Съезд дорожников СНГ и заседание МСД

В Москве 11 декабря состоялся II съезд дорожников СНГ и XXVIII заседание Межправительственного совета дорожников (МСД). Участники съезда обсудили проблемы состояния дорожной отрасли стран Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Таджикистана, Армении, Грузии, Украины и России. В дискуссии приняли участие также представители дорожных структур Израиля и производители асфальтобетонных смесей из Италии.

Традиционно открыл заседание съезда дорожников руководитель Росавтодора, председатель МСД Олег Белозеров. В своем выступлении он отметил, что в последние годы роль автомобильных дорог в социально-экономическом развитии всех государств существенно возрастает. Возрастает она и в части обеспечения международного сообщения. Например, в Российской Федерации в 2006 году через государственную границу на автотранспорте перевезено 36,5 млн тонн грузов, что на 9% больше, чем в предыдущем году. По словам главы Росавтодора, в перспективе до 2015 года в России прогнозируется увеличение объема международных автомобильных перевозок до 90-100 млн тонн грузов, или до 2,7 раза по сравнению с 2006 годом. При этом, как подчеркивает Олег Белозеров, по сравнению с другими видами транспортных коммуникаций по автомобильным дорогам перевозятся наиболее дорогостоящие грузы. Если смотреть по стоимости перевозимых грузов, то во внешнеторговом обороте РФ по автомобильным дорогам перевозится 25,8% общей стоимости грузов (это второе место после морского транспорта — 49,7%). Даже лидировавший традиционно железнодорожный транспорт перевозит меньше — 18,5% стоимости грузов. Растет объем международных пассажирских перевозок, движения личных автомобилей. Отметим, что аналогичная картина наблюдается в большинстве государств — членов Содружества. А с учетом объемов транзитных перевозок в ряде государств доля международных автомобильных перевозок еще выше. Поэтому небезосновательно можно утверждать, что дорожники СНГ в значительной степени работают на обслуживание общих грузопотоков, одних и тех же пользователей, одних и тех же водителей. Руководитель дорожной отрасли России также отметил, что безопасность движения во многом зависит от создания единообразных условий движения. «Для водителя, который должен доставить груз в поставленные сроки, проехав по дорогам нескольких государств, это имеет жизненное значение, — сказал он. — И это в свою очередь во многом зависит от скоординированности действий дорожников разных государств по обеспечению высокого уровня эксплуатации автомобильных дорог, по направлениям и срокам строительства и реконструкции дорог, в первую очередь, в пределах международных транспортных коридоров».

В свою очередь отметим, что в Российской Федерации в последнее время на государственном уровне придается огромное значение развитию автомобильных дорог. В первую очередь внимание направлено на развитие дорог, обслуживающих международное движение. В частности, безусловным приоритетом должно стать строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части РФ по направлениям Север-Юг и Центр-Урал. По словам О. Белозерова, в текущем году в России принят федеральный закон, который охватывает все стороны деятельности дорожного хозяйства. Документ также содержит много важнейших новаций, которые должны вывести автомобильные дороги страны на современный уровень как по качеству, так и по уровню обслуживания пользователей. Помимо этого, у наших коллег- дорожников утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог и правила их расчета. Согласно постановлению правительства РФ, предусматривается этапность увеличения объемов финансирования содержания и ремонта федеральных автомобильных дорог. В трехлетнем федеральном бюджете предусмотрено, что на 2008 год будет выделено около 50% от объема финансирования, соответствующего нормативам, в 2009 году- 61%. В 2011 году финансирование содержания и ремонта федеральных автомобильных дорог достигнет объема, предусмотренного нормативами. Тем же постановлением, как отмечает глава Росавтодора, субъектам РФ рекомендовано применять нормативы денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог на региональном уровне. К слову, значительные изменения коснулись не только бюджетной, но и законодательной части. В частности, внесены изменения в законодательство в части резервирования земель для строительства и реконструкции дорог, при этом полномочия Федерального дорожного агентства по выкупу и резервированию земель расширены. Теперь в Земельном кодексе Российской Федерации установлено, что для строительства автомобильных дорог и других линейных сооружений срок резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может составлять до 20 лет. По информации пресс-службы дорожного ведомства, в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта основных федеральных дорог принято решение о повышении прочности дорожных конструкций. Так, расчетные нагрузки на ось для дорожных одежд установлены на уровне 11,5 тонн. На искусственных сооружениях принята расчетная нагрузка А-14. Вместе с тем, как отмечает глава Росавтодора, прочность дорожных конструкций на дорогах наших государств должна быть гармонизирована: «Мы не хотим отставать в этом плане от наших соседей, но в то же время не хотели бы, чтобы повышение характеристик наших дорог провоцировало ускоренное разрушение дорог в соседних государствах и требовало бы от них незапланированных затрат на ремонты дорог».

Отметим, что Росавтодором разработан целевой вариант подпрограммы «Автомобильные дороги» на период 2010-2015 гг., который предусматривает комплекс мероприятий, соответствующий задаче удовлетворения потребности экономики и населения по развитию автомобильных дорог. В составе этого варианта подпрограммы предусмотрена задача по развитию федеральных автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров. В частности, это совершенствование существующих автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров; создание системы новых автомагистралей и скоростных дорог, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки по направлениям международных транспортных коридоров и между основными экономическими центрами страны; развитие федеральных автодорог на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации. За период 2010-2015 гг. целевым вариантом подпрограммы предусматривается построить и реконструировать 8,85 тыс. км федеральных автомобильных дорог, входящих в состав МТК. На реализацию данных мероприятий потребуется 4,66 трлн рос. рублей. В рамках совершенствования существующих автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров при целевом варианте программы предусматривается ввести в эксплуатацию 6,8 тысяч км федеральных автомобильных дорог, в том числе намечено:

1) завершить в полном объеме модернизацию маршрута Москва — Санкт-Петербург — граница с Финляндией включая строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург и Большого кольца вокруг г. Санкт-Петербурга, реконструкцию автомобильной дороги «Скандинавия»; 2) обеспечить реализацию второй стадии реконструкции и строительства с доведением до параметров скоростной дороги автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон»;
3) продолжить реконструкцию автомобильных дорог «Кавказ» и Джубга — Сочи;
4) обеспечить строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог М-7 «Волга» Москва — Казань — Уфа, М-51, М-53, М-55 «Байкал», М-60 «Уссури», «Восток».

В рамках мероприятий по созданию системы автомагистралей и скоростных дорог при целевом варианте программы предусматривается построить и реконструировать 2 тыс. км федеральных магистралей при общей потребности 8 тыс км. К наиболее крупным объектам по формированию системы платных автомагистралей и скоростных дорог, кроме уже упомянутой скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, относятся также автодорожный маршрут Москва — Новороссийск — районы Черноморского побережья; Центральная кольцевая автомобильная автодорога в Московской области; автодорожный маршрут Москва — Смоленск — граница с Беларусью и др. С целью создания указанной системы скоростных дорог будут использованы механизмы государственно-частного партнерства с привлечением негосударственных инвестиций и государственной поддержки из Инвестиционного фонда Российской Федерации. В рамках развития федеральных автомобильных дорог на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации при целевом варианте программы предусматривается реконструкция подъездов к автомобильным пунктам пропуска на автомобильных дорогах на территории Ленинградской, Псковской, Смоленской, Амурской и других областей общей протяженностью 147 км федеральных дорог. «Реализация новой программы открывает новые возможности для делового сотрудничества наших государств, — подчеркнул в своем выступлении Олег Белозеров. — Предусмотренные ею крупные объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог потребуют привлечения значительных сил подрядных организаций и специалистов, большого количества специализированной техники и дорожно-строительных материалов». Так, для реализации целевого варианта программы необходимо за 6 лет произвести 14,2 млн тонн битума, 8,5 млн тонн цемента, 90,6 млн м3 щебня, 472 млн м3 песка и песчано-гравийной смеси. В рамках программы готовятся предложения, направленные на развитие рынка строительных материалов и конструкций. По словам главы российского дорожного ведомства, дефицит по ним не удастся достаточно быстро ликвидировать за счет отечественного рынка, поэтому рассматривается целесообразность облегчения условий завоза некоторых видов строительных материалов из соседних государств. По информации Росавтодора, в настоящее время ведется проектирование реконструкции ряда автомобильных пунктов пропуска на границе с государствами СНГ, в том числе пункта приема уведомлений «Красное» на автомобильной дороге М-1 «Беларусь» Москва — Минск.

Участники заседания МСД также уделили внимание проблеме повышения безопасности дорожного движения. В частности, было отмечено, что рост интенсивности движения обгоняет темпы развития дорог. По словам Олега Белозерова, в России для повышения безопасности движения на федеральных дорогах активно внедряются новые типы технических средств безопасности и организации движения, в том числе барьерные ограждения, имеющие повышенную удерживающую способность, дорожные знаки и разметка с высоким световозвращением. Расширяется строительство пешеходных переходов в разных уровнях. Увеличиваются объемы работ по освещению федеральных дорог. «Вместе с тем, следует отметить, что в ряде случаев проблема с аварийностью на дорогах усугубляется недостатками учета дорожно-транспортных происшествий, — сказал он. — Это не позволяет объективно оценивать ситуацию и правильно планировать технические мероприятия по повышению безопасности дорог». В этой связи Росавтодором в настоящее время разрабатывается проект правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, которые должны более точно классифицировать ДТП, позволять назначать наиболее эффективные мероприятия для ликвидации мест их концентрации. Дорожные администрации были одними из первых среди отраслевых ведомств стран СНГ, не только осознавших необходимость объединения усилий в создании новых основ сотрудничества в сфере хозяйственных, научно-технических и других взаимовыгодных связей своих стран, но и предпринявших практические шаги к такому объединению. Межгосударственный совет дорожников, отмечающий свой пятнадцатилетний юбилей, доказал своей деятельностью способность активно способствовать сотрудничеству дорожных отраслей стран Содружества.

Применение геосеток в дорожном строительстве

Повышение несущей способности дорожных одежд в связи со стремительным ростом нагрузок на ось транспортного средства в условиях экономии дорожно- строительных материалов при строительстве автомобильных дорог является первоочередной задачей дорожной отрасли. На сегодняшний день в мире наблюдается тенденция роста количества автомобилей, в том числе и большегрузных. В связи с этим, как отмечают ученые дорожной отрасли Д. Гракович и В. Штабинский, государственной программой «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы предусматривается увеличение автотранспортных нагрузок до европейского норматива — 13 тонн на ось. Это потребует повышения несущей способности дорожных одежд при строительстве новых автомобильных дорог и реконструкции существующей дорожной сети. Рост нагрузок на ось автомобиля ведет к появлению таких дефектов, как силовые продольные и поперечные трещины, колейность, сетка трещин, просадки и др. Одним из основных дефектов является колейность. В ряде случаев причиной образования колеи является недостаточная несущая способность основания дорожной одежды. В связи с этим перспективным направлением является применение в конструкции дорожной одежды геосеток, укладываемых в качестве разделяющей и армирующей прослойки на границе контакта «щебеночное основание — песчаный подстилающий слой». Авторы утверждают, что за счет армирующего эффекта геосетки модуль упругости слоя щебня на опытном участке (автодорога Р-28 Минск — Молодечно — Нарочь) достиг 430 МПа, в то время как модуль упругости щебня составил только 243,1 МПа. На участке реконструкции по пр. Победителей в г. Минске модуль упругости слоя щебеночного основания достиг 582,14 МПа по сравнению с модулем упругости слоя щебня, не армированного геосеткой, который составил 330 МПа.

По результатам исследований установлено, что в результате интенсивного уплотнения виброкатком проникание щебня через геосетку в песчаный грунт земляного полотна не происходит. При укладке же щебеночного основания непосредственно на песчаный подстилающий слой проникание щебня в результате интенсивного виброуплотнения наблюдается на глубину до 10 см. В результате экспериментальных исследований, проведенных в полевых условиях, ученые-специалисты сделали вывод, что благодаря применению геосетки на границе контакта «щебеночный слой основания — грунт земляного полотна» становится возможным повысить несущую способность щебеночного основания и всей конструкции дорожной одежды в целом, не увеличивая материалоемкости строительства; отказаться от применения технологического слоя из ПГС; уменьшить толщину слоя из фракционированного щебня, обеспечивая при этом требуемые параметры по прочности конструкции в целом, обеспечить оптимальные условия для уплотнения щебня до требуемой величины и тем самым достичь с минимальными затратами расчетного значения его модуля упругости.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость