. О древесине, которая никогда не потеряет своей привлекательности, и говорить нечего: образные мотивы, формы, форматы, фактуры, текстуры, цвета и оттенки – чего душа пожелает!

Здесь стоит отметить то обстоятельство, что все описываемые в статье ситуации относятся к цивилизованному разделению труда среди небедных людей. То есть: одни, потребители, ванные комнаты заказывают, другие, производители и иже с ними из дизайна, торговли и т.д., ванные комнаты делают и сдают потребителям «под ключ». Иное положение дел относится к архаике – кустарному производству, такому, например, которое описывается формулой «сделай сам». (Впрочем, и оно имеет полное право на существование – каждый самовыражается по-своему.)



Индивидуализация ванных комнат – это, помимо прочего, еще и персональные параметры сантехнического оборудования, систем освещения, аудио- и видеосистем. Если судить по большому счету, на примере ванных нельзя не заметить, как изменяется отношение людей к вещам, к формированию предметно-пространственной среды. Несколько десятилетий прогресс и престижность отождествлялись с типизацией и стандартизацией. Однако с недавних пор начал править бал кастомайзинг, ставящий во главу угла запросы потребителей, какими бы эти запросы порой ни были экзотическими. Разумеется, кастомайзинг ставит крест на одинаковых, «как у всех», товарах и решениях и не приемлет стереотипное мышление. И хотя новое состояние общества потребления ставит перед дизайнерами и производителями интеллектуальных ванных комнат и их компонентов многочисленные и трудные задачи, они, как показывает ход истории, всякий раз – творчество есть творчество! бизнес есть бизнес! – так или иначе успешно решаются.

Тот же Йенс Вишманн сообщает: «Тема индивидуализации ванных комнат объединяет восемь разных тенденций, которые, как мы полагаем, будут иметь весьма большое значение, в том числе в международном масштабе. С одной стороны, есть мегатренды, такие как цифровизация, демографические изменения или экологически мотивированное поведение, оказывающие долгосрочное влияние на использование и дизайн ванных. С другой стороны, мы смогли выявить тенденции в отношении продукции; в первую голову, они поддерживают мощное развитие ванных комнат как уютных жизненных пространств. Так, например, ванная становится намного фешенебельнее».

Медицинские аспекты

Возникает вопрос: не вредит ли здоровью все более длительное пользование ванной комнатой, а тем более перенос в эту зону цивилизационного центра жилища? Попытаемся на него ответить с помощью немецких специалистов.

В качестве вступления – два факта. Первый – по данным Фонда Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), 84 процента жителей Германии считают здоровье главным из того, что повышает качество жизни. Второй – ведущая немецкая медицинская страховая компания Techniker Krankenkasse в 2013-м выяснила, что шестеро из каждых десяти ее респондентов жили в состоянии постоянного стресса. А ведь оно весьма опасно для здоровья и нередко приводит к чрезмерному выбросу адреналина, росту содержания сахара и холестерина в крови, повышенному кровяному давлению.

Интересно, в особенности учитывая тему статьи, что просвещенный мир все внимательнее присматривается к целебным качествам воды. Между прочим, гидротерапию использовали еще в седую старину для нормализации кровообращения, а также избавления от местных воспалений и хронических болей. Теперь же мало кто не знает, что гидротерапия является прекрасным средством борьбы со стрессом – этим мучителем современных людей.

Институт спортивной медицины университета Гамбурга по просьбе VDS и промышленного форума по санитарии IFS (Industrie Forum Sanitär) исследовал, на самом ли деле теплые ванны снимают повседневный стресс. Гамбургские ученые измеряли вариабельность сердечного ритма и электрическую проводимость слюны и кожи, опрашивали исследуемых о своем психическом состоянии и весной 2016 года получили научные доказательства того, что прием ванны быстрее избавляет от острого стресса, нежели если просто лежать в расслабленном состоянии.

Кроме того, в информационной брошюре «Для сердца и души», выпущенной VDS, отмечается, что воду можно успешно использовать – опять вспомним историю! – в качестве терапевтического средства при болях, болезнях cердечно-сосудистой системы, ревматизме, повышенном и пониженном кровяном давлении, варикозном расширении вен и отеках в ходе беременности.

Душ всех типов и сауна тоже эффективно способствуют оздоровлению. Так, регулярное пребывание в щадящей сауне стабилизирует и даже нормализует иммунную систему и кровяное давление, о чем говорят результаты исследования в берлинской клинике «Шарите». Стимулирует кровообращение паровой душ с температурой 45–60 градусов Цельсия. Хорошее действие оказывает сочетание парового душа и инфракрасного излучения, служащее терапевтическим средством при простуде, напряжении мышц, болях и загрязнении кожи.

Экзотическая для многих вещь – унитаз с функцией встроенного душа (душ-унитаз или душ-туалет). Как считают многие медики, данное устройство отлично способствует борьбе с геморроем, а также инфекционными и грибковыми заболеваниями.



Заглядывая в будущее

Резюмируя изложенное выше, можно охарактеризовать современную или, лучше сказать, ориентированную в будущее ванную комнату как место не только для мытья, но также для эстетического наслаждения, излечения-оздоровления и фитнеса. А перманентно действующая платформа трендов «Возьми да появись, моя ванная», выскакивающая в стиле pop-up на ярмарках ISH, исследует изменения в дизайне ванных комнат с 2009 года. И каждые два года,по случаю ярмарки ISH, выдает миру результаты исследований, не столько преследуя рекламные цели, сколько стараясь показать, какой станет культура ванной в обозримом будущем.

Дмитрий ЖУКОВ,
канд. техн. наук
По материалам Messe Frankfurt


Фото:
1. Constantin Meyer; VDS, Messe Frankfurt Exhibition GmbH
2. Karsten Jipp; Vereinigung Deutsche Sanitärwirtschaft e.V. (VDS)
3–5. Karsten Jipp; Vereinigung Deutsche Sanitärwirtschaft e.V. (VDS), Messe Frankfurt Exhibition GmbH
6. VDS Aqua Cultura

©1995-2024 Строительство и недвижимость