Вклад в экономику страны

Протяженность автомобильных дорог в Беларуси составляет 83 тыс. км, в том числе около 73 тыс. км — дороги с твердым покрытием. Железнодорожные пути общего пользования покрывают расстояние в 5,5 тыс. км, 897 км из них электрифицированы. Значительное место в структуре белорусского транспорта занимают трубопроводы. Общая протяженность магистральных трубопроводов превышает 12 тыс. км. Благодаря столь развитой инфраструктуре транспортный комплекс в целом обеспечивает платежеспособный спрос населения страны на транспортные услуги и вносит значительный вклад в ВВП. По информации Минтранса Беларуси, в 2007 году всеми видами транспорта общего пользования (без учета трубопроводного) перевезено 232,8 млн т грузов и выполнено 55,1 млрд тонно-километров транспортной работы. «Основную нагрузку по перевозкам грузов несут железнодорожный и автомобильный транспорт, суммарная доля которых в общем объеме транспортной работы составила 99,7%», — подчеркнули в пресс-службе министерства. Тем не менее, транспорт и транспортные коммуникации страны все еще обладают значительными провозными резервами. Так, если учитывать передовой зарубежный опыт, то для повышения эффективности использования транспортных коммуникаций необходимо инвестировать не только в их модернизацию и поддержание в работоспособном состоянии, но и в развитие логистики. К слову, в ближайшее время в нашей стране планируется создать транспортно-логистические центры, которые позволят не только организовать весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг, но и автоматизировать процесс управления грузовыми потоками. Отметим, что центры будут создаваться как на базе имеющихся грузовых дворов и грузовых терминалов, так и за счет строительства новых современных транспортно-логистических терминалов. При этом особая роль в решении этого вопроса отводится свободным экономическим зонам как наиболее привлекательным для привлечения инвестиций в эту сферу деятельности. «Чтобы привлечь дополнительные транзитные грузопотоки, очень важно предложить грузоотправителю как конкурентоспособные тарифы, так и обеспечить безопасность и надежность доставки грузов в оговоренные договором сроки», — говорится в сообщении пресс-службы транспортного ведомства страны. В этой связи наиболее перспективным выглядит использование имеющихся резервов провозных возможностей транспортного комплекса Беларуси для увеличения транзитных перевозок грузов по направлениям Восток — Запад и Север — Юг (по II и IX панъевропейскому транспортному коридору).

Для повышения привлекательности белорусских дорог для транзитных перевозок принят комплекс мер, в том числе и ряд соглашений и программ — в частности, комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей страны до 2010 г. Кроме этого, введены в действие изменения и дополнения в Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Подписано Соглашение между правительствами Беларуси и России о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух государств. Определенная работа проведена и с Еврокомиссией в части унификации таможенных документов, в том числе в электронном виде, с целью последующего присоединения к Европейской конвенции о процедуре общего транзита. По информации Минтранса РБ, с введением международного сертификата взвешивания процедура прохождения контроля в пунктах пропуска сокращается до минимального времени. Напомним, что выдача этих документов производится с октября 2006 г. Так, грузовые автомобили, имеющие сертификат взвешивания, весовой контроль не проходят. Кроме Беларуси, участниками данного соглашения являются также Азербайджан, Армения, Россия, Украина, Молдова, Казахстан и Кыргызстан.

Трансъевропейские магистрали

Дорожное строительство в широком понимании этого слова — процесс долгосрочный, требует точных расчетов и надежных технологий. В ведении дорожников находятся республиканские дороги, которые составляют опорную сеть протяженностью в 15,4 тыс. км. К слову, свыше 75% всего автотранспорта приходится именно на нее. Как уже было отмечено, по территории нашего государства проходят два международных транспортных коридора — II и IX — протяженностью более 1,5 тыс. км. Новая дорожная программа определяет объемы работ по ремонту, реконструкции и строительству этих магистралей. Отметим, что в 2006 году на финансирование этих работ было выделено 169,7 млрд рублей, а в 2007 — порядка 300 млрд рублей.

Автомобильная дорога М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией является участком трансъевропейского транспортного коридора II Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. «Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди трансъевропейских транспортных коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом», — подчеркивается в сообщении пресс-службы Минтранса Беларуси. Его протяженность по территории нашей страны составляет 610 км. При этом на отдельных участках этой автомобильной трассы интенсивность движения достигает 8500-10.000 автомобилей в сутки. Сегодня автомобильная дорога М-1/Е30 по техническим параметрам отвечает международным стандартам, на ней применяются самые современные технологии и средства организации дорожного движения. В настоящее время продолжаются работы по широкомасштабному ремонту М-1/Е30. Дорожные организации завершают капитальный ремонт ряда участков, устройство защитных слоев на дорожных покрытиях методом поверхностной обработки, устройство тонкослойных покрытий, в том числе и по технологии «Новачип». В результате всех этих работ пользователи М-1/Е30 получат модернизированную магистраль с современными средствами организации дорожного движения. К слову, растущий уровень интенсивности движения на отдельных трассах позволил экономически обосновать необходимость усиления автодороги под нагрузку в 11,5 т на одиночную ось. В связи с этим запланировано уже к 2015 году укрепить все магистральные дороги в соответствии с международными нормативами. Надо отметить, что наша главная дорога М-1/Е30 уже в 2009 году будет на всем протяжении способна пропустить транспорт с нагрузкой не менее 11,5 тонн. При этом необходимо помнить, что главным критерием обеспечения эффективности эксплуатации автомобильного транспорта является высокая степень ровности дорожного покрытия. Если она будет низкой, то издержки транспорта будут в несколько раз выше, чем они должны быть. Привести к международным стандартам показатель ровности дорог — задача очень непростая. Ведь раньше по союзным нормам этот параметр в стране был в 2-3 раза ниже. Все эти задачи и ряд иных дорожникам предстоит решить в обязательном порядке.

Автомобильная дорога М-8/Е95 граница с Российской Федерацией — Витебск — Гомель — граница с Украиной пересекает территорию страны с севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком трансъевропейского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Ответвление этого коридора IХБ Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда — Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. К 2015 г. IX транспортный коридор на всем протяжении дороги планируется довести до уровня новых параметров, что особенно важно для транзитных перевозок. Особое внимание департамент «Белавтодор» уделяет дорогам, которые подходят к пограничным пунктам пропуска «Брузги», «Берестовица», «Козловичи», «Новая Гута», «Котловка», «Бигосово». В 2006 году правительство утвердило перечень погранпереходов, где есть необходимость увеличить число полос движения на подходах к ним. Принято решение построить отдельные полосы движения для отечественных перевозчиков-экспортеров, чтобы они не стояли в общей очереди. Там, где функционируют «зеленые» коридоры, на протяжении 1 км делается расширение проезжей части с увеличением числа полос движения. На протяжении 2007-2008 годов такая работа проводится на подходах к пограничным пунктам пропуска «Новая Гута», «Котловка» и «Домачево». Согласно программе «Дороги Беларуси» предусмотрена модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров. Она предусматривает повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих Минск с областными центрами, реконструкцию наиболее грузонапряженных участков с четырьмя-шестью полосами движения общей протяженностью 314 км; строительство обходов одиннадцати городов с целью разгрузки улиц от интенсивного транзитного движения и оздоровления экологической обстановки. Кроме этого, как отмечает пресс-служба транспортного ведомства, повысится качество дорожных работ на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, а до 2011 года планируется построить свыше 600 объектов придорожного сервиса с целью улучшения обслуживания пользователей и повышения привлекательности белорусских дорог.

Железнодорожный транспорт

На долю железнодорожного транспорта в последнее десятилетие приходится около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок. Географическое расположение Беларуси на пересечении торговых путей в сообщении Восток — Запад, Север — Юг и обратно определяет развитие транзита как наиболее приоритетное направление в деятельности железной дороги. По удельному весу от общего объема перевезенных грузов транзит составляет 36%.

В рамках развития грузовых транзитных перевозок, и в первую очередь в сообщении Восток — Запад — Восток, БЖД особое внимание уделяется совершенствованию перевозок грузов прямыми ускоренными контейнерными поездами. В настоящее время в этом сообщении курсируют поезда по следующим маршрутам: Берлин — Минск — Москва; Брест — Наушки — Монголия — Китай; Брест — Илецк — Арысь (Казахстан). Всего в 2007 г. перевезено в сообщении Восток — Запад 2179 контейнеров, что составляет 100,6% к 2006 г., а в сообщении Запад — Восток — 16.782 контейнера, или 133,8% к 2006 г. Это свидетельствует о перспективности работы по развитию контейнерных перевозок ускоренными поездами. Подтверждением тому является и последний проект — контейнерный поезд Пекин — Гамбург. Напомним, что в январе 2008 г. в Пекине на встрече руководителей железных дорог Беларуси, Китая, Монголии, России, Польши и Германии были достигнуты договоренности по вопросам организации перевозок грузов по железным дорогам и подписаны документы о сотрудничестве. Для увеличения доли железнодорожных перевозок на рынке грузовых перевозок из Китая в страны Европы и обратно и с целью демонстрации технических возможностей каждой железной дороги на всем пути следования был организован контейнерный поезд по маршруту Китай — Монголия — Россия — Беларусь — Германия в составе 49 фитинговых платформ. Общая протяженность маршрута составила 9780 км. Поезд преодолел это расстояние в соответствии с графиком за 15 суток. Кроме этого, сложился ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков: перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов в направлении портов Балтийского моря. «Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России», — отметили в транспортном ведомстве страны. На западной границе с Польшей Беларусь имеет достаточно развитую железнодорожную инфраструктуру, современную технологию перегруза и передачи вагонов. Именно здесь сосредоточены основные перегрузочные и складские мощности, способные переработать всю номенклатуру грузов в направлении Запад — Восток. Перегрузочные мощности железной дороги имеют значительные резервы для увеличения объемов транзитных перевозок. По информации Минтранса Беларуси, складские помещения в Бресте позволяют разместить в таможенном режиме склада временного хранения около 100 тыс. тонн различных грузов.

На Белорусской железной дороге большое внимание уделяют рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов в условиях постоянного роста цен на энергоносители. Работа по ресурсо- и энергосбережению позволит не только стабилизировать, но и значительно снизить долю затрат на энергоресурсы в объеме общих эксплуатационных затрат при росте объемов работы. На 2008 г. запланировано общее снижение расхода энергоресурсов в размере 29 тыс. т условного топлива в сопоставимых условиях к уровню 2007 г. (общее потребление составило порядка 300 т условного топлива), при этом рост объемов перевозок запланирован на уровне 104%. Как уже было отмечено, Беларуси не обойтись без формирования системы транспортно- логистических центров, которые позволят активизировать процесс перевалки грузов, автоматизировать работу по управлению грузовыми потоками. Для создания благоприятных условий развития транзита приоритет будет отдаваться таким направлениям, как мониторинг, анализ и организация новых перспективных перевозок по международным транспортным коридорам. Кроме этого, планируется активизировать взаимодействие с маркетинговыми структурами железнодорожных администраций других стран (Россия, Украина, Казахстан, Литва и Латвия).

Энергоемкость и энергосбережение

В 2008 году организации системы Минтранса Беларуси планируют сэкономить порядка 45 тыс. т условного топлива, а энергопотребление сократится на 10,4%. К слову, организации системы министерства ежегодно потребляют около 1,3 млн т у.т., что составляет 2,5% от всего объема потребления ТЭР в стране. Отметим, что концепцией энергетической безопасности Беларуси до 2010 года для Минтранса установлено задание снизить за 5 лет потребление топливно-энергетических ресурсов на 168 тыс. т у.т. К тому же, организациями ежегодно расходуется моторного топлива около 900 тыс. т, что составляет 3,1% от потребления моторных топлив в стране. Доля затрат транспортных организаций на моторное топливо по отношению к общим затратам на эксплуатацию транспортных средств составляет около 40%. По информации транспортного ведомства, за три года энергоемкость выполнения работ и оказания услуг в системе министерства снизилась на 26,3%, а выручка возросла на 38,7%. На сегодняшний день наибольшие энергозатраты несут организации Белорусской железной дороги — 73,7%, организации автомобильного, водного и воздушного видов транспорта, промышленности и дорожного хозяйства составляют в сумме только 26,3%.

Эффективность использования ТЭР в масштабах всей страны возложена на первого вице-премьера Владимира Семашко, который возглавляет межведомственную комиссию по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. Основная задача этой структуры — определение главных направлений обеспечения энергетической безопасности, а также выработка предложений по повышению энергетической независимости страны. Деятельность комиссии направлена на повышение эффективности научно-технической и инновационной деятельности, обеспечение стимулирования экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость