БЖД инвестирует в обновление

В текущем году Белорусская железная дорога инвестирует в основной капитал порядка 700 млрд рублей. Об этом сообщил на пресс-конференции в преддверии профессионального праздника — Дня железнодорожника — начальник БЖД Владимир Жерело.

По его словам, в январе-июне 2008 г. прирост инвестиций составил 36%, или около 339 млрд рублей. Инвестиционной программой БЖД на этот год планируется приобрести около 50 пассажирских вагонов, 800 грузовых вагонов, а также 7 пассажирских тепловозов и 2 дизель-поезда. По итогам первого полугодия закуплено несколько пассажирских тепловозов, 520 грузовых и 15 пассажирских вагонов. К слову, по программе развития железнодорожного транспорта до 2010 года планируется приобрести 145 пассажирских вагонов, из них 33 купированных, 104 плацкартных, 2 вагона- ресторана, 2 служебных и 4 багажных. В настоящее время приписной парк Белорусской магистрали составляет 1734 пассажирских вагонов. Износ подвижного состава составляет около 60% по пассажирскому и более 70% — по грузовому составу. По мнению Владимира Жерело, чтобы обеспечить стабильную работу магистрали не только сейчас, но и в будущем, необходимо инвестировать ежегодно не менее 1 трлн рублей. Отметим, что в 2007 г. объем инвестиций, освоенный БЖД, составил 642,9 млрд рублей, темп роста к 2006 году — 116,1% (при задании 105,6%). В рамках реализации важнейшего инвестиционного проекта в прошлом году приобретено 1236 грузовых вагонов (592 полувагона, 544 цистерны, 100 крытых вагонов), 16 пассажирских вагонов. По договорам с предприятием АО «Рижский вагоностроительный завод» поставлены: один дизель-поезд шестивагонной составности, 4 дизель-поезда трехвагонной составности, 2 вагона с кабиной управления ВКУ — ДРБ1.

На Белорусской железной дороге для развития систем управления и обеспечения безопасности движения сделан акцент на внедрение инновационных технологий. В первую очередь, это касается организации движения поездов и снижения негативного влияния на безопасность движения «человеческого фактора». Для обеспечения контроля за состоянием и качеством содержания рельсовой колеи с 2007 года эксплуатируется автоматизированный вагон- путеизмеритель КВЛ-П, оснащенный бортовым аппаратно-програмным комплексом для скоростного ультразвукового и магнитного контроля. Начальник Белорусской магистрали сообщил, что с этого года начинается реорганизация системы управления железнодорожным транспортом. В частности, планируется соединить управленческие и экономические функции в одном центре. Это позволит оптимизировать управление финансовыми потоками и перевозочным процессом. Специалисты БЖД также сообщили, что ежегодно в рамках Общеевропейских транспортных коридоров на железной дороге производится капитальный ремонт свыше 70 км пути. Так, на участке Красное — Брест в прошлом году выполнено 45,4 км восстановительного ремонта. Для этих целей дорогой приобретены высокопроизводительные путевые машины нового поколения, что позволило существенно усовершенствовать технологию производства и повысить качество работ. В рамках развития грузовых транзитных перевозок Восток-Запад-Восток БЖД особое внимание уделяется совершенствованию перевозок грузов прямыми ускоренными контейнерными поездами. В настоящее время в этом сообщении курсируют поезда по следующим маршрутам: Берлин-Минск-Москва; Брест-Наушки-Монголия-Китай; Брест-Илецк-Арысь (Казахстан). О перспективности работы в этом направлении свидетельствует и последний проект — контейнерный поезд Пекин-Гамбург. По словам Владимира Жерело, в сентябре-октябре 2008 г. эффективность этого железнодорожного маршрута, проходящего по территории нашей страны, оценит международная рабочая группа, после чего будет принято решение об отношении маршрута Китай — Западная Европа на постоянной основе. Напомним, что в январе 2008 г. в Пекине на встрече руководителей железных дорог Беларуси, Китая, Монголии, России, Польши и Германии были достигнуты договоренности по вопросам организации перевозок грузов по железным дорогам и подписаны документы о сотрудничестве. Для увеличения доли железнодорожных перевозок на рынке грузовых перевозок из Китая в страны Европы и обратно и с целью демонстрации технических возможностей каждой железной дороги на всем пути следования был организован контейнерный поезд по маршруту Китай-Монголия-Россия-Беларусь-Германия в составе 49 фитинговых платформ. Общая протяженность маршрута составила 9780 км. Поезд преодолел это расстояние в соответствии с графиком за 15 суток.

Рациональное использование ТЭР

На Белорусской железной дороге особое внимание уделяется рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в условиях постоянного роста цен на энергоносители. По информации пресс-службы БЖД, за 2007 г. целевой показатель по энергосбережению выполнен на уровне 11,8% при задании 11,5%. Потребление суммарных энергоресурсов Белорусской железной дороги в 2007 году составило 328,3 тыс. тонн условного топлива. «Работа по энергосбережению за период с 2001 по 2007 годы позволила не только стабилизировать, но и значительно снизить долю затрат на энергоресурсы в объеме общих эксплуатационных затрат при росте объемов работы, — отмечается в заявлении Белорусской магистрали. — При этом фактическая стоимость основных видов энергоресурсов возросла более чем на 26% при увеличении других составляющих эксплуатационных расходов на 13%». За эти годы на объектах БЖД внедрено более 14 ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Программа импортозамещения

В целях снижения импорта на железной дороге разработаны и реализуются проекты отраслевой программы импортозамещения, которые позволяют снизить импорт товаров, изготавливать запасные части и изделия, ранее приобретавшиеся в Российской Федерации, Чехии, Украине. В 2007 году реализовано 50 проектов, из них 30 — на размещение заказов на предприятиях страны и 20 — на предприятиях Белорусской железной дороги. В целом реализация отраслевой программы импортозамещения за 2007 год позволила уменьшить эксплуатационные расходы на 8,97 млрд рублей. Возмещение расходов при плане $2,8 млн фактически составило $4,2 млн, в т.ч. по предприятиям страны $3,7 млн и по предприятиям Белорусской железной дороги $1,8 млн. Восстановление и повторное использование запасных частей для подвижного состава и деталей верхнего строения пути позволило снизить эксплуатационные расходы в прошлом году на сумму около 30 млрд рублей, что составляет 6% от общих затрат на сырье и материалы. «В 2007 году рационализаторами и изобретателями Белорусской железной дороги приложено немало усилий для получения дополнительных доходов, повышения надежности работы технических средств, автоматизации и механизации ремонтных работ, экономии материальных и энергетических ресурсов», — говорится в сообщении БЖД. Экономический эффект от использования более 1500 рационализаторских предложений и объектов промышленной собственности составил 7,6 млрд рублей. За счет технических разработок новаторов только в 2007 году сэкономлено черных металлов около 150 тонн, топлива — 18,7 тонны, электроэнергии — 543.152 кВтч, других материалов — на сумму 2,3 млрд руб.

Международное сотрудничество

Одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги сегодня является ее участие в работе международных транспортных организаций. Дорога является членом Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного Союза железных дорог (МСЖД), Координационного Совета по Транссибирским перевозкам (КСТП) и ряда других. Благодаря участию в деятельности этих организаций проводится согласованная тарифная политика, создана нормативно-правовая база организации перевозок и использования подвижного состава. Разрабатываются конкретные меры, предусматривающие улучшение организации международных железнодорожных перевозок, позволяющие более эффективно решать проблемы эксплуатационных, технических и экологических аспектов железнодорожного транспорта. Формируются общие принципы транспортной политики, принципы сближения транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщении. «Сотрудничество с международными транспортными организациями создает хорошие предпосылки для дальнейшей интеграции дороги в общеевропейскую транспортную сеть», — подчеркивается в пресс-релизе БЖД.

Наряду с многосторонним сотрудничеством развиваются деловые взаимовыгодные отношения с железнодорожными администрациями сопредельных государств, которые базируются на межправительственных и межведомственных соглашениях и договорах. С целью привлечения дополнительных объемов перевозок грузов на Белорусскую железную дорогу, информирования ведущих грузовладельцев о технических и технологических возможностях транспортировки грузов по железной дороге, установления и развития деловых контактов дороги со всеми участниками перевозочного процесса Белорусской железной дорогой открыты представительства в России, Казахстане и Польше. «Сегодня перед железнодорожниками стоит сложная и важная задача — не только качественно и надежно работать в условиях стабильного роста перевозок, но и постоянно внедрять новые технические решения с прицелом на будущее, — говорится в поздравительном сообщении министра транпорта и коммуникаций Беларуси Владимира Сосновского. — Ваш профессионализм, энергия, верность делу — хорошая гарантия того, что эта задача будет успешно выполнена». Руководитель транспортной отрасли пожелал работникам БЖД крепкого здоровья, счастья и успехов.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость