Белавтодор привлекает науку и работает над энерго- и ресурсосбережением


В 2008 году белорусским дорожникам предстоит напряженная работа по выполнению программы дорожных работ и параметров прогноза социально- экономического развития отрасли. Об этом, подводя итоги 2007 года и определяя задачи текущего, сообщил на коллегии заместитель министра транспорта и коммуникаций директор департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин.

В то же время он выразил уверенность, что коллективы дорожных организаций справятся с поставленными задачами по обеспечению стабильной работы отрасли в 2008 году. Отметим, что для выполнения намеченных программ в дорожную отрасль необходимо дополнительно привлечь еще 200 млрд рублей. Эти средства направят на реконструкцию и строительство автодорог, капитальный и текущий ремонт. В то же время дополнительное финансирование позволит обеспечить бесперебойное содержание республиканских автодорог на всем их протяжении круглогодично. В текущем году основные усилия планируется направить на реконструкцию автодорог в направлении Гомеля, Витебска, Могилева. В своем выступлении глава дорожного хозяйства подробно остановился на развитии придорожного и дорожного сервиса. В частности, он подчеркнул, что развитие объектов придорожного и дорожного сервиса находится под особым вниманием и контролем со стороны главы государства и правительства. Как сообщили в департаменте «Белавтодор», вопросы развития объектов сервиса в прошедшем году рассматривались на совещаниях у министра транспорта и коммуникаций, а 15 и 22 января 2008 г. — на президиуме Совмина. Президиум возложил ответственность за недостаточное развитие придорожного сервиса на транспортное ведомство, то есть на дорожные организации. Тем не менее, задание программы «Дороги Беларуси» по строительству дорожными организациями в 2007 году на республиканских дорогах площадок отдыха перевыполнено. Но площадки отдыха — это незначительная часть сервиса. Поставлена задача доводить сервис до уровня современных требований. Предприятия автомобильных дорог должны без всяких промедлений, применяя принцип одного окна, рассматривать все вопросы развития объектов придорожного сервиса и строго соблюдать «Требования к организации и проведению работ по содержанию и благоустройству площадок отдыха, расположенных в полосах отвода и контролируемых зонах автомобильных дорог общего пользования и прилегающих к ним территорий». Поэтому вопросы развития объектов придорожного сервиса будут возложены на руководителя автодора. Ближайшая задача — провести инвентаризацию существующих и строящихся объектов сервиса и — главное — наметить места для размещения комплексных объектов высокого уровня с учетом нормативов расстояний между объектами. На основании полученных предложений будут внесены изменения в Схему развития объектов придорожного сервиса до 2010 года, которая будет представлена в Совет министров для утверждения. Дорожным организациям также предстоит выполнить работу по совершенствованию маршрутного ориентирования, в особенности на туристических маршрутах.

Благоустройство сельхозобъектов

В 2007 году выполнение Государственной программы возрождения и развития села в части модернизации автодорог составило 341 млрд руб. Кроме того, за счет средств РДФ выполнены работы по благоустройству сельхозобъектов (территории мехдворов, зернотоков, животноводческих комплексов и др.) на сумму 242 млрд руб. Отметим, что качественное выполнение работ на этих объектах за счет бюджетных средств возложено на руководителей облдорстроев и ДРСУ. Подрядными организациями департамента выполнена программа работ в целом и по всем источникам финансирования. Доля выполненных работ по заказам сторонних организаций — 29%. Оказано строительных услуг за границей на $300 тыс. В то же время при неполной загрузке ряда филиалов дорожно-строительных трестов №№ 2, 4, 5, 7 не использовалась в полном объеме возможность участия в программах развития села (дополнительная инфраструктура), местных дорог и выполнения работ за рубежом.

Проектирование и ценообразование

Организациями-заказчиками не обеспечивается своевременность размещения заказов на выполнение проектно-изыскательских работ. Нормативные требования о двухлетней программе разработки проектов повсеместно нарушаются. В большей степени это касается «Минскавтодор-Центра» — по объектам строительства и капремонта. В целях повышения качества разрабатываемой ПСД заказчикам необходимо проводить предквалификационный отбор претендентов, учитывающий опыт проектирования автодорог и мостов, наличие сертификата ИСО 9000, наличие собственной лаборатории по испытанию грунтов, комплексного выполнения ПИР собственными силами. Вместе с тем, следует отметить, что основная проектная организация департамента — «Белгипродор» — не всегда принимает участие в тендерах на разработку ПСД, имеет место перенос сроков договорных обязательств.

В результате принимаемых департаментом мер рост индекса изменения стоимости дорожных работ за 2007 год составил 14,8%, при этом стоимость материалов за текущий период росла опережающими темпами: битум — на 39,5%, мазут — на 21,9%, дизтопливо — на 23,1%, цемент — на 37,4%, тарифы на электроэнергию — на 36,5%, тарифы на теплоэнергию — на 56,6%. С 1 января 2008 г. сметная стоимость строительства объекта определяется в ценах на 1 января 2006 г. с индексацией в действующий уровень цен по индексам цен в строительстве. Необходимые документы разработаны и доведены до заинтересованных.

Научно-исследовательские работы

За отчетный год выполнено научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских работ на сумму 9,5 млрд руб., закончены разработкой 69 тем. В области повышения безопасности дорожного движения гармонизированы требования стандартов Беларуси с требованиями европейских стандартов к конструкциям металлических ограждений по условиям безопасности дорожного движения, что позволит снизить тяжесть последствий от ДТП и эксплуатационные затраты на 20-30%. Организации дорожного хозяйства широко внедряли в практику научные разработки, и ожидаемый экономический эффект составит около 21 млрд руб. К числу наиболее значительных следует отнести такие ресурсо- и энергосберегающие технологии, как устройство долговечных тонкослойных асфальтобетонных покрытий с использованием модифицированных вяжущих и холодная регенерация существующих асфальтобетонных покрытий. Выполнены все мероприятия отраслевой программы «Качество», предусмотренные на 2007 год. Из 31 организации департамента 29 сертифицировали системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 и обеспечивают их функционирование. В соответствии с графиком ведутся работы по созданию и сертификации систем экологического управления на базе международных стандартов ИСО серии 14000. Мостоотрядам в текущем году следует обеспечить работу по внедрению системы экологического управления ИСО 14000 и ее сертификацию в 2009 году. С 1 сентября 2007 г. введена обязательная сертификация основных материалов, применяемых в дорожном строительстве. Дальнейшее совершенствование системы менеджмента качества, введение обязательной сертификации основных материалов для дорожного строительства позволит улучшить качество применяемых материалов для строительства и ремонта дорог.

Энергосбережение

Согласно директиве №3 в департаменте разработана система эффективного управления энергосбережением в организациях дорожного хозяйства, а также схема управления отраслевой системой энергосбережения. По информации «Белавтодора», во всех подведомственных организациях и филиалах созданы комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, разработаны положения о комиссии, назначены внештатные инспектора. В рамках программы по энергосбережению были реализованы мероприятия, которые позволили сэкономить 6345 тонн условного топлива (т у.т.), получить экономический эффект в сумме 1,6 млрд рублей, снизить энергоемкость продукции, выполнить задание по энергосбережению. Для выполнения задания по использованию местных видов топлива в 2007 году организациями департамента установлены 35 энергоисточников на местных видах топлива и отходах производства, потребление местных видов топлива увеличено на 580 т у.т. В наступившем году организации дорожного ведомства планируют сократить энергопотребление на 11%. В этой связи необходимо сконцентрировать усилия всего инженерно- технического персонала отрасли на решение проблем энергосбережения. «Нам нужны новые технологии и оборудование, которые позволят выполнить задание по энергосбережению», — подчеркнул глава «Белавтодора».

Техперевооружение

В 2007 году на модернизацию, техническое перевооружение организаций департамента и внедрение новых технологий из средств Республиканского дорожного фонда было направлено 51 млрд рублей. Всего же на обновление активной части основных производственных фондов направлено более 106 млрд рублей, однако существенного изменения состояния машинного парка, особенно в подрядных организациях, не произошло. Необходимо отметить, что в ходе реализации техперевооружения возникали сложности при взаимодействии с концерном «Белресурсы», который необоснованно затягивал сроки проведения тендерных процедур. «Все это привело к тому, что большинство приобретенного оборудования будет работать в полную меру только в этом году, — сказал Анатолий Лытин. — В текущем году организациям и аппарату департамента надо проявлять больше оперативности в решении тендерных проблем».

Строительство и ввод жилья

Установленное задание на 2007 год по строительству жилья за счет средств дорожных организаций выполнено. Организациями департамента введено в эксплуатацию 1219 м2 жилья. Вместе с тем общее количество очередников за год сократилось только на 37 человек, т.е. при таких темпах для обеспечения жильем всех нуждающихся потребуется 40 лет. Руководителям дорожных организаций необходимо обеспечить двухлетнее планирование строительства жилья за счет средств организации с целью сокращения очередности.

Охрана и организация труда

Среднемесячная заработная плата работников в целом по дорожному хозяйству за истекший год составила 855,4 тыс. руб. и выросла к предыдущему году на 18,2%. По организациям департамента среднемесячная заработная плата работников за этот период составила 876,8 тыс. руб. и выросла к 2006 года на 19,4%. За отчетный год в целом по дорожному хозяйству и по департаменту темпы роста производительности труда от выручки опережали темпы роста среднемесячной заработной платы. В 2007 году в рамках отраслевой целевой программы по улучшению условий и охраны труда до 2010 года дорожными организациями была продолжена работа по профилактике производственного травматизма, совершенствованию нормативной правовой базы в области законодательства о труде и охране труда, приведению условий труда и быта работников в соответствие с установленными нормативами. В результате по сравнению с 2006 годом общее количество потерпевших в дорожных организациях сократилось на 52%, уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился на 44%, тяжелым — на 33%. Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.

Анализ причин производственного травматизма показывает, что он во многом обусловлен человеческим фактором. Это неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных машин и механизмов, а также нарушение потерпевшими локальных нормативных правовых актов, трудовой и производственной дисциплины и отсутствие контроля со стороны ответственных должностных лиц. В октябре 2007 года специалисты департамента государственной инспекции труда провели в организациях дорожной отрасли плановые проверки состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, соблюдения трудового законодательства, выполнения требований директивы №1. К слову, по результатам проверок в ноябре 2007 г. проведена совместная коллегия, издан соответствующий приказ. Руководителям дорожных организаций необходимо ускорить работу по внедрению систем управления охраной труда, обеспечивающих выявление производственных опасностей и оценку рисков травмирования работников, а также повысить заинтересованность всех служб в результативной работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.

Финансовое состояние и платежеспособность

Все предприятия в течение прошедшего финансового года имели удовлетворительную структуру бухгалтерского баланса. Убыточных организаций и филиалов нет. Рентабельность реализованной продукции составила 9,2%. Получена чистая прибыль по организациям департамента в размере 48,7 млрд руб., рост к предыдущему году составил 18%. Чистая прибыль по облдорстроям выросла на 8,1% и составила 32,5 млрд руб. В 2008 году руководители предприятий обратят особое внимание на формирование финансовых результатов не только в целом по предприятию, но и в разрезе каждого структурного подразделения и обеспечат реализацию уже в начале года конкретных мероприятий по снижению затрат и обеспечению финансовой устойчивости каждого филиала. Закрепление положительных тенденций в развитии дорожного хозяйства предъявляет повышенные требования к его кадровому потенциалу, постоянному поддержанию надлежащего образовательного уровня и квалификации.

По состоянию на 1 января 2008 г. списочная численность работников дорожного хозяйства страны составила 39.025 человек, в том числе непосредственно подчиненных департаменту «Белавтодор» — 22.315 человек. По возрасту 23% от общей списочной численности составляют работники до 30 лет, от 30 до 40 лет — 21%, от 40 до 50 лет — 30%, свыше 50 лет — 26%. 39% работников отрасли имеют высшее и среднее специальное образование. Из них имеют дорожное профильное образование 35%. Ученые звания имеют 11 работников отрасли. В 2007 году повысили свою квалификацию, прошли стажировку, профессиональную подготовку и переподготовку 5510 работников отрасли, что на 12% меньше, чем в 2006 году. По итогам прошлого года средний процент охвата руководителей и специалистов дорожного хозяйства повышением квалификации составил 14,1%, что не соответствует установленной периодичности один раз в пять лет. В истекшем году проведена работа по привлечению выпускников высших и средних специальных заведений в организации дорожного хозяйства. Всего в дорожное хозяйство пришли работать 366 молодых специалиста, из них 259 специалистов- дорожников. Продолжает укреплять свое положение и развиваться отраслевая ветеранская организация. В настоящее время она объединяет более 3800 ветеранов-дорожников. В руководстве объединения трудятся известные в отрасли люди, неравнодушные к проблемам и нуждам ветеранов. К сожалению, не может объединить всех ветеранов-дорожников ветеранская организация Гомельской области из-за особой позиции Гомельоблдорстроя. Отметим также, что по инициативе руководства департамента при содействии футбольного клуба «Дорожник» и самом активном участии организаций отрасли в сентябре 2007 г. состоялся Первый турнир по мини-футболу среди команд организаций дорожной отрасли памяти Александра Минина.

Материалы подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2008 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость