Имидж и комфорт, или на чем нельзя экономить

Сэкономишь на ремонте — проиграешь в скорости и имидже. Только соблюдение нормативов позволит этой отрасли Беларуси удержать приемлемую планку состояния магистралей. Опыт — «сын ошибок трудных» — однозначно свидетельствует, что не благосостояние нации является источником строительства автомобильных дорог, а, наоборот, именно магистрали содействуют этому. Уровень состояния дорог или серьезно тормозит развитие экономики, социальной сферы, или напрямую способствует поступательному развитию страны.

Наша действительность просто немыслима без дорожной сети. Ведь только в Беларуси в личном и служебном пользовании находится почти 3 млн транспортных средств. И, скажем прямо, мы уже привыкли измерять свое прибытие к месту назначения даже в суровый зимний период по минутам. Милиция, МЧС, иные оперативные службы также строго рассчитывают время приезда. От состояния трасс зависит и настроение наших граждан, их общая оценка эффективности работы местных и республиканских ведомств. Чем лучше состояние магистралей, тем реже ломаются автомобили, дольше служат, да и расход топлива меньше. По мере ухудшения дорог пропорционально возрастают и суммы вкладывания в них средств. Так, по оценке российских экономистов, несоответствие нормативным требованиям транспортно-эксплуатационного состояния дорожного покрытия приводит к дополнительному росту затрат на автомобильные перевозки до полутора раз. Американцы, в свою очередь, считают, что каждый доллар, недовложенный в содержание дорог, увеличивает себестоимость автомобильных перевозок в 2-3 раза. Все это говорит о том, что за автодорогами нужен постоянный уход, немалые финансовые вливания. Нельзя рассчитывать, что вот пусть дороги постоят без особого внимания пару-тройку лет, а потом к ним можно снова безболезненно вернуться. Тем более это касается отечественных трасс. К тому же, почти половина республиканских дорог имеет возраст более 50 лет, а 40% местных автодорог — более 40 лет. Для восстановления их технико-эксплуатационных характеристик необходимо периодически проводить капитальный и текущий ремонт. К слову, из 73 тысяч км автодорог с твердым покрытием около 95% имеют просроченные межремонтные сроки по капремонтам. Нельзя также забывать, что на дорогах в любое время года практически ежедневно необходимо проводить различные мероприятия по их содержанию. Это также позволяет продлевать срок службы дорожных покрытий и обеспечивать бесперебойный и безопасный по ним проезд.

Опыт прагматичной Западной Европы и США показывает, что при соблюдении межремонтных сроков затраты на содержание автомобильных дорог оказываются значительно меньше. Игнорирование же этих нормативов приводит к прогрессирующему разрушению автодорог. И — как следствие — к их уже капитальному ремонту. А это обходится государству гораздо дороже, чем своевременное устройство поверхностной обработки или обновление верхнего слоя покрытия. Улучшение дорожных условий обеспечивает серьезное сокращение энергоемкости ВВП страны за счет снижения потребления топлива на автотранспорте. Поэтому ситуацию необходимо держать под постоянным контролем. В результате, несмотря на ряд трудностей, в стране удалось сохранить свою дорожную сеть. Однако главное — чтобы в ее поддержании и, пусть небольшими темпами, развитии, не было отрицательной динамики. Тогда наша дорожная сеть еще не один год будет отличаться в лучшую сторону от дорог других стран СНГ. Но в то же время нам нельзя безнадежно отставать и от стран Евросоюза — в частности, от наших ближайших западных соседей. Ведь наши дороги должны привлекать транзит, следующий со стороны этих государств. Вот новая информация о планах в отношении дорог той же Польши. Так, стоимость строительства одного километра польской автомагистрали А2, примыкающей с их стороны к нашей М-1/Е30 Брест — Минск — граница с Россией на участке Новы Томысль — Свецко протяженностью 104,5 км составляет ни много ни мало 9,656 млн евро. Начало работ на этом участке дороги запланировано на III квартал 2008 г. А в целом на днях правительство Польши, как свидетельствует руководитель генеральной дорожной дирекции страны, приняло решение о выделении в 2008-2012 годах на развитие их автодорожной инфраструктуры самого большого в истории государства объема финансирования — 121 млрд злотых, то есть порядка 30 млрд евро. Указанные средства будут использованы на строительство до 2000 км автомагистралей, скоростных автодорог и в целом модернизацию существующей сети. Это, по их уверениям, означает, что в ближайшие пять лет Польша должна сделать значительный шаг на пути к европейской цивилизации. При определении дальнейшей стратегии совершенствования белорусской дорожной сети важно обращаться к многолетнему опыту и иных стран — в частности, США. По оценке специалистов, за последние сто лет наибольшее влияние на ту же экономику США и образ жизни их граждан оказала программа создания Федеральной системы скоростных магистралей, реализация которой было приоритетной задачей их госполитики. Строительство системы скоростных дорог привело к увеличению деловой активности, росту эффективности труда и объемов инвестиций, вызвало создание новых рабочих мест и сократило аварийность. Рост производительности труда составил 25%, а общие экономические затраты достигли уровня в $2,1-$2,5 трлн, что в 16-19 раз больше инвестиций в строительство скоростных дорог.

В Беларуси в этом направлении делаются практические шаги — в первую очередь, на важнейших транзитных направлениях. Сегодня здесь проводится работа по внедрению новых технологий с целью повышения скоростного режима, усиления дорожных одежд, повышения комфортности и безопасности передвижения по ним. Для этого разработана и реализуется программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Главное, как отмечают специалисты департамента «Белавтодор» — чтобы эта программа была подпитана всем необходимым, ведь новые технологии стоят недешево. В настоящее время состояние отечественной дорожной сети не самое худшее, а по некоторым показателям — и лучшее, чем в других государствах СНГ. Однако, чтобы сохранить имидж надежной транзитной державы, необходимо уделять должное внимание прогрессивным технологиям и финансированию отрасли, и тогда наши дороги не будут уступать уровню магистралей стран Евросоюза.

Безопасность дорожного движения

В последнее время, судя по принятым на высоком государственном уровне решениям, в стране значительно активизировались устремления по существенному сокращению числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Принят ряд основополагающих документов, призванных придать делу обеспечения безопасности людей во всех сферах жизни новое дыхание. Так, например, концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Беларуси подразумевает создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25% к 2015 году, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в ДТП. Недавно состоялось первое заседание постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, созданной при Совмине Беларуси.

Мы стали больше не на словах, а на деле ценить свою жизнь. Значит, общество более реально поворачивается к человеку лицом. Есть первые обнадеживающие результаты. Так, по данным 9 месяцев 2007 года, общее число зарегистрированных ДТП на дорогах общего пользования уменьшилось по сравнению с этим же периодом прошлого года на 110 случаев, погибло на 20 человек меньше, число раненых также уменьшилось на 193 человека. Профилактические меры, в том числе и внедренные по инициативе дорожников, позволили в районах населенных пунктов уменьшить за I полугодие этого года количество ДТП на 21,4%. Число погибших в них уменьшилось на 4,7%, раненых — на 31,1%. Тем не менее, если в целом анализировать данные по дорожно-транспортным происшествиям, то по ряду показателей обстановка на дорогах оставляет желать лучшего. Так, на дорогах общего пользования возросло число ДТП по вине пешеходов, а также в результате опрокидывания транспортных средств, их столкновения на пересечении дорог или повороте, столкновения с ударом сзади. Конечно, это не значит, что страна идет по числу ДТП и тяжести их последствий в лидерах в Европе. В Беларуси, по предварительным данным, в расчете на 100 тысяч жителей ежегодно погибает 17 человек, в России — 26, Литве, Украине — 25. А вот по сравнению с такими странами, как Швеция, Финляндия, Германия, мы выглядим достаточно бледно. Согласно статистическим данным, в деле обеспечения безопасности людей на дорогах наряду с наметившимся ужесточением требований к участникам дорожного движения, совершенствованием просветительской работы предстоит многое сделать. Главное, как подчеркивают в «Белавтодоре» — верно расставить акценты.

Госавтоинспекция Беларуси констатирует, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является вина водителей транспортных средств. В прошлом году на дорогах общего пользования было зарегистрировано 3123 ДТП по их непосредственной вине (относительно 2005 года рост на 8,1%). В настоящее время вектор усилий на уменьшение ДТП по подобной оплошности водителей со стороны ГАИ на это и направлен. Многое в этом направлении уже сделано. В частности, ужесточены в законодательном порядке требования к водителям, к качеству обучения желающих сесть за руль. Поэтому число ДТП, произошедших по вине водителей, имеет хоть и хрупкую, но тенденцию к уменьшению. Снизилось и зарегистрированное число граждан, севших за руль без прав на вождение автомобиля. Чтобы поправить положение дел, следует использовать более активно и зарубежный опыт — например, опыт создания обществ автомобилистов по профилю их занятий. В большинстве европейских стран создаются и общества международных автоперевозчиков, и даже автомобилистов-мусорщиков. Эти объединения выполняют наряду с иными и воспитательные функции. Объединения автомобилистов защищают интересы водителей перед административными органами в судах и прочее, при необходимости выделяют им адвокатов. Уже не секрет, что существенно сокращает число ДТП повсеместное введение на дорогах видеофиксации. Это позволяет умерить пыл лихачей. Конечно, стоит это недешево, но по этому пути следует идти без колебания. Дело особой важности для уменьшения тяжести последствий от ДТП — оборудование автомашин средствами индивидуальной защиты водителей и пассажиров. В стране, как известно, в плане обустройства дорог и повышения безопасности дорожного движения делается не так уж и мало. Возрастает качество дорожных покрытий, их ровность, совершенствуется разметка. Проходят апробацию с последующим внедрением новые технологические решения, облегчающие водителю путь, в том числе и тросовые барьерные ограждения, способные свести к минимуму последствия от ДТП. Создана неплохая база для прогнозирования развития оперативной ситуации на дороге. В этих целях проведена компьютеризация, о состоянии дорог и развитии погодных условий в автоматическом режиме информируют дорожно-измерительные станции. Стали шире практиковать обустройство мест концентрации ДТП и так называемыми спящими полицейскими, а также шумовыми полосами. В текущем году их общее число на дорожной сети планируется довести соответственно до 189 и 286.

Все это направлено на создание и у нас так называемых «умных дорог». Теперь нам необходимо идти дальше, здесь должна сыграть свою роль и прикладная отечественная наука. Большинство европейских стран в создании «умных дорог» значительно продвинулись вперед. Широко практикуется и освещение автодорог. Но наряду с этим интересен их опыт и по установке через каждые 100 метров с прекрасным светоотражающим эффектом тех же сигнальных столбиков. Подобная искусственная подсветка — один из элементов «умной дороги». Водитель, двигаясь по подобному светящемуся коридору, способен увидеть тень человека, вышедшего на проезжую часть. Широкое распространение получили средства регулирования транспортных потоков в аварийноопасных местах. Для переключения транспортных потоков с целью повышения внимания водителей, искусственного понуждения погасить скорость, внедрена гибкая система варьирования движения по схеме 1+2 (с одной полосы на две и через 2-3 км обратно). Конечно, для создания «умных дорог», подобных западным, потребуются немалые дополнительные средства. Но как бы такие дороги ни назывались, и в странах Евросоюза, и у нас в настоящее время все-таки самым главным в деле обеспечения безопасности на дорогах по-прежнему является человеческий фактор. Водитель обязан иметь высокую культуру вождения. Ведь на деле зачастую возникает парадоксальная ситуация: чем дорога разухабистее и неустроенней, тем меньше на ней происходит ДТП.

Всероссийская научно-практическая конференция

С 16 по 18 октября в Астрахани прошла научно-практическая конференция «Дорожное хозяйство России: Задачи, перспективы, эффективность и качество». По сложившейся традиции Росавтодор проводит подобные итоговые форумы ко Дню работников дорожного хозяйства, которое отмечается в третье воскресенье октября.

Каждый год конференции проводятся в новом регионе. В прошлом году это был Кузбасс. В нынешнем участников — а это посланцы разных регионов страны, руководители дорожно-строительных организаций, представители науки, а также исполнительных и законодательных структур разных уровней — встретила Астрахань. По информации пресс-службы дорожного ведомства России, Астраханская область для проведения форума выбрана не случайно — в регионе в последние годы дорожное строительство приобрело весьма внушительные объемы. К тому же, данный регион — перекресток готовых путей с Севера на Юг и с Запада на Восток — переживает свое второе рождение в качестве крупного транспортного узла России и Прикаспия и в этом качестве органично вписывается в позитивные процессы становления РФ как транспортной державы. Об исключительном значении дорог, важности дорожного строительства для повышения веса России в современном мире, в подъеме ее экономики и социальной сферы говорилось в приветствиях участникам конференции главы правительства России, а также главы Росавтодора. Олег Белозеров в своем докладе сделал акцент на дорожном строительстве, а также провел анализ проблем, требующих решения, в том числе на законодательном уровне. Тут уместно сказать о совпадении, которое можно считать знаменательным: в день закрытия конференции Госдума РФ приняла в третьем, заключительном, чтении закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации. В очередной, седьмой, раз конференция стала местом, где смогли обменяться опытом представители разных регионов страны. Этот обмен происходил как в рамках пленарного заседания, так и в рамках тематических круглых столов. Практически совмещенным с конференцией стало другое мероприятие — седьмая международная выставка-форум «Дороги России XXI века». По информации Росавтодора, в ней приняли участие десятки отечественных и зарубежных фирм, производители самой различной дорожной техники и технологий, а также проектные, конструкторские и консалтинговые фирмы, предлагающие дорожным строителям гамму современных разработок.

Василий КУРЛОВИЧ, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость