Легковозводимые металлоконструкции: быстрая инфраструктура для национальных проектов

По статистике, в середине 80-х годов в СССР доля легких металлоконструкций не превышала 10% — в 5-6 раз меньше, чем в Европе. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Реформы, благоприятная международная конъюнктура, государственная политика стали основой для стремительного вхождения России в число государств с быстроразвивающейся экономикой. Но этот, безусловно, позитивный процесс привел к парадоксальной ситуации: в стране, где появились огромные свободные деньги и люди, готовые их инвестировать, остро не хватает элементарной базовой инфраструктуры — основы основ устойчивого развития. Очевидно, что естественным способом избежать этих «ножниц» является ускорение массового строительства необходимых зданий и сооружений. На настоящий момент по ряду критериев (доступности материалов, скорости изготовления и возведения, соотношению цена-качество, минимизации документооборота) основным инструментом такой интенсификации становятся легкие металлоконструкции (ЛМК).

ЛМК: как это работает


Являясь, по сути, одной из разновидностей каркасных сооружений, применяемых давно и повсеместно (например, знаменитые немецкие «фахверки» известны со средних веков), в наше время ЛМК представляют собой одну из наиболее наукоемких строительных технологий. Ее главное отличие от традиционных способов возведения — индустриальный подход, при котором конструкции здания изготавливаются конвейерным способом, а на строительной площадке происходит только монтаж. Это позволяет кардинально (более чем вполовину) ускорить процесс строительства. Кроме того, в результате унификации всех узлов и деталей металлоемкость таких зданий относительно невысока, а сборка не требует специальной подготовки (сертификации) монтажников, поскольку для соединения деталей сварка не применяется — используются только резьбовые соединения. А благодаря заводскому подбору элементов по геометрическим характеристикам нет и дополнительных работ по стыковке. Еще одной возможностью ускорения строительства является более простой, чем при обычных методах, порядок согласования технической документации. Как правило у серьезных производителей имеется в наличии пакет готовых типовых проектов полнокомплектных зданий. Они разрабатывались при участии известных проектных институтов и уже прошли регистрацию в органах Госстроя (сейчас — Агентство по строительству РФ).

«Для бизнесмена, приобретающего ЛМК, одним из главных достоинств является скорость, — говорит Сергей Климин — ведущий специалист компании Ruukki, — быстрая оборачиваемость средств. Поэтому очевидно, что процесс производства, проектирования и монтажа должен максимально сокращаться. Наше ноу-хау — одностадийное проектирование. То есть при обычном порядке, если строительство ведется со сторонним подрядчиком, большинство компаний требует обеспечительный пакет документов — так называемый «раздел КМ» (КМ — конструкционные материалы) у проектного института. НИИ проектирует архитектуру, делает раздел КМ, который затем передается заводу. Завод, в свою очередь, на основе этих данных разрабатывает свою техническую документацию (конструкционно-монтажная документация — КМД), которая и является базой для дальнейшей работы. Таким образом, пока не будет раздела КМ, производство не начнется. В нашем же случае исходным документом является собственно архитектура сооружения: отметки перекрытий, точки кранового оборудования, точки приложения нагрузок и их величины (то есть оборудование, важное с точки зрения нагрузки на каркас). В итоге появляется готовое строительное задание с архитектурой и нагрузками. После этого проектирование ведется в одну стадию — наше заводское проектное бюро выдает как чертежи КМД для производства, так и монтажные схемы для строительства. Это параллельный процесс — возведение может начаться сразу после изготовления конструкции без дальнейших согласований. Когда мы говорим о реализации проекта в 4-5 тысяч квадратных метров, мы говорим о сроках в 4-5 месяцах до сдачи. Из них проект занимает 6-8 недель, остальное — производство и монтаж. В случае же обычного, двухстадийного, процесса общий срок больше как минимум в два раза». «При запуске проекта мы начинаем работать с заводом параллельно, — говорит Надежда Крылова — руководитель крупной новосибирской строительной компании «БизнесСтройЛига». — Сразу же после согласования проекта с заказчиком мы размещаем заказ на заводе. Таким образом, проектирование и изготовление конструкций проводится одновременно. После этого мы организуем монтаж. Если же проводить все стадии проекта традиционным способом, то есть последовательно, то это займет в 2-3 раза больше времени. Существенно облегчает процесс и то, что ЛМК имеет техпаспорт — таким образом, можно считать, что полнокомплектное здание — это полуфабрикат, практически готовый к употреблению, ведь количество согласований резко уменьшается». Того же мнения придерживается и Сергей Никитин — генеральный директор производственного объединения «Пермпржилстрой». «Через 7 месяцев на месте чистого поля стоял автоцентр площадью 3,5 тысяч квадратных метров, — говорит он. — Это стало возможным потому, что завод не только поставлял продукцию вовремя, но в дополнение к этому придерживался так называемой параллельной схемы работы: во время выполнения какого-то этапа работ предприятие изготавливает продукцию для следующего этапа и т.п. Подобная схема обеспечивает очень быстрый монтаж конструкции — быстрее, чем у любой другой аналогичной компании. При этом мы монтировали здание, даже не имея под рукой сварочного аппарата, чего теоретически при строительстве не бывает. Кстати, возведение конструкций наподобие тех, что поставляет завод, позволяет существенно сократить сроки строительства и оформления, начинать строительство, имея на руках только разрешение на подготовительные работы».

Практических ограничений по назначению ЛМК не существует — например, в Европе по этой технологии с успехом возводятся и жилые дома. Однако, несмотря на то, что сегодня российский рынок металлоконструкций вплотную приблизился к мировым показателям по структуре потребления, есть в нем и свои нюансы. Старт программы национальных проектов требует производства таких изделий, которые способны быстро и недорого восполнить инфраструктурный голод в наиболее быстроразвивающихся отраслях — в первую очередь, агропромышленном комплексе и социальной сфере, особенно в строительстве спортивных сооружений.

Агропром: быстро и безопасно

Еще несколько лет назад разговоры о возрождении российского Агропрома казались утопией. После десятилетия полного упадка казалось, что тема «продовольственной безопасности» в России закрыта на долгие годы. Однако уже в начале нового тысячелетия появились отчетливые признаки того, что отечественный сельхозпроизводитель вовсе не собирается сдаваться. За последние годы значительно возросло строительство птицефабрик. Во многом это произошло благодаря общему оздоровлению экономики. В сельское хозяйство пришли инвестиции, которые были вложены в агропроизводство — в частности, в птицеводство и свиноводство как наиболее оборачиваемые отрасли. Но современное производство, особенно птицеводство, накладывает жесткие требования к качеству зданий ферм. Прежде всего, это касается санитарных норм, а также возможностей установки высокопроизводительного оборудования для содержания и обслуживания животных. По современным нормам «жизнь», например, птицефермы не должна превышать 15 лет, после чего она подлежит демонтажу и утилизации. Похожие сроки установлены и для свиноводческих хозяйств. Очевидно, что в этих обстоятельствах сооружение капитальных зданий не имеет смысла. Поэтому сегодня основные объемы строительства сельхозсооружений приходятся на ЛМК. Необходимо отметить, что за короткий срок отечественные производители металлоконструкций сумели накопить значительный опыт, и сегодня российские ЛМК для сельского хозяйства пользуются высоким спросом не только в своей стране, но и за рубежом. Частично это обусловлено тем, что при проектировании конструкций учитывались требования ведущих производителей сельхозоборудования. Так, при разработке полнокомплектных зданий типа «Спайдер-В» (Ruukki) инженеры предприятия работали в тесной связи со специалистами крупнейших европейских агромеханических компаний — Big Dutchman и VDL. Благодаря этому в готовых сооружениях максимально рационально размещается современное птицеводческое и животноводческое оборудование, позволяя с максимальной эффективностью использовать производственные площади. Для быстрооборачиваемого бизнеса, каковым является сегодня птицеводство, важны и сроки возведения под ключ. Здесь также преимущество у ЛМК, поскольку конструкции полезной площадью 2-3 тыс. м2 бригадой из 10 человек собираются за 20-30 дней. Например, в Белгородской области одно из крупнейших агрообъединений «БЭЗРК-Белгранкорм» сумело ввести в строй 135 тыс. м2 производственных площадей птицеферм меньше чем за год! А еще через полтора года вложения в строительство окупились полностью.

Как известно, в России сегодня сложилась достаточно напряженная обстановка с производством свиного мяса. Ликвидация поголовья в прошлые годы, разрушение крупных свиноводческих агрообъединений привели к тому, что отечественные производители оказались неспособны конкурировать с импортными поставщиками мяса, зачастую не лучшего качества. Неслучайно эти проблемы были подняты на заседании президиума Минсельхоза весной этого года. В качестве мер, помимо упорядочения импорта, было предложено расширить финансирование инфраструктурных объектов свиноводства за счет средств Инвестиционного фонда. Между тем, отрасль начала показывать достаточно высокие (около 10% в год) темпы роста. Во многом это связано с успешным и быстрым строительством крупных комплексов в регионах. Так, в ноябре 2007 г. в Марий Эл в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК», начнет работу крупнейший в республике современный свиноводческий комплекс, состоящий из свинофермы на 30 тыс. голов, зернотока и кормозавода. Строительство комплекса ведется с использованием технологии «Спайдер-В», что позволяет возводить его в кратчайшие сроки. Очевидно, что, хотя молочное животноводство не относится к быстроокупаемым, его развитие напрямую связано с продовольственной безопасностью страны, особенно в свете вступления России в ВТО в ближайшее время. Причем важными представляются не только строительство и модернизация комплексов КРС, но и ускоренное строительство перерабатывающей базы в регионах. Надо сказать, что этот процесс также развивается. Достаточно упомянуть близкое к завершению строительство в Вяземском районе Хабаровского края одной из крупнейших в регионе ферм на 3 тыс. голов скота. Необходимо добавить, что благодаря использованию ЛМК (полнокомплектные здания из легких металлоконструкций компании Ruukki) возведение этого агрокомплекса займет меньше года.

Не следует забывать также, что агроинфраструктура включает в себя и организацию переработки и сбыта сельхозпродукции. Хорошо понимают это руководители агропредприятий. Так, если раньше уже упоминавшаяся здесь компания «БЭЗРК-Белгранкорм» использовала здания системы «Спайдер-В» только чтобы увеличить свои производственные мощности, то сегодня эти ЛМК используются для развития другого важного направления холдинга — строительства торговых павильонов. В настоящий момент в ближайших планах руководства белгородского предприятия размещение до 100 торговых точек по всей территории Белгородской области. «При разработке наших конструкций мы сознательно сделали упор на сельское хозяйство — говорит Андрей Шухардин — вице-президент строительного дивизиона компании Ruukki, — это следствие внедрения новых технологий в аграрном бизнесе и политики страны на замещение импорта и обеспечение продовольственной безопасности. Мы это предвидели. Конструкции «Спайдер» — наши самые известные системы для Агропрома — были разработаны еще в конце 90-х годов. А около 4 лет назад произошел прорыв — эти здания стали пользоваться большим спросом. Птицекомплексы, свинокомплексы, животноводческие комплексы, — все это легко возводится, быстро вводится в строй и, соответственно, начинает окупаться».

Социальная инфраструктура

Решение Международного Олимпийского Комитета (МОК) о проведении зимней Олимпиады-2014 в Сочи поставило перед инвесторами грандиозную задачу: в крайне сжатые сроки, практически с нуля, создать в приморском городе-курорте полноценную социально-спортивную инфраструктуру, соответствующую всем требованиям современного большого спорта.

При этом все объекты, построенные для Олимпиады, будут не временными, а постоянными, и Сочи превратится в круглогодичный курорт и спортивный центр мирового класса. Уже в 2007 году из федерального бюджета на эти цели запланировано выделить почти 16 млрд рублей, которые планируется направить на развитие энергетики, транспорта, здравоохранения, спорта (в том числе и массового) и туризма. Для того, чтобы осуществить эти грандиозные планы, необходимо не только желание и средства, но и применение наиболее современных методов строительства спортивных сооружений. Именно они позволяют в чрезвычайно сжатые сроки возводить долговечные, красивые и современно оснащенные объекты. В свете этого применение легких металлоконструкций сегодня является одной из наиболее перспективных методик строительства таких зданий. При этом надо заметить, что удачный опыт возведения подобных сооружений в сложных условиях гористой местности у российских строителей есть. По словам Андрея Шухардина, «на Красной Поляне мы строили тогда, когда туда только вертолетами конструкции можно было довезти!» Безусловно, этот опыт будет востребован и сегодня. Примеры возведения в самые сжатые сроки крупных объектов для зимних видов спорта есть по всей стране. Например, Центральный Дворец ледового спорта в Москве построен с применением легких металлоконструкций всего за 8 месяцев, что с учетом его размеров (более 9 тыс. м2: две большие хоккейные арены, зал игровых видов спорта и многое другое) является своеобразным рекордом. Также за несколько месяцев возникла ледовая арена в г. Джалиль (Татарстан). Несмотря на сравнительно скромные размеры (65х40х13 м), она позволяет принять более полутора тысяч зрителей и дает возможность горожанам и местной хоккейной команде круглогодично заниматься зимними видами спорта.

Подобный же спорткомплекс в сжатые сроки возведен и в соседнем Лениногорске, подмосковном Подольске и других городах. Все они строились с применением технологий ЛМК. Впрочем, как известно, олимпийские рекорды невозможны без доступных для всех физической культуры и спорта. И массовое строительство спортивных сооружений не менее важно для качества жизни человека. Об этом говорится и в Федеральной программе «Здоровье нации», предусматривающей развитие массовой физкультуры и спорта. Очевидно, что в короткое время невозможно построить множество стадионов и бассейнов, сравнимых с олимпийскими. Но создать в каждом городском районе или селе небольшой многофункциональный спортзал — вполне решаемая задача. ЛМК начали использоваться для этих целей относительно недавно, и они уже доказали свою целесообразность. Благодаря особенностям конструкции ЛМК позволяют возводить постройки практически любых геометрических форм и этажности с произвольной высотой пролетов одного здания. Более того, при необходимости такой спорткомплекс можно реконструировать, расширить или даже демонтировать и переместить в другое место. При этом цена такого объекта существенно ниже, чем у капитального здания, при той же функциональности и стоимости обслуживания. Из объектов, сооруженных из легких металлоконструкций, можно назвать легкоатлетический манеж в г. Сумы (Украина), спорткомплекс «Витязь» и тренировочный каток в г. Подольске, спортивно-оздоровительный комплекс в г. Альметьевске, Ледовый дворец в г. Джалиле, Ледовую арену в г. Лениногорске (Татарстан), теннисный корт в подмосковных Снегирях, легкоатлетический стадион в г. Губкин Белгородской области, спортивный комплекс Белгородского ГУ им. С. Хоркиной и многое другое. Интересный опыт применения легких конструкций типа «Спайдер» есть в Калужской области, где в одном из санаториев в таком здании обустроен комфортабельный бассейн для отдыхающих.

Современный опыт развитых стран показывает, что достойная жизнь граждан, устойчивость экономики и политической системы, рост международного признания не могут быть достигнуты без системного развития глобальной инфраструктуры государства. Но в ситуации, когда производство существенно опережает сопутствующую инфраструктуру, возможен кризис. Чтобы избежать негативных явлений, необходима продуманная стратегия быстрого развития сопутствующих объектов. И одним из надежных инструментов для этих целей могут стать легковозводимые металлоконструкции.

Материал предоставлен пресс-службой Ruukki


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость