Запчасти для грузовиков: опыт МАЗа

Сегодня 80% деталей и узлов будущего грузового автомобиля МАЗ производится на заводах, входящих в ПО «БелАвтоМАЗ». Говоря о грузовом автомобиле как о механизме, состоящем из тысяч больших и малых частей, всем понятно, что время от времени возникает ситуация, когда детали, выработавшие свой ресурс или поломавшиеся, необходимо заменить на новые. И замену эту лучше всего сделать на такие же оригинальные детали, которые стояли в машине и до этого. Касаемо комплектующих, используемых для продукции Минского автозавода, сразу замечу, что работа над их качеством проводится постоянно и целенаправленно. Кроме этого, сегодня в Москве находится оптовый склад, через который работают 49 сервисных станций российских дилеров и более 70 магазинов, входящих в российскую автокомпонентную сеть МАЗ. В планах сервисно-сбытового центра автозавода — создание подобного терминала в Казахстане, призванного обеспечить весь регион Средней Азии запчастями МАЗ.

Продажу запчастей грузовиков через розничную торговлю, видимо, можно причислить к чисто «нашему» бизнесу. В Европе как-то не прижилась идея самостоятельного ремонта большегрузов — там избалованные жизненным комфортом водители грузовиков привыкли все доверять профессионалам из фирменной сервисной станции. Думаю, не суть важно, кто и как заменит запчасть на грузовике — это, в общем-то, вопрос экономии средств, — но гораздо более важна аутентичность этой самой детали. Согласитесь, вряд ли водитель захочет ездить на машине, зная, что в его автомобиле есть поддельные детали, изготовленные «промышленными пиратами».

Контрафакт

Контрафакт — это подделка, имеющая лишь внешнее сходство с оригиналом и не соответствующая техническим требованиям, которые предъявляются к «правильной» детали. Понятно, что при производстве контрафактной детали используется весьма бюджетный материал без всякой упрочняющей обработки, и он наверняка долго служить не собирается. Иными словами, низкое качество поддельных деталей наносит урон как репутации автомобильной марки, так и кошелькам владельцев транспортных средств.

Кто же занимается изготовлением поддельных автозапчастей?

Думаю, я не открою Америку, если скажу, что китайцы производят огромное количество поддельных деталей включая все защитные атрибуты: чеканка, голограмма, упаковка. Именно «цеховики» из Поднебесной являются лидерами в этом секторе экономики. Если бы автодеталь делали в КНР из качественных материалов и с соблюдением всей технологической цепочки, то ее цена была бы такой же или даже немного выше, чем на оригинальную белорусскую или российскую запчасть. Да, китайские пираты относятся к самому безбашенному типу, но кроме них «промышленным бандитизмом» занимаются небольшие российские и украинские механические заводы. Здесь можно было бы привести такой факт. Где-то в начале 80-х годов на некоторые украинские и российские предприятия передали производство осей, балок и других деталей от 500-й серии МАЗ. Все это делалось в рамках ведомства Минавтопрома СССР. Минчане передали туда документацию, оснастку, штампы и постоянно контролировали качество выпускаемых на этих заводах комплектующих. Эти детали производились там по технологиям и по требованиям Минского автозавода и как применялись для сборочного производства МАЗ, так и реализовывались ремонтным заводам по всему бывшему Союзу. Позднее в 90-х годах эти заводы остались без заказов и продолжили начатое дело, но уже без каких-либо официальных соглашений с Минском. Сегодня конвейер в Минске работает без участия этих поставщиков, но грузовики старых серий все еще на ходу, поэтому спрос, хоть и небольшой, на запчасти остается. Как же именовать теперь эту продукцию? Да, когда-то она официально носила брэнд МАЗ, а сейчас качество материала, производственная технология контролируются только самим независимым изготовителем. В какой-то мере это тоже контрафакт.

В чем же причина появления поддельных деталей?

Появление контрафакта напрямую зависит от дефицита по тем или иным позициям запчастей, который существует на рынке в данный момент. Именно отсутствие определенных деталей и узлов побуждает крупных продавцов искать «обходные» решения, чтобы заполнить пробелы на рынке. Поэтому для автопроизводителя желательно как можно оперативнее определить объем рынка запчастей, создать систему больших и малых региональных складов, а также заставить менеджеров всех звеньев быстро реагировать на заявки клиентов. Эта тактика, взятая недавно на вооружение Минским автозаводом, дала свои плоды и позволила увеличить объемы производства запчастей на основе фактической информации, тем самым сократив до минимума дефицит и упредив массовое появление контрафакта. Действительно, если спрос удовлетворяется предложением, то цеховикам очень трудно определить цели для будущих подделок.

Как отличить оригинал от контрафакта?

Основным принципом борьбы с контрафактом руководство белорусского предприятия считает четкое брэндирование магазина или сервисной станции. Для этого был выработан ряд требований к фирменному стилю торгующей компании, таким образом, чтобы постоянно прослеживалась визуализация марки МАЗ. Поэтому главной защитой от подделок для автоперевозчика должен стать поиск и посещение официального дилера МАЗ или магазина, включенного в товаропроводящую сеть минского автозавода. Так как именно там транспортники с большой долей уверенности приобретут оригинальную запчасть, и не важно, будет ли она в упаковке или нет. Потому что это будет тот самый МАЗ! Я специально не употребил слово «гарантированно приобретет», так как минчане отдают себе отчет в том, что в их партнерской семье все еще встречаются «уроды». Да, в этой схеме остаются слабые места в лице безответственных и особо жадных фирм, которые, используя свое положение официального дилера МАЗ, иногда подсовывают потребителям контрафакт. Борьба с такими нечестными бизнесменами ведется путем проверок без предупреждения и будет активно продолжаться. Выявленные поддельные запчасти на прилавках и складах автоматически приведут к разрыву партнерских отношений автозавода с беспринципными торговцами. К тому же, МАЗ постарается довести до сведения всех представителей отрасли имя и местоположение компании, торговавшей поддельными запчастями.

Очень важный признак — это цена. Думаю, большинству читателей уже давно ясно, что все «фирменные» товары, предлагаемые по скромной цене, во- первых, не являются таковыми, а во-вторых, долго служить не будут. Если вы знаете порядок цены на то, что вы ищете, то возникший перед вами льготный ценник должен сразу натолкнуть вас на размышление, а не пойдут ли «скидки» во вред вашему стальному коню?

Следующий аспект — упаковка и защитные этикетки. Как сейчас происходит торговля запчастями Минского автозавода? Региональный дилер МАЗа составляет заявку на детали в объеме контейнера или присланного грузовика. После чего эти транспортные средства наполняются деталями и узлами и отправляются заказчику. В перспективе произойдет переход на паллетную отгрузку. То есть минимальная партия одного наименования деталей будет соответствовать тому количеству, которое укладывается на один поддон. И в этом случае половина всего ассортимента запчастей должна быть упакована, иначе детали невозможно зафиксировать на паллете. Кроме удобства в отгрузке, паллетная отгрузка облегчит учет и складирование на промежуточных терминалах, а также поможет быстрому и всеобъемлющему насыщению запчастями региональных сервисных станций и удаленных торговых точек. На сегодняшний день вся двигательная группа запчастей уже продается в фирменной упаковке Ярославского моторного завода, так как двигатели применяются не только в грузовиках МАЗ. Руководство Минского автозавода планирует ряд мероприятий по внедрению новой упаковки уже в конце этого года. Упаковка сейчас разрабатывается для 200 видов наиболее популярных запчастей. Это должно усилить узнаваемость марки. Все делается для того, чтобы потребитель, купивший необходимую ему запчасть, мог быть уверен, что приобрел оригинал, точно такой, который поступает на сборочный конвейер.

Говоря про защитные этикетки — голограммы, скажу, что МАЗ не пытался заниматься «голограммотой» и, видимо, не планирует. Согласитесь, как потребителю отличить настоящую голограмму от поддельной, если даже специалисту это трудно сделать? Руководство автозавода полагает, что, если «цеховики», обладая станочным оборудованием, сумели дублировать оригинальную автозапчасть, то такие мелочи, как голографические этикетки, тоже будут нанесены. Иными словами: если всем объявить, что только голограмма является признаком оригинала, то будьте уверены, весь контрафакт будет обклеен переливными блестящими этикетками в два слоя! Подводя итоги, скажу: перед покупкой запчастей посещайте официального дилера, смотрите на цены, обращайте внимание на мелочи, и тогда ваши автомобили прослужат долго, а ваш бизнес будет прибыльным.

Владимир ЧЕХУТА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 2008 год в рубрике машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость