электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Новополоцку — 50. Как все начиналось

В первую неделю сентября один из самых молодых и самых красивых городов Беларуси отметил свой 50-летний юбилей. Маркс Борисович Пипкин — один из тех, кто с самого начала участвовал в проектировании и строительстве Новополоцка. В своей статье он вспоминает, как все это происходило полвека назад.

В октябре 1958 года коллективу Витебского проектного института «Облпроект» было поручено принять участие в проектировании жилья, соцкультбыта и дорог для обеспечения строительства первенца белорусской нефтехимии Полоцкого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР о строительстве завода уже ударными темпами велись инженерные изыскания на площадках будущего завода и строительной базы, которые осуществлял генеральный проектировщик завода — «Ленгипрогаз». Параллельно велись и проектные работы по площадке завода и строительной базы. При огромном опыте промышленного проектирования наши ленинградские коллеги не были так сведущи в проектировании большого количества жилья, соцкультбыта, дорог и пассажирского транспорта. Поэтому справиться с этой задачей было поручено специализированным организациям жилищно-гражданского направления. Одной из таких организаций был Витебский «Облпроект».

После совещания группа проектировщиков выехала в г. Полоцк и далее на площадку будущего проектирования, предварительно вооружившись резиновыми сапогами, т.к. не везде можно было пройти в обычной обуви. До площадки будущего проектирования и строительства обычно добирались по правобережью по существующей асфальтированной дороге Полоцк — Боровуха и далее на Ригу до деревни Охотница. На левый берег и площадки будущего проектирования мы перебирались на катере или на паромной переправе. По левобережью от г. Полоцка до площадок будущего строительства существовала разбитая грунтовая дорога длиной около 18 км, к деревням Мергулово, Плаксы, Слобода, Новый Двор, Шнитки, по которой проехать было весьма проблематично. Поэтому основная связь г. Полоцка с площадками строительства осуществлялась по правому берегу и далее по срочно сооруженному понтонному мосту, который был введен в эксплуатацию 10 августа 1959 года. Огромное количество строительной техники, оборудования, машин, строительных материалов и строителей, которых необходимо было доставлять на стройплощадки, потребовало оперативного решения о строительстве на первом этапе понтонного моста (с заменой в дальнейшем на капитальный мост), проектирования и строительства автодороги по левому берегу реки Западная Двина, а также подъездных железнодорожных путей на будущую станцию нефтезавода и стройбазу.

В первый наш приезд на площадку будущего проектирования жилищно-бытовых и коммунальных объектов, дорог состоялось наше знакомство с первым директором строящегося НПЗ Олегом Александровичем Ктаторовым, который своим обаянием, оптимизмом и уверенностью буквально заражал людей, которые с ним общались. Он отвел нас на площадку будущего проектирования, познакомил с задачами, которые предстояло решать нашему коллективу. Впоследствии О.А. Ктаторов постоянно бывал в нашем институте, поддерживал с институтом самые тесные отношения, помогал оперативно решать возникающие вопросы. Все, кто с ним общался, навсегда сохранили о нем самые теплые воспоминания. Одна из первых улиц нового города Новополоцка позже будет названа в честь О.А. Ктаторова — первого директора НПЗ. В первый приезд на площадку проектирования и строительства жилья и соцкультбыта (в первую очередь это была площадка пионерного поселка, намеченного еще Ленгипрогазом) нам была поставлена задача — в кратчайшие сроки запроектировать детский сад, школу, КБО, клуб, больничный городок, столовую, кинотеатр, два магазина и другие объекты. Размещались первые строители в г. Полоцке и в ближайших деревнях: Новый Двор, Шнитки, Мергулово, Плаксы, Слобода, Охотница и др. Эти деревни в будущем предстояло снести, а желающим построить новые дома в другом месте. Нам как проектировщикам жилищного комплекса предстояла огромная работа по освоению площадки пионерного поселка. Кстати, место для пионерного поселка было выбрано Ленгипрогазом очень неудачно: якобы в зоне пешеходной доступности до объектов строительства, что оказалось несостоятельным, т.к. поселок — будущий новый город, названный позже Новополоцком — не мог не расти, а ходить на работу дважды в день вообще нереально. Так что нам предстояла большая работа как по дополнению пионерного поселка объектами различного назначения (пока позволяла свободная территория), так и по поиску предложений для размещения фактически нового города. Квартальная схема построения пионерного поселка не могла послужить основой для будущего города, так как свободная территория, расположенная вдоль реки Западная Двина, диктовала и новую схему (структуру) построения селитебной территории.

Госстроем БССР был объявлен конкурс на проектное предложение по будущей схеме генплана нового города. В конкурсе приняли участие проектировщики Минска, Москвы, Ленинграда и других городов, а также наш молодой, полный энергии коллектив АПМ «Облпроекта». Этот предварительный конкурс наш коллектив блестяще выиграл у монстров. Работая над дополнением застройки пионерного поселка, наш коллектив, и в первую очередь — архитектор Ярослав Линевич, трудился над проектом микрорайона №1 будущего города. Этот (и будущие) микрорайон решался как межмагистральная территория, на которой размещалась группа жилых домов, школа, дошкольные учреждения, комплексов торговли и коммунально-бытового обслуживания, зеленые насаждения. Такие микрорайоны и легли в основу построения генплана будущего города. Следует отметить, что в это время в Москве проходило первое всесоюзное совещание по градостроительству. Представленный коллективом Облпроекта на это совещание макет микрорайона №1 будущего города Новополоцка получил высокую оценку совещания как основа прогрессивных градостроительных решений. Таким образом, коллектив Облпроекта в очередной раз получил поддержку своих решений в высоких градостроительных инстанциях. В 1964 году коллектив под руководством В.П. Чернышева разработал новый генплан города. За основу генплана была взята линейная структура. При этом продолжалась разработка замысла, в соответствии с которым город Полоцк и строящийся новый город, получивший название Новополоцк, рассматривались в будущем как единое целое с общим городским центром, размещенным на свободной территории между ними. Наряду с разработкой микрорайона №1 по просьбе строителей и дирекции завода для частичного решения жилищной проблемы Облпроектом в живописном месте у леса рядом с микрорайоном №1 был разработан поселок индивидуальных жилых домов (автор — архитектор Е. Линевич), который пользовался большой популярностью и стал очень быстро застраиваться. В проектировании генерального плана принимали участие многие проектировщики, но самую значительную роль в его разработке сыграли архитекторы Виктор Чернышев, Ярослав и Евгения Линевичи, Александра и Виталий Даниловы, Александр Бельский, инженеры Леонид Эйнгорн и Маркс Пипкин. Просматривая старые сохранившиеся чертежи застройки микрорайонов, с улыбкой встречаю названия улиц, которые необходимо было как-то отмечать. Цифровое название (как №1, №2, №3 и т.д.) было сразу отвергнуто, т.к. это могло внести путаницу в случае неправильной оцифровки. Поэтому кто-то из ребят предложил: будем давать проектное название улиц буквами, обозначающими имя или фамилию (если совпадают имена) участников разработки проекта первого генплана г. Новополоцка. Сказано — сделано. Так на чертежах появились буквы: С — Слава, В — Виталий, А — Александр, М — Маркс, Д — Данилова и т. д. Впоследствии почти все улицы получили свое сегодняшнее название: ул. О. Ктаторова, ул. П. Блохина (первого комсомольского вожака молодежи, уроженца Суражского района) и т. д.

При разработке проекта первого генерального плана, учитывая его линейную схему, вытянутую вдоль р. Западная Двина, особо остро встал вопрос транспортного обеспечения, единовременной доставки огромного числа работающих в складывающийся очень большой промышленный узел с многотысячным коллективом. Это на первом этапе: НПЗ, ТЭЦ, строительная база, завод КПД, огромная автобаза, строительные управления, стройтресты; а на втором этапе — объединение "Полимир", завод БВК и целый ряд других предприятий и баз. Расчеты показали, что обеспечить решение транспортного вопроса одним автобусом или сочетанием автобус+троллейбус невозможно. Поэтому в основу решения транспортной проблемы будущего города была положена идея решения транспортной проблемы г. Волгограда и г. Риги, предложенная рижскими проектировщиками из Латгипрогора — идея скоростной трамвайной линии, которая могла обеспечить освоение большого пикового пассажиропотока совместно с автобусными маршрутами из мест, от которых до скоростной трамвайной линии была большая доступность. Параллельно с генпланом было выполнено технико-экономическое обоснование необходимости строительства линии скоростного трамвая. ТЭО скоростной линии трамвая было утверждено в 1965 году. В 1966 году были выполнены все инженерно-геодезические и геологические работы и проект I очереди. Уже в 1970 году была построена I очередь скоростной линии трамвая, а в 1976 году пущена II очередь. С ростом города Новополоцка и его сближением с городом Полоцком трамвайная линия будет получать все большую нагрузку и заработает на полную мощность. Параллельно со скоростной линией трамвая велось проектирование и строительство основной автомагистрали будущего города, к которой как основной оси примыкали первые микрорайоны нового города. Одновременно велось проектирование и строительство уличной сети города и его благоустройства. Взамен старой грунтовой дороги по левому берегу р. Западная Двина была запроектирована и одновременно строилась новая асфальтированная автодорога, по которой также осуществлялась связь г. Полоцка с площадками строительства. По ней также осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки огромного количества строительных материалов и оборудования. Велись также работы по проектированию и строительству подъездных железнодорожных путей и искусственных сооружений.

Для оперативного решения проектных вопросов и согласования их со строителями и руководством строящегося завода НПЗ в сентябре-октябре 1966 года в городе Полоцке была организована проектная группа Витебского филиала Белгоспроекта. В период проектирования и застройки микрорайонов города, строительства дорог, объектов транспорта и инженерных коммуникаций нам — проектировщикам — приходилось контактироваться и решать оперативные вопросы с очень многими строителями — руководителями строительных организаций разных уровней, рядовыми исполнителями. Огромный объем строительства и руководство большой армией строителей требовало от руководителей строительного комплекса незаурядных способностей и умения, как говорится, «держать удар». Недаром уже в 1959 году за успехи, достигнутые при строительстве НПЗ, стройбазы и города ряд руководителей стройкомплекса получили первые почетные звания Заслуженных строителей БССР. Это управляющий трестом №16 «Нефтестрой» Н.Т. Архипец, главный инженер этого же треста О.Ш. Плоткин, начальник «Нефтезаводмонтажа» Л.М. Ашмян и начальник СУ-126 В.С. Левин. При выполнении огромного количества проектных работ и технической документации при проектировании завода НПЗ, стройбазы, города Новополоцка и массы различных объектов была задействована большая армия проектировщиков из основных проектных институтов страны.

Это:
. Ленгипрогаз — генеральный проектировщик.
. Гипропромспецстрой (Москва) — очистные сооружения.
. Проектно-конструкторское бюро (Москва) — автоматизация процессов.
. Теплопроект (Львов) — гидросооружения и теплопроводы.
. Гидростальпроект (Ленинград) — нестандартное оборудование.
. Белгипродор (Минск) — мосты, путепроводы.
. Белгипроторф (Минск) — ремонтно-механическая база.
. Белэнергопроект (Минск) — линии электропередач.
. Белпромпроект (Минск) — производственно-техническая база.
. ПромтрансНИИпроект (Минск) — подъездные железнодорожные пути.
. Облпроект (Витебск) — новый город, дороги, пассажирский транспорт.

Завершая эти заметки о проектировании города Новополоцка, его первого генплана и первых микрорайонов, я вспомнил об одном эпизоде, связанном с внешним видом города, качеством строительства и его благоустройства. Как-то после посещения Индии, после огромного количества цветов и ярких красок, строящийся город Новополоцк посетил председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Был пасмурный день, без солнца, краски все казались блеклыми. Конечно, после Индии это произвело на него мрачное впечатление: «Почему мы так медленно и мрачно строим? Почему такой мрачный город? Что надо, чтобы вы изменили эту ситуацию? Ведь мы строим для себя!» Мы ответили сразу: во-первых, задержка происходит на стадии рассмотрения и утверждения каждого объекта и его сметной стоимости; во-вторых, из сметной стоимости вычеркиваются все кажущиеся экспертам излишества как в оформлении зданий, так и в благоустройстве территорий. Косыгин тут же поинтересовался: «Что надо, чтобы исправить это нехорошее положение по внешнему виду города, для благоустройства и сокращения сроков строительства?» «Надо Ваше разрешение на открытое финансирование строительства городских объектов», — объяснили ему. Там же Косыгиным было подписано распоряжение об открытом финансировании строительства городских объектов (оценка и сметы по факту готовых сданных объектов) с замечанием, чтобы к следующему его приезду он увидел ожидаемые изменения в облике города и его благоустройстве. К большому сожалению, второго приезда А.Н. Косыгина в город Новополоцк уже не состоялось, а данное им разрешение на открытое финансирование вскоре было аннулировано и забыто…

Около 20 лет продолжалась наша работа над г. Новополоцком, и мы могли воочию видеть плоды своего труда, оценивать правильность принятых нами на начальной стадии проектирования решений. Не многим из проектировщиков выпадает такая удача: через 50 лет увидеть результаты своего труда — в свое время начатой с нуля работы и сегодняшнего красивого молодого города. Грустным было расставание с нашим творением — первым генеральным планом города Новополоцка, когда по распоряжению Госстроя БССР в связи с организацией нового проектного института БелНИИПградостроительства, во главе которого стал Ю.В. Шпит (бывший заместитель председателя Госстроя БССР), дальнейшую разработку генерального плана было поручено вести этому институту. Нашим институтом это было расценено как силовая борьба за выживание. Конечно, побеждает сильнейший. Сегодня, по прошествии 50 лет со дня установки первой палатки в пионерном поселке будущего города и до сегодняшних дней, когда празднуют первый 50-летний юбилей молодого города, нас — первых разработчиков первого генерального плана города Новополоцк — осталось только три человека: Ярослав Львович Линевич — заслуженный архитектор Республики Беларусь (ныне еще работающий в проектном институте Минскградо); Евгения Ефимовна Линевич — архитектор; Маркс Борисович Пипкин — бывший главный инженер проекта города Новополоцка. К сожалению, немного не дожил до этого юбилея наш руководитель Чернышов Виктор Павлович (он ушел 21.01.2008 года). Сегодня мы — трое оставшихся в живых первых разработчиков генерального плана города Новополоцка — глядя на сегодняшний город, с удовлетворением отмечаем, что генплан города развивается в намеченном ранее нами направлении. Мы с уверенностью думаем, что следующее поколение проектировщиков доведет задуманную нами идею до ее полного завершения. И в этом мы желаем им больших творческих успехов, а молодому городу — дальнейшего процветания.

Маркс ПИПКИН, бывший главный инженер проекта г. Новополоцка


© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
блок-хаус
аренда техники:
тепловые пушки газовые в аренду
теодолиты в аренду
тележки гидравлические в аренду в России
санитарное оборудование в аренду в России

полезные ссылки
Элементы благоустройства