Крупнейший дорожный форум прошел в Петербурге

В Санкт-Петербурге состоялась восьмая международная выставка-форум «Дороги России XXI века». Ее открыл руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, который отметил, что осенние встречи дорожников проходят в крупных регионах, где строятся крупные дорожные объекты. Характерной чертой этих конференций является также и то, что в них участвуют представители разных дорожных профессий. Это позволяет координировать деятельность дорожников.

В рамках выставки-форума состоялись два круглых стола: «Государственно-частное партнерство — союз государства и бизнеса как инструмент развития транспортной инфраструктуры РФ» и «Инновационное развитие дорожного хозяйства. Проектирование, строительство, эксплуатация». Как отметил глава дорожной отрасли России, в настоящее время в Минтрансе завершается разработка Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. В ней ставится амбициозная задача достичь уровня развития транспортной системы, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны. И надежной основой для выполнения этой масштабной задачи станет именно реализация ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», которая позволит придать необходимое ускорение развитию дорожной сети страны. Новая программа ставит серьезные задачи, отмечает ФГУП «Информавтодор». За 6 лет ее реализации необходимо построить и реконструировать в 2,5 раза больше федеральных автомобильных дорог, чем за 8 лет реализации ныне действующей Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Нужно обеспечить подъездами с твердым покрытием почти в 1,5 раза больше сельских населенных пунктов, чем в рамках ныне действующей ФЦП. За счет реконструкции перегруженных движением участков необходимо устранить ограничения по пропускной способности более чем на 6 тыс. км федеральных автодорог. Предусмотрено начало создания новой системы автомагистралей и скоростных дорог, которые в настоящее время в России практически отсутствуют. По мнению Олега Белозерова, эта вновь создаваемая система существенно изменит картину всей дорожной сети. Включенный в ФЦП первый этап этой масштабной работы включает в себя строительство около 2 тыс. км таких магистралей, направленных на создание современной скоростной автомобильной дороги по направлению международного транспортного коридора «Север — Юг» от Санкт-Петербурга до Новороссийска и Сочи. «Масштаб поставленных задач вызывает необходимость выработки ряда новых подходов к работе дорожной отрасли, и новая ФЦП их предусматривает», — подчеркнул он. Например, к строительству объектов будут привлекаться и внебюджетные средства в объеме 692 млрд рос. рублей. Далее программа позволит сконцентрировать усилия на комплексном решении транспортных проблем крупных транспортных узлов — в частности, Московского.

Развитие Московского транспортного узла

Московский транспортный узел во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Это связано с тем, что по территории региона проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки. К слову, только в 2007 г. на таможенных постах Московского региона оформлено 18,7 млн тонн товаров статистической стоимостью $61,4 млрд. Более 60% обработанных грузов перевозится на автомобильном транспорте — 11,6 млн тонн. Преимущественно это импортные товары. Отметим, что для ввоза такого объема грузов используется около 2 млн большегрузных автомобилей в год, или 5 тыс. автомобилей в сутки.

По информации пресс-службы Минтранса РФ, в Москве и Московской области проживает около 17 млн чел. На 20-летнюю перспективу прогнозируется, что численность населения Москвы и Московской области достигнет 20 млн чел. При этом существенно увеличится нагрузка на транспортную инфраструктуру, особенно по направлениям радиальных связей Москвы и Московской области, где уже сегодня практически исчерпана пропускная и провозная возможность транспортной инфраструктуры. В 2007 г. в Москве численность автопарка возросла до 3,3 млн автомобилей. В часы пик количество автомобилей на городских дорогах превышает 400 тысяч. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность. По мнению экспертов, нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5-10 км в час. В рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем около 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей. В прошлом году около 1,1 тыс. км автодорог федерального значения, или 47% от их общей протяженности, на территории Московского региона работало в режиме перегрузки, 1,8 тыс. км, или 73% от их общей протяженности, не соответствовали нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. К 2015 г. прогнозируется, что в Московском регионе численность автомобилей увеличится в 1,5 раза и приблизится к 8 млн автотранспортных средств. Соответственно возрастет интенсивность движения на дорожной сети. Уже сейчас автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Московском регионе. Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Москве составляет около 1 млн тонн, а в Московской области — около 2 млн тонн, что в 7 раз превышает выбросы загрязняющих веществ от всех предприятий региона. В перспективе с учетом планов градостроительного развития ситуация в Московском транспортном узле еще более обострится.

Для улучшения условий движения транспортных потоков предусматривается развитие автодорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения транспортных потоков. Сегодня по федеральным автодорогам Московской области, протяженность которых составляет 14% от общей протяженности дорожной сети региона, осуществляется 65% грузовых автоперевозок. В программе также предусматриваются большие объемы реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, а также строительство новых скоростных автодорог. Так, в Московском регионе начнет формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается:

1) строительство скоростной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург»;
2) реконструкция автодороги М-4 «Дон»;
3) строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 «Беларусь»;
4) строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.

Всего в программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог, сооружение 29 путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог. В результате реализации перечисленных мероприятий доля федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет с 27% до 65%. Доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшится с 47% до 29%. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится на 46%. Оценка экономических последствий от реализации «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010-2015 гг.)» показала, что суммарный эффект от реализации программных мероприятий оценивается величиной 7,2 трлн рос. руб.

Инновационные технологии

Развитие отрасли невозможно без инновационных технологий. К настоящему моменту создан и постоянно пополняется с учетом накопленного опыта ряд банков данных, связанных с внедрением инноваций как в строительстве, ремонте и содержании дорог, так и на проектно-изыскательских работах, в сфере управления. Совершенствуется нормативно-техническая база дорожного хозяйства, отметил Олег Белозеров. По предложениям «Росавтодора» утверждены 13 национальных стандартов, идет процесс утверждения еще 8. Эти стандарты в первую очередь направлены на повышение безопасности дорожного движения, увеличение несущей способности дорожных одежд и мостовых сооружений.

Важнейшим направлением внедрения инновационных методов в дорожном хозяйстве является и останется в будущем повышение качества дорожных работ на всех стадиях. Отметим, что долговечность сооружений, качество обслуживания пользователей в большой степени зависят от качества проектной документации, от надежности материалов изысканий, от применения в проектах наиболее эффективных инженерных решений. Например, новая единая форма технического задания на проектирование предусматривает обязательное включение в проектную документацию раздела «Внедрение новых технологий». Качество и долговечность автомобильных дорог в значительной степени определяются достоверностью определения сметной стоимости строительства и ремонта в проектной документации. В план НИОКР включена и в текущем году будет разработана методика определения индексов изменения стоимости дорожных работ на базе ресурсно-технологической модели дорожной отрасли. «Постоянно расширяется внедрение новых технологий при строительстве, ремонте и содержании дорог, — сказал О. Белозеров. — За последние 8 лет количество объектов, на которых применяются технологические инновации, увеличилось с 10-15 до почти 300». Со своей стороны отметим, что российские дорожники освоили соответствующие уровню международных стандартов технологии укладки асфальтобетонных смесей, позволяющие обеспечить высокое качество и долговечность асфальтобетонных покрытий. В общей сложности новые технологии в этой области применены более чем на 8 тыс. км федеральных дорог, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки. При ремонте мостовых сооружений за последние 5 лет созданы и опробованы новые технологии, материалы и конструкции, позволяющие продлить работоспособность отремонтированных сооружений на 25-35 лет. При осуществлении дорожноэксплуатационных работ активно применяется маршрутный метод ремонта дорог, при котором работы проводятся на больших по протяженности участках, влияющих на улучшение состояния всего маршрута движения, увеличение скорости доставки грузов, снижение транспортных издержек пользователя. Этот метод уже успешно применен на дорогах М-5 «Урал», «Вятка» и ряде других. Предусматривается расширение применение этого метода.

«Росавтодором» поставлена также задача по ускорению внедрения новых технологий в области управления и планирования на базе использования преимуществ современных геоинформационных систем. Создана и действует система мониторинга качества дорожных работ, использования выделяемых средств федерального бюджета. В 2008 г. в соответствии с утвержденным графиком мониторинга деятельности дорожного хозяйства будет проведено 187 проверок. При проверках, как отметил О. Белозеров, внимание уделяется вопросам организации внедрения новой техники и прогрессивных технологий при выполнении дорожных работ и достигнутым при этом результатам.

Экономический эффект

Перечисленные меры уже дают заметный эффект. По данным федеральных и территориальных органов управления дорожного хозяйства, расчетный экономический эффект за счет применения новых технологий только в 2007 г. составил 1 млрд рос. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2005 г. В прошлом году впервые были превышены значения целевых показателей, установленных заданиями подпрограммы «Автомобильные дороги». Число ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, в 2007 г. сократилось на 3% по сравнению с 2005 г. По данным 9 месяцев 2008 г., количество ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями на федеральных дорогах, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,9%, количество погибших — на 16,1%.

Отметим также, что для реализации предусмотренных программой крупных инвестиционных проектов платных дорог прорабатываются вопросы создания различного вида концессий. Например, рассматриваются варианты передачи концессионеру проектирования, а также эксплутационных концессий, когда дорога остается бесплатной для пользователя, а концессионер осуществляет эксплуатацию дороги под гарантии ежегодной оплаты со стороны государства в размерах, определенных на основе концессионного конкурса. В настоящее время правовые акты о финансовых затратах на ремонт и содержание региональных дорог приняты в 18 субъектах РФ, еще в 39 регионах такие документы разработаны и подготовлены к утверждению. Но, как считает руководитель Федерального дорожного агентства О. Белозеров, необходимо двигаться дальше и упростить процедуру принятия решений по заключению долгосрочных контрактов на дорожноэксплуатационные работы, которые с 2010 г. не включены в федеральную целевую программу. В конечном итоге, уверен он, это способствовало бы повышению долговечности конструкций, безопасности движения, улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорог. Кроме того, это оказало бы сдерживающее влияние на рост цен на материалы и услуги в дорожном строительстве.

Важные изменения в жизни отрасли происходят в связи с принятием постановления правительства России о переходе с 1 декабря 2008 г. на новые системы оплаты труда. Основная цель этого постановления — повысить материальную заинтересованность работников бюджетных учреждений в достижении конечных результатов своего труда при одновременном повышении ответственности. Утверждены основные критерии оценки эффективности работы подведомственных учреждений. Главный критерий — обеспечение безопасного и безаварийного движения по закрепленным дорогам. «Мы верим, что все эти усилия в комплексе дадут положительный результат: темпы развития дорожной сети ускорятся, дорожная отрасль станет передовой в области применения новых технологий и материалов, и в конечном итоге пользователи получат возможность более комфортного и безопасного передвижения по российским автодорогам», — сказал руководитель дорожного агентства Олег Белозеров. Для этого есть хороший задел: только в этом году российские дорожники ввели в эксплуатацию сложнейшее транспортное сооружение — транспортную развязку на федеральной дороге «Холмогоры» под Москвой, завершается строительство 5 крупнейших мостовых переходов, в том числе таких сооружений, как мосты через Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска. Наконец, как отмечает пресс-служба Росавтодора, подходят к завершению работы на КАД Санкт-Петербурга.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость