Пассивный дом: шведские смотрины от компании Paroc

Около половины потребления энергии в более-менее развитых странах мира до сих пор приходится на здания, среди которых значительна доля разнообразных жилищно-гражданских объектов. Очевидно, данное обстоятельство означает не только слишком большие расходы на отопление и охлаждение этих построек, но и недопустимое загрязнение биосферы углекислым газом. Поэтому страны Евросоюза все решительнее переходят на отвечающие современным требованиям решения зданий. Не последнюю роль в этом деле играет и такая индустриальная страна, как Швеция.

Пассивный дом Гранбека без наружной отделки и террасы, 6 мая 2008 г.

Это проявляется и в том, что здесь с каждым годом появляется все больше пассивных домов (англ.: passive house; нем.: Passivhaus; швед.: passivhus). Такие постройки характерны очень малым энергопотреблением — по энергии на отопление минимум в 10 раз ниже обычного уровня. Комфортная температура внутреннего воздуха обеспечивается в них без привычной системы отопления большой мощности за счет, главным образом, тепловыделений находящихся в них людей (тепловая мощность взрослого человека — примерно 100-120 Вт), бытовых приборов и возобновляемых источников энергии (в первую очередь, солнечного излучения). Естественно, такое возможно лишь в том случае, когда дом имеет соответствующую теплозащитную оболочку. В ее состав непременно должна входить эффективная теплоизоляция довольно большой толщины. Один из ее наилучших вариантов — каменная вата, отличающаяся помимо прочего высокими пожарно-техническими качествами. Именно изделия из данного типа теплоизоляции производства компании Paroc включены в структуру пилотного односемейного пассивного дома, строительство которого завершается в настоящее время неподалеку от шведской столицы в зеленой зоне города Валлентуна (Vallentuna). Стоит отметить, что это первый в регионе шведской столицы пассивный дом. Площадь его основной, отапливаемой, части порядка 105 м2. Южный фасад этого одноэтажного дома прирастает террасой. Что касается гаража, то он, не являясь пассивным строением, располагается на небольшом удалении от восточной стены основной части. Инициаторами реализации данного экспериментального проекта стали его хозяева — Андреас Гранбек (Andreas Granback) и Линда Вестер (Linda Wester). А их основной деловой партнер — уже упомянутая компания Paroc. Благодаря ей 6 и 7 мая 2008 г. с пассивным домом Гранбека (Passivhus Granback) и вообще с особенностями разработки, проектирования и строительства пассивных домов в Швеции и других странах довелось ознакомиться имеющим отношение к архитектурно- строительной области специалистам и журналистам из Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Беларуси и Украины. Объект в Валлентуна им представили А. Гранбек и технический консультант шведской компании Paroc AB, входящей в группу Paroc, Андерс Олссон (Anders Olsson). Последний остановился на подробностях этого проекта также на информационно-техническом семинаре в городе Алингсос, находящемся в 40 км от Гетеборга. Наряду с ним на данном мероприятии выступили директор по развитию компании Paroc Пекка Хайконен (Pekka Haikonen) из Финляндии, а также известный архитектор, старший советник Центра пассивного дома (Passivhuscentrum) в Алингсосе Ханс Эк (Hans Eek). Он поведал о развитии технологии пассивного дома в Швеции и за ее пределами, проведя завершающую часть семинара в указанном Центре.

Дом Гранбека: макет конструкции наружной стены

Строительство дома в Валлентуна началось осенью 2007 г. Выбор в пользу его пассивного варианта был сделан вполне осознанно. Ведь А. Гранбек и Л. Вестер мечтали о доме в современном стиле, энергоэффективном и эстетически привлекательном. Но ни одна из местных компаний, работающих в области строительства из изделий заводского изготовления, не смогла предложить им ничего из пассивных домов. Поэтому партнеры вынуждены были самостоятельно запроектировать и строить свое детище согласно подходам, которые в Швеции еще не стали общепринятыми. Тем не менее, с помощью известных компаний, поддержавших проект, дом Гранбека получается действительно таким, каким его и задумали. Первые доказательства этого предоставила его пока еще непродолжительная эксплуатация. Кроме того, внимательный и беспристрастный осмотр позволяет сделать вывод об очень высоком качестве данного архитектурно-строительного продукта. Значит, служить он будет долго и в экономическом плане себя полностью оправдает. Стоимость первой и основной очереди дома Гранбека площадью 105 м2 оценивается приблизительно в 250 тыс. евро (осмысливая эти цифры, следует учитывать повышенный по сравнению с другими европейскими странами уровень средних доходов и цен в Швеции). Эта сумма на 2-4% выше той, которая могла бы быть в случае строительства в Валлентуна вместо пассивного дома обычного, аналогичного первому по основным, «не пассивным», характеристикам. (Заметим, что «обычный дом» в Швеции — это уже весьма энергоэффективное строение.) С другой стороны, как объяснил А. Гранбек, в долговременном отношении выгода от его пассивного дома налицо, поскольку на отопление он требует в год только порядка 800 евро против 3200 евро для обычного варианта. Вообще полные эксплуатационные расходы для пассивного дома более чем вдвое меньше привычных. Но не евро единым жив подданный Королевства Швеция. Пассивные дома нынче считаются самыми лучшими с точки зрения обеспечения условий проживания в них людей. В подобных постройках автоматически поддерживаются комфортная температура и влажность воздуха, который в них особенно чистый. В них нет сквозняков, и не ощущается холода, вызываемого лучистым теплообменом. Ибо разница температур внутреннего воздуха и внутренних поверхностей непрозрачных ограждающих конструкций пренебрежительно мала. И температура на внутренней поверхности остекления даже в сильные морозы не намного меньше, чем в помещениях. Микроклимат пассивных домов можно сравнить с летней погодой где-нибудь в благодатной курортной местности горной Швейцарии. Немаловажен и тот факт, что такие дома благоприятно воздействуют на тех, кто страдает аллергическими заболеваниями.

Дом Гранбека: окно с двухкамерным стеклопакетом и подсветкой внутренней части оконного проема

А. Гранбек сообщил, что строить пассивный дом не намного сложнее, чем традиционный. Однако надо более тщательно выполнять все его детали и не бояться новшеств — например, самых современных энергосберегающих лампочек и кухонного оборудования. Особого внимания требует теплоизоляционная оболочка, которой надлежит быть едва ли не абсолютно воздухонепроницаемой, без каких бы то ни было щелей и иных мостиков холода. Дом Гранбека имеет стены с каркасом из досок и брусков, односкатную крышу со стропильными ногами двутаврового профиля (полки из досок), сплошной плитный фундамент с утолщениями по краям. Общая толщина теплоизоляции из плит PAROC UNS 37z, имеющих среднюю плотность порядка 27 кг/м3, составляет в наружных стенах 455 мм. Более толстый теплоизоляционный пирог в крыше — 570 мм; здесь нижний слой из плит PAROC UNS 37z (70 мм), а верхний из насыпной каменной ваты PAROC BLT (500 мм), плотность которой 30-36 кг/м3. Насыпную вату PAROC BLT на русском языке называют еще надувной, но правильнее, видимо, именовать ее «задуваемая», так как технологически она задувается при помощи специального оборудования в отведенное ей проектное пространство, как правило, труднодоступное. В доме Гранбека эта вата задувалась изнутри дома в отсеки между стропильными ногами, когда уже была выполнена кровля и прикреплена пароизоляционная пленка. Нижняя теплоизоляция сделана из трех слоев жестких влагостойких плит PAROC GRS 30 (300 мм), на нее для образования плиты фундамента залит бетон по сетке из стальной арматуры. Сопротивление теплопередаче наружных стен пассивного дома в Валлентуна — 11,1 м2С/Вт, крыши — 14,7 м2С/Вт, теплоизоляции фундамента — 10,0 м2С/Вт. У окон с двухкамерными стеклопакетами подобный показатель — 1,1 м2С/Вт, у наружных дверей — 1,2 м2С/Вт.

Дом Гранбека: фрагмент интерьера

Неотъемлемой частью пассивного дома служит приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией тепла. В домах Гранбека именно такая вентиляция и функционирует. Правда, без рекомендуемого, например, для пассивных домов в Германии грунтового теплообменника. А. Олссон и П. Хайконен объяснили: для местных климатических условий он вряд ли подходит, поскольку есть большая вероятность того, что при низких температурах в нем будет конденсироваться и замерзать влага. Зато вентиляционная установка дома Гранбека комбинируется с тепловым насосом для дополнительного нагрева воды. В дом возвращается до 90% тепла уходящего воздуха. И в общем итоге ожидается, что удельный годовой расход энергии на отопление этого пассивного дома не будет превышать 15 кВтч/м2.

Дом Гранбека: А. Олссон объясняет, как работает вентиляция и теплообменник

Х. Эк подчеркнул, что главной причиной необходимости радикального сокращения потребления энергии в зданиях являются негативные климатические изменения. Ведь объем выбросов углекислого газа в атмосферу, если их рассчитывать на душу населения в промышленно развитых странах, существенно превышает безопасный уровень (3,2 тонны в год) — уровень устойчивого развития (sustainable rate). Например, в США этот показатель более 19 тонн, в Австралии — 15 тонн, в Германии — 10 тонн, в Швеции — 7 тонн. Быстро повышаются объемы энергопотребления в самых населенных странах планеты — Китае и Индии. Кстати, Центр пассивного дома в Алингсосе не замыкается только на Швеции. Так, в китайском городе Далянь в стадии строительства находится многоэтажное здание на 400 квартир, которое обустраивается с помощью Центра согласно концепции пассивного дома. Пассивные дома могут успешно эксплуатироваться в странах и с холодным, и с теплым климатом. Ведь благодаря им снижается расход энергии не только на отопление, но и на охлаждение (до 10 раз по сравнению с обычными постройками). Поскольку энергия постоянно дорожает, и люди, в том числе политики, становятся все просвещеннее в экологических вопросах, существует уверенность в том, что пассивные дома будут строиться по всему миру. И объемы этого строительства будут только увеличиваться, так как внедрение концепции пассивного дома в каждом конкретном случае сулит серьезные экономические выгоды. Против них не устоит и тот, кто уверен, что никакого вреда Земле выбросы углекислого газа не наносят. В Евросоюзе готовятся строительные нормы, планируемые к введению в 2016 году. В них пассивные дома представят в качестве объектов, к которым предъявляются самые низкие, минимально допустимые, требования. То есть не за горами время, когда строить в Евросоюзе, грубо говоря, хуже стандарта пассивного дома будет попросту запрещено. Примечательно, что Австрия уже ввела подобные строительные нормы.

В Центре пассивного дома: на переднем плане слева Х. Эк, в центре П. Хайконен

По состоянию на сентябрь 2007 г. в Швеции было построено и заселено 120 пассивных домов. По предварительным оценкам, к началу 2008-го здесь насчитывалось 200 таких завершенных строительством объектов. Рост реализации проектов пассивных зданий в Королевстве продолжается, и ожидается, что на исходе 2009 года тут их окажется примерно 900. В соответствии с классификацией пассивных зданий применительно к условиям Швеции (A Classification of Passive House for Swedish Conditions. March, 2008), в разработке которой принимал участие и Х. Эк, максимальная мощность системы отопления таких построек, приведенная к их 1 м2, в южной климатической зоне Швеции — 10 Вт, в северной — 14 Вт (для отдельно стоящих зданий площадью до 200 м2 эти значения повышаются на 2 Вт). Что касается потребления энергии на эксплуатационное электроснабжение, горячее водоснабжение и отопление, то его годовой объем в шведском пассивном доме не должен превышать 45 кВтч/м2 в южной климатической зоне и 55 кВтч/м2 в северной (для отдельно стоящих зданий площадью до 200 м2 эти значения повышаются на 10 кВтч/м2. Воздухопроницаемость оболочки пассивного дома в Швеции должна быть не более 0,3 л/с м2 при +/-50 Па. Максимальный коэффициент теплопередачи окон — 0,9 Вт/м2; это соответствует минимальному сопротивлению теплопередаче, равному примерно 1,1 м2С/Вт.

Дошкольное учреждение в Алингсосе

Для того, чтобы снять всякие сомнения в правильности концепции пассивного дома, Х. Эк привел красноречивые цифры. В Алингсосе в марте 2008- го началась реконструкция построенного в 1971-1973 годах многоквартирного жилого комплекса Brogarden. Так вот, его трехэтажные дома, обретя статус пассивных, будут иметь следующий годовой расход энергии в кВтч/м2 (в скобках — старые показатели): на отопление — 27 (115), на горячее водоснабжение — 25 (42), на полное электроснабжение — 40 (59). Под занавес пребывания в Алингсосе гости Швеции оценили высочайший уровень внедрения технологии пассивного дома на примере строительства дошкольного учреждения на окраине Алингсоса. Площадь данного первого в Швеции детского здания пассивного типа — 937 м2. Около 100 детей появятся здесь в июне 2008 г. И, несомненно, станут людьми, для которых единственно правильным домом будет его пассивная версия.

Фото автора

Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2008 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость