Где готовят будущих строителей?

«Минск по своему архитектурному решению чем-то похож на Санкт-Петербург: такая же прямолинейность улиц, расходящихся лучами от площади Победы, здания выдержаны в строгих тонах, и везде, можно сказать, европейская чистота...» Так началась наша беседа с директором Минского государственного архитектурно-строительного колледжа Иваном Ивановичем Шостаком, который возглавляет колледж с 1989 года.

Одно из старейших, это учебное заведение получило путевку в жизнь еще в 1921 году. С тех пор несколько раз переименовывалось, что нисколько не повлияло на успех его деятельности. Из стен альма-матер вышли десятки людей, которыми по праву гордится Беларусь. Среди них — организатор партизанского движения на Минщине И. Варвашеня, заместитель начальника госинспекции по надзору строительства по Минской области Министерства архитектуры и строительства Беларуси Г. Василевич, заслуженный строитель Беларуси, президент Белорусского союза строителей Ю. Пупликов, директор строительного управления №23 ОАО «Минскпромстрой» М. Коледа. Выпускники этого учебного заведения принимали участие в возведении Дома правительства, Большого театра оперы и балета в Минске, окружного Дома офицеров, комплекса зданий университетского городка. Сегодня, как и прежде, администрация колледжа во главе с И. Шостаком не отстает от требований времени. Совсем немного времени осталось до вступительных экзаменов, когда сотни выпускников девятых и одиннадцатых классов из столицы и других городов страны придут сюда, чтобы продолжить образование и получить весьма востребованные специальности. Бытует мнение, что здесь не просто преподают предметы, а готовят выпускников, способных с первого дня после окончания учебного заведения работать на уровне профессионалов. Как работникам колледжа удается этого достичь, расскажет нам директор Иван Шостак.

— Мы всегда стараемся определить требования времени. Наше общество все больше вписывается в рыночные отношения, а это — конкуренция во всех сферах. И гарантией успеха выпускников будут только их знания. Поэтому наша задача — подготовить хорошего специалиста, который был бы незаменим для какого-то определенного предприятия. В 90-х годах прошлого века назрела необходимость в подготовке кадров для стремительно меняющейся экономики, переходящей на новые рельсы. Перед нашим коллективом встала задача подготовки таких специалистов, мы решили, что справимся с ней, и сегодня обучаем ребят без малого десятку востребованных специальностей. Это и ставшие за десятилетия существования нашего учебного заведения традиционными специальности: «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство», «Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений», «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов», и появившиеся в 90-х годах, но пользующиеся не меньшей популярностью «Дизайн» и экономические специальности: «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», «Коммерческая деятельность», «Экономика и управление предприятием». Ставка сделана на современные знания, на практику. Высокому уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся способствует компьютерное оснащение учебного процесса. Сегодня колледж располагает компьютерными классами, локальной сетью. Планируется дальнейшее расширение компьютерного обеспечения учебного, производственно-хозяйственного и управленческого процессов МГАСКа. В то же время из советской системы образования было взято все лучшее и адаптировано к нынешним условиям. Мы хотим социально защитить своих выпускников дополнительным набором профессий. Ведь чем больше человек умеет, тем успешнее он реализуется в жизни. Мы хотим, чтобы духовное богатство человечества не осталось для молодых людей за семью замками. 4400 часов рассчитано на подготовку специалиста, 842 часа из них — только на социально-гуманитарный цикл. Литературе, например, посвящено 160 часов. Моя заветная мечта — чтобы наши выпускники были мастерами не только по специальности, но и мастерами в самом широком смысле этого слова.

И еще одни принципиальный момент: бытует мнение, что учиться сюда приходят люди более-менее зрелые, тем не менее, мы не отгораживаемы от процесса воспитания. Готовим не просто специалиста — воспитываем человека, не только обучаем наукам, а ненавязчиво, исподволь учим жить. И каждый из учащихся для нас — личность. Если нужно, используем для этого индивидуальные консультации, беседы, дополнительные занятия, но не заставляем, а рекомендуем. В любой ситуации стараемся не давить, а убеждаем, чтобы человек сам осознал и принял решение. Индивидуальный подход дает удивительные результаты. Ребята сами хотят учиться, а колледж — это отличная ступень к высшему образованию. В любом случае учеба — это тяжелейший труд, тяжелее, наверное, только труд учителя. Трудолюбие — это категория нравственная. Вот, говорят, дай работнику большую зарплату — и будет результат. Нет, никогда зарплата не обеспечит высокий уровень производительности труда. Она может увеличить ее, но лентяй и бездельник все равно будет стремиться сделать поменьше, а получить побольше. Это на заводе есть норма — к примеру, 50 болванок за смену. А как в работе учителя или врача посчитать «болванки»? Именно поэтому специалиста надо не только учить, но и воспитывать. А если говорить о пище духовной, то мы о ней заботимся не меньше, чем о хлебе насущном. Ведь человек без веры — пустое место. Это тот стержень, который удерживает его, не дает оступиться, сохраняя гармонию в отношениях человека к миру и к его будущему. Совсем недавно мы помогли восстановлению православного храма, разрабатываем и предлагаем эскизные архитектурные решения по другим объектам.

В заключение хочется сказать несколько слов о самом директоре колледжа Иване Ивановиче Шостаке. Несмотря на славный путь учебного заведения, было немало моментов, требующих от руководителя большой отдачи сил, времени, здоровья. Такой сложный период выпал на начало 90-х годов XX века. Все помнят развал советской империи: времена челноков и нестабильности, людям по полгода и больше задерживали копейки, называемые зарплатой. Останавливались гиганты производства. На их фоне колледж можно сравнить разве что с небольшим суденышком, то и дело умело уворачивающимся от страшных волн. Вот как в своей статье на вольную тему описывает то время сам Иван Шостак: «Слава Богу, что в перестроечной и постперестроечной буче не нашлось «революционеров», желающих разрушить до основания среднее специальное обучение. Наверняка от их «точечных ударов» осталась бы лишь груда дымящихся развалин…» Но идти по краю, над пропастью все-таки пришлось. «Не рискни мы в свое время, не организуй обучение на остродефицитные специальности, как знать, что было бы с педагогическим коллективом, да и, пожалуй, с самим техникумом. Выстоять в этой жизни, не сломаться, не отступить — это кое-что значит. Да, все это дается огромным напряжением сил, но, честное слово, я променял бы эту пусть и неустроенную, тревожную жизнь на ту вялотекущую, когда все за тебя решали другие. Когда тебе отводилась роль маленького, ничтожного болтика в гигантском механизме, имя которому — система…» Следует отдать должное человеку, закрепившему за колледжем звание одного из самых престижных средних учебных заведений нашей столицы: управлять им, выбирая каждый раз точную стратегию перспективного развития — это под силу только явному лидеру, яркой личности и настоящему профессионалу. Иван Шостак любит свое дело, своих воспитанников, идет в ногу со временем и знает, как довести начатое до финальной точки — и делает это точно и четко.

Анна АЛИМОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2008 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость