Регионы привлекают в ЖКХ частные инвестиции

В 1996 г. в России начал действовать Федеральный закон «Об энергосбережении», а через четыре года была разработана и принята «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Почти сразу в ряде регионов запустили программы, предусматривающие значительное сокращение расходов на обеспечение энергией и отопление. Ранее затраты на модернизацию котельных, автоматизацию учета тепла и подобные мероприятия ложились в основном на региональный бюджет. Теперь субъекты федерации пытаются идти по пути государственно-частного партнерства (public private partnership), активно привлекая инвестиции в сферу ЖКХ.

Каждый регион решает проблему энергосбережения по-своему. Так, программа «Энергосбережение Нижегородской области до 2010 года» состоит из 4 подпрограмм и предусматривает повышение эффективности использования ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, ЖКХ, промышленном производстве и в сфере потребления. В ее рамках запланировано обеспечение потребителей бюджетной и коммунальной сферы приборами и системами учета расхода энергоресурсов. Также сюда входят обновление материально-технической базы муниципального хозяйства, модернизация котельных, ремонт и реконструкция систем тепло- и водоснабжения и другие меры. Эффект подобных долгосрочных проектов может быть весьма значительным: например, программа энергосбережения, реализованная в Бурятии в 1999-2003 гг., позволила местному бюджету сэкономить 263 млн руб. Несколько лет назад в Перми завершилась городская целевая программа «Теплосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города на 1999-2003 гг.», проходившая с поддержкой РАО ЕЭС. В ее рамках муниципальные котельные перевели на газ, установили приборы учета тепла, наладили систему автоматизации ЦТП. Однако этим борьба за энергоэффективность в регионе не ограничилась: новая программа энергосбережения, рассчитанная на 2008-2010 гг., охватывает уже весь Пермский край. В ее рамках предусмотрено снижение затрат на тепло- и электроснабжение зданий бюджетных учреждений и некоторых объектов ЖКХ. Самым интересным пунктом этой программы является перспектива привлечения частных инвестиций. Полное название проекта — «Программа энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ».

Западный опыт и российские реалии

В 2007 г. Администрация Пермского края объявила конкурс на разработку Программы энергосбережения в бюджетной сфере и ЖКХ на 2008-2010 гг. В нем приняли участие Пермский государственный технический университет (ПГТУ), НИИ управляющих машин и систем, Ассоциация энергетиков Западного Урала, ООО НПО «Энерготехпроект» и российское представительство международного концерна Danfoss. Все организации-участники имеют немалый опыт в теоретических разработках, прежде всего в организации процессов управления энергосбережением на предприятиях. Администрация поставила перед конкурсантами дополнительное условие. Требовалось систематизировать успешные практические решения в сфере экономии тепла, опробованные в западных странах, и адаптировать их к российским условиям, в том числе к климатическим особенностям края. По итогам конкурса региональные власти выбрали в качестве разработчика программы концерн «Данфосс».

ООО «Данфосс» — российское представительство концерна Danfoss, крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем теплоснабжения зданий. В его структуру входит исследовательский центр, который уже порядка 14 лет проводит изыскания в сфере теплосбережения, используя наработки западных коллег. Возможно, выбор Администрации обусловлен тем, что на счету «Данфосс» — реализация экспериментальных проектов по регулированию и учету тепла в Екатеринбурге, Кемерово, Казани, Нерюнгри (Якутия), Стерлитамаке (Башкортостан) и других городах России. В указанных программах экономия теплопотребления достигла в некоторых случаях 50-60%, а расходы жителей на оплату тепла снизились на 30- 40%. Естественно, подобные нововведения реализуются «с поправкой» на отечественную действительность, и этот факт также было необходимо учитывать при разработке программы энергосбережения. Пермский край — не исключение из российских «правил»: как и во многих регионах страны, износ оборудования, на котором работает ЖКХ, здесь составляет порядка 70%. Кроме того, у пермского коммунального хозяйства есть и другие специфические черты. Например, здесь до сих пор сохраняется разделение на генерирующие компании, теплосети и компании — поставщики тепла. Это означает, что для внедрения комплексной программы энергосбережения необходимо одновременно взаимодействовать со всеми участниками этой цепочки.

Элементы теплосбережения

От реализации программы энергосбережения ожидается два основных результата. Первый — снижение в бюджетных учреждениях потребления тепловой энергии на 25-50%, второй — приведение в порядок работы систем теплоснабжения. Помимо установки приборов учета тепла, программа предусматривает и другие меры, направленные на его экономию — например, внедрение средств автоматизации систем теплопотребления и переход от централизованных тепловых пунктов (ЦТП) к индивидуальным (ИТП). Опытным путем доказано, что этот ход дает наибольший эффект. Кроме того, в рамках Программы предусматривается автоматизация тепловых пунктов, балансировка внутренних систем отопления, установка радиаторных терморегуляторов, а в жилых зданиях — также индивидуальных счетчиков-распределителей. На некоторых объектах планируется установка на насосах частотных преобразователей (ЧРП), предназначенных для оптимизации работы электродвигателей. Согласно исследованиям компании «Грундфос», в этом случае экономия электроэнергии составляет до 50%. Разработанная и принятая в Пермском крае «Программа энергосбережения» содержит анализ и прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов с учетом влияния различных факторов и создания инвестиционной привлекательности региона. С точки зрения специалистов «Данфосс» основная сложность при разработке программы заключалась в прогнозе планируемых показателей экономии. Для того, чтобы вывести точную цифру, необходимо провести тщательное обследование объектов ЖКХ. При этом нужно четко понимать структуру потребления, отслеживать температурные графики, знать параметры ограждающих конструкций в помещениях, куда подается тепло, и т.п. В процессе составления программы были учтены имеющиеся данные мониторинга объектов в других регионах РФ (Татарстан, Башкортостан и т.п.), похожих по климатическим условиям на Пермский регион. Присутствовал и существенный экономический фактор — постоянно растущие цены на топливно-энергетические ресурсы. Т.е. надо было учесть рост цен на энергоносители и скорректировать объемы вложений, чтобы удержать интерес инвесторов к финансовым вложениям в ЖКХ.

Программа была разработана и представлена заказчику в ноябре 2007 г. Фактически это бизнес-план, составленный на основе обследования более 80 объектов бюджетной сферы и ЖКХ Пермского края. В нем прописаны все значимые данные: суммы требуемых вложений — как со стороны бюджета, так и со стороны инвесторов; сроки выполнения работ, сроки окупаемости проекта и т.п. Продолжающаяся уже несколько лет реформа ЖКХ делает основную ставку на внебюджетные инвестиции. Однако очереди желающих вложить средства в коммунальное хозяйство страны пока не наблюдается. Тем не менее, сдвиги в этом направлении, как это ясно на примере детально разработанного проекта по энергосбережению, есть. По мнению разработчиков пермской программы, инвестиции в ЖКХ выгодны для компаний, нацеленных на долгую и стабильную работу в крае: в дальнейшем инвесторы должны быть готовы взять на себя функции управляющих компаний и сервисных организаций. По сути, «Программа энергосбережения в бюджетной сфере Пермского края» представляет собой шаг в развитии таких отношений власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Суть этих отношений в том, что государство привлекает частных инвесторов на проекты, требующие значительных капиталовложений, а затем сдает им объекты в аренду. На Западе подобная форма взаимовыгодного сотрудничества практикуется давно, в нашей стране — только начинает формироваться. Безусловно, ЖКХ является достаточно капиталоемкой отраслью, и на его модернизацию требуются средства, которые региональные бюджеты просто не потянут. В бизнес-плане по энергосбережению, принятому в Пермском крае, содержится список конкретных действий по привлечению инвестиций и, следовательно, реализации схемы государственно-частного партнерства. Другим регионам впору равняться на этого пионера и перенимать его методы.

Материал предоставлен пресс-службой «Данфосс»


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2008 год в рубрике вода и тепло

©1995-2024 Строительство и недвижимость