Отраслевая программа: время подводить итоги

Программа «Дороги Беларуси» до 2015 года утверждена постановлением Совета министров страны от 6 апреля 2006 г. №468. Конкретные ежегодные объемы финансирования мероприятий программы определяются при формировании бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. В процессе реализации данной программы дорожные работы проводятся по следующим направлениям.

Согласно информации департамента «Белавтодор», на автомобильных дорогах общего пользования в первую очередь осуществлялись работы по ликвидации дефектов, непосредственно влияющих на безопасность движения. Это ямочный ремонт, зимнее содержание, ремонт мостовых сооружений, а также работы по приведению полос отвода дорог в надлежащее состояние. В процессе содержания дорог ежедневно выполняются работы на всей протяженности (82,9 тыс. км) по поддержанию их в безопасном для движения состоянии. На содержание дорог в 2006-2007 годах направлено 468 млрд рублей. По текущему ремонту выполнялись работы, в первую очередь влияющие на безопасность дорожного движения: горизонтальная разметка дорог, улучшение ровности и коэффициента сцепления, а также устранение дефектов конструктивных элементов дороги и мостовых сооружений. За 2006-2007 годы выполнен текущий ремонт 8613 км дорог общего пользования при программе «Дороги Беларуси» — 10.361 км, в том числе: республиканские дороги — 3135 км (по программе — 4188 км), в том числе за счет кредита банка — 217 км; местные дороги — 5478 км (по программе — 6173 км). На текущий ремонт в 2006-2007 годах направлено с учетом кредита 338 млрд рублей. Как отмечает пресс-служба дорожного ведомства, при капитальном ремонте восстанавливается и увеличивается несущая способность дорожных одежд, доводятся до нормативных требований показатели ровности, сцепления, уклонов, ширины проезжей части, обочин, улучшаются показатели мостовых сооружений. За 2006-2007 годы выполнен капитальный ремонт 1385 км дорог общего пользования при программе «Дороги Беларуси» — 1753 км, в том числе: республиканские дороги — 953 км (по программе — 1003 км), в том числе за счет кредита банка — 138 км; местные дороги — 432 км (по программе — 750 км). На капитальный ремонт в 2006-2007 годах направлено с учетом кредита 656 млрд рублей (35% от программы дорожных работ). За 2006-2007 годы также введено в эксплуатацию 274 км дорог общего пользования при программе «Дороги Беларуси» — 623 км, в том числе: республиканские дороги — 112 км (по программе — 112 км); местные дороги — 162 км (по программе — 511 км). В 2006-2007 годах введены в эксплуатацию участки дорог М-3 Минск — Витебск, Р-20 Витебск — Полоцк, Р-30 Гомель — Ветка — Чечерск — Ямное, Р-97 Могилев — Быхов — Рогачев, обход г. Могилева, Р-131 Калинковичи — Мозырь, Р-93 Могилев — Бобруйск, обход Слонима, построены мосты через реки Днепр в Александрии, Уборть, Щара. Ведутся работы по реконструкции дорог по параметрам I категории в направлении на Могилев (участок Червень — Могилев), Гомель (участок Пуховичи — Бобруйск), Гродно (участок Скидель — Щучин). За 2006-2007 год введено в эксплуатацию 19,3 км дорог I категории. На реконструкцию и строительство в 2006-2007 годах направлено 396 млрд рублей (22% от программы дорожных работ).

Научно-технический прогресс

В 2006-2007 годах разработаны и внедрены эффективные научно-технические энерго- и ресурсосберегающие разработки и технологии: устройство тонкослойных покрытий по аналогии с технологией «Новачип»; восстановление несущей способности дорожных одежд методом холодного рисайклинга; применение модифицированных полимерами нефтяных битумов; ряд других материалов и технологий.

В результате реализации программ дорожных работ в 2006-2007 годах на республиканских дорогах улучшилась ровность дорожных покрытий с доведением ее до требований по показателю ИРИ на 1654 км дорог (до 3,0 м/км); повышены сцепные качества покрытий с доведением их до требуемых параметров на 3975 км дорог; увеличена несущая способность дорожных одежд до 11,5 тонн на ось на 371 км дорог; сняты ограничения весовых нагрузок на 96 мостах; по отношению к 2006 году в 2007 году снижено количество ДТП на республиканских дорогах на 14,7%, уменьшилось число погибших на 148 человек. В расчете на 10 тысяч автомобилей снижение количества ДТП по сравнению с 2006 годом составило 18%. Реализация дорожных мероприятий явилась существенным вкладом в выполнение Программы по значительному снижению дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования. В 2008 году в соответствии с программой «Дороги Беларуси» при выделении Минфином дополнительного бюджетного финансирования планируется осуществить текущий ремонт 5760 км дорог общего пользования, капитальный ремонт 980 км, реконструировать и построить 64 км.

Справка:
Департамент «Белавтодор» как структурное подразделение министерства транспорта и коммуникаций осуществляет управление дорожной деятельностью в части республиканских автомобильных дорог. Местные дороги относятся к коммунальной собственности и находятся в ведении облисполкомов. Республиканские и местные автодороги, согласно Закону Беларуси «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 22 июля 2003 года, входят в состав дорог общего пользования. Что касается улиц городов и иных населенных пунктов, то статья вышеприведенного закона гласит, что они не относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Планирование дорожной деятельности на улицах городов, населенных пунктов осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Начата подготовка дорог к летнему сезону

Департамент «Белавтодор» проводит комплекс мероприятий по обустройству автомобильных дорог к летней эксплуатации. Ведь наверняка именно ближе к лету большинство наших сограждан начинают более активно перемещаться по автомобильным дорогам. А «наследство» зимы всем известно: это и ямочность, вызванная многократным переходом температуры через «0», и замусоренная полоса отвода, и многие другие огрехи, появляющиеся на дорогах с приходом весны. Поэтому одной из основополагающих на данный момент задач, стоящих перед отраслью, является подготовка автотрасс к летнему сезону.

Что интересно: статус первоочередных работ присвоен ликвидации ямочности. При этом руководителям предприятий республиканских дорог предписано обеспечить строгое соблюдение технологии и качества работ при выполнении ямочного ремонта. В частности, это означает, что по окончании рабочих смен на дорогах не будут оставаться незаделанные вырубки. О важности ямочного ремонта говорит и тот факт, что необходимая для этой работы асфальтобетонная смесь будет отпускаться в первую очередь. Помимо этого, в процессе подготовки дорог к летнему сезону дорожникам предстоит навести порядок в полосе отвода, привести в должное состояние дорожные знаки, барьерное ограждение, здания и производственные базы и пр. — словом, сделать все необходимое, чтобы на автомобильных дорогах страны и близ них воцарилась чистота и порядок. Весь комплекс работ на республиканских автотрассах должен быть завершен к 1 мая, а готовность дорог к летней эксплуатации будет проверена соответствующим образом. Надо сказать, что работы по подготовке дорог к лету уже идут. Так, по оперативной информации на 9 апреля, с начала года на республиканской сети ликвидировано свыше 100 тысяч квадратных метров ямочности, нанесено более 200 км линий разметки проезжей части.

Досрочное снятие весенних ограничений

Как известно, в неблагоприятный по погодно-климатическим условиям весенний период года резко снижается несущая способность конструкций дорожной одежды вследствие переувлажнения грунтов основания земляного полотна. В результате под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта происходит интенсивное разрушение асфальтобетонных покрытий дорожных одежд. Поэтому в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в Беларуси, как и в ряде других стран мира, ежегодно вводятся весенние ограничения массы и нагрузок на оси транспортных средств. В текущем году, согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций, такие ограничения были введены на период с 20 марта по 20 апреля.

Учитывая благоприятные погодные условия в конце марта — начале апреля были проведены специальные обследования состояния земляного полотна в различных регионах страны. Они показали, что в ближайшее время весенние ограничения можно отменять. На основании полученных данных приказом департамента «Белавтодор» от 4 апреля 2008 г. №70 снимаются введенные в соответствии с постановлением Минтранса №19 временные ограничения нагрузок на оси транспортных средств, самоходных машин в отношении республиканских автодорог (весенние ограничения движения): в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях — с 7 апреля текущего года; в Витебской и Могилевской областях — с 14 апреля текущего года.

Развитие придорожного сервиса

Правительство Беларуси утвердило генеральную схему развития сервиса на республиканских автомобильных дорогах. Об этом сообщил на пресс- конференции в Национальном пресс-центре начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Головнев. По его словам, к 2010 году планируется выстроить систему опорных пунктов, где каждый желающий сможет получить необходимый набор услуг. При этом подразумевается три уровня объектов: первый предусматривает строительство дорожными организациями площадок для отдыха и стоянок автотранспорта; второй — наряду с площадками отдыха строительство пунктов питания (дополнительно допускается пункт постоя, СТО, другие объекты) за счет средств частных инвесторов, коммунальных и государственных организаций; третий — наряду с объектами 2-го уровня строительство АЗС также за счет средств частных инвесторов, коммунальных и государственных организаций. В настоящее время разработан проект указа главы государства, который предусматривает предоставление определенных льгот владельцам объектов придорожного сервиса. Если эти предложения будут поддержаны, то льготные условия будут способствовать более активному развитию этой сферы. В то же время, основным сдерживающим фактором по-прежнему остается невысокая интенсивность движения транспорта по белорусским дорогам. Кроме того, учитывая относительно небольшие расстояния внутри страны, многие транзитные перевозчики стремятся сразу пересечь территорию страны, планируя остановки лишь при пересечении границы. В свою очередь, начальник отдела развития дорожной сети Владимир Мардилович сообщил, что некоторые облисполкомы стремятся передать на баланс предприятий местных автомобильных дорог улицы сельских населенных пунктов. Такой шаг, к тому же, не подкрепленный финансами, ставит местные дороги в еще более критическое положение, уверен он.

Минтранс России: Дорожных фондов не будет

Новая транспортная программа России на 2010-2015 годы позволит поставить транспортную систему страны на новый уровень развития. Об этом, как сообщает пресс-служба российского Минтранса, заявил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин. Документ включает 6 подпрограмм: экспорт транспортных услуг, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, автомобильные дороги, гражданская авиация, морской транспорт, внутренний водный транспорт.

По словам замминистра, существующая бюджетная система и в принципе Бюджетный кодекс исключают восстановление дорожных фондов. Сформированный сегодня основной пакет нормативных документов (это Закон «Об автомобильных дорогах», Правила классификации дорог, Нормативы затрат на содержание и ремонт дорог), а также трехлетний бюджет позволяют выйти на полное финансирование дорожной отрасли к 2011 году. Дорожные фонды сыграли свою роль, и о необходимости возвращения к ним говорить не имеет смысла. Отметим, что полное финансирование отрасли позволит Росавтодору обеспечить работы по содержанию федеральных автомобильных дорог протяженностью 47 тыс. км, а также отремонтировать почти 5 тыс. км автодорог и около 12 тысяч пог. м искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры дорожного хозяйства позволит увеличить в 2008 году долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, до 38,5%. При этом доля автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, напротив, сократится до 28,7%. Кроме того, Россия должна постепенно переходить на мировой принцип — пользователь платит. «Либо это будут платные автомагистрали, как во Франции, Италии, Испании, либо сбор за пользование автомобильными дорогами, как в Германии, — сказал Александр Мишарин. — Это тоже дополнительные доходы, которые могут быть направлены на поддержание дорожных сетей». Тем не менее, некоторые дорожные проекты так до сих пор и не реализованы по причине недофинансирования. Пример — Северная широтная дорога, связывающая пять регионов России от Перми до Томска включая Свердловскую, Тюменскую области и Ханты-Мансийский округ. Длина дороги 2173 км. Она включена в президентскую программу «Дороги России», а также ФЦП «Модернизация транспортной системы». На сегодняшний день дорога в основном построена, но есть несколько разрывов, которые не позволяют ее ввести как общефедеральный объект в строй действующих. Так, на территории Томской области существует разрыв длиной 240 км, а также 1700 погонных метров на 24 моста. При этом реальное финансирование на сегодняшний день составляло 62% за счет Томской области, 38% за счет федерации. Пресс-служба транспортного ведомства России также сообщает, что в 2009 и 2010 годах финансирование автомобильных дорог будет значительно больше, чем это было запланировано федеральным бюджетом. «Пока государство планирует выложить 620,7 и 445,7 млрд рублей в ближайшую двухлетку на качественную модернизацию транспортной и социальной инфраструктуры», — говорится в официальном пресс-релизе министерства. Главным образом, речь идет об инвестициях в строительство и реконструкцию автомобильных дорог, в том числе о направлении соответствующих субсидий бюджетам субъектов Федерации. В повышении качества дорог нуждаются и новые федеральные целевые программы. Напомним, что во время реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2002-2007 годы) в России было построено и реконструировано без малого 16 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 2 тыс. км федеральных и 13,7 тыс. км региональных автодорог. В прошлом году были также введены в эксплуатацию 5 мостов, а за 2 последних года — 12 внеклассных мостов. Еще 9 мостов планируется построить в 2008-2009 годах. Для сравнения: с 1995 по 2000 годы в РФ было построено всего 11 внеклассных мостов.

Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость