Борьба за качество автодорог

В Минске парк личного автотранспорта увеличивается ежегодно, и по коэффициенту автомобилизации город уверенно приближается к уровню Москвы. В часы пик столичные дороги настолько перегружены, что возникают заторы, которые затрудняют движение не только городского транспорта, но и автомашин со спецсигналами. К тому же, дорожное полотно не выдерживает таких интенсивных нагрузок. В результате появляются колейность и ямочность и уже как следствие этого — разрушенная подвеска, агрегаты и узлы автотранспортного средства. Так, согласно опросу, проведенному специалистами «Горремавтодора» Мингорисполкома на собственном сайте, 56,6% респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете качество дорог города Минска?» ответили «плохое», 30,1% — «удовлетворительное», 8,7% — «хорошее», и только 4,6% — «отличное».

Но, надо признать, не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Конечно, сразу, в одночасье, исправить ситуацию столичные власти не в силах — уж очень большой объем работы предстоит сделать. Тем не менее, за несколько лет на реконструкцию основных магистральных и транспортных кольцевых развязок города Минска планируется выделить 750 млрд рублей, из них 210 — на улучшение транспортных путей. Кроме этого, за 5 лет в столице будет построено не менее 20 двухуровневых транспортных развязок. Это поможет значительно разгрузить грузонапряженные участки дорог и повысить комфортность для автолюбителей. Состояние покрытий автомобильных дорог зависит от многих факторов. Как отмечают специалисты «Горремавтодора», основной причиной разрушения асфальтобетонных покрытий является воздействие на них колесной нагрузки, природных факторов и утрата несущей способности основания, что приводит к изменению поперечного, продольного профилей и сказывается на безопасности движения, усложняет содержание дорожных покрытий в зимнее время. К общепринятым методам ремонта асфальтобетонных покрытий можно отнести устройство нового слоя асфальтобетонного покрытия — усиление. «Это самое простое решение с минимальными сроками ремонта, но сопряженное с увеличением толщины асфальтобетонного покрытия и необходимостью переустройства водоотвода, а также бетонного ограждения», — подчеркнули в дорожном ведомстве столицы.

Однако есть и другие способы восстановить и реконструировать дорожное полотно. Например, с появлением дорожных фрез появилась возможность замены разрушенного верхнего слоя асфальтобетонного покрытия методом холодной разборки — фрезерованием с устройством нового слоя покрытия без увеличения общей толщины дорожной одежды. Это высокотехнологичное решение, связанное с проблемой утилизации битумсодержащего материала, получаемого в процессе холодной разборки. Еще один способ — усиление несущей способности дорожной одежды методом полной разборки разрушенного покрытия и основания с последующим устройством нового основания и укладкой нового асфальтобетонного покрытия. Такой метод восстановления несущей способности дорожной одежды является наиболее трудоемким и сопряжен с ограничением или полным закрытием движения автотранспорта на участке ремонта, что создает трудности для строительной организации по перераспределению транспортных потоков в стесненных условиях города. Главное преимущество предлагаемой технологии — это экономия денежных средств на доставку инертных материалов для производства асфальтобетонных смесей (по восстановлению несущей способности оснований асфальтобетонных покрытий городских дорог и улиц, укрепляемых органоминеральными вяжущими, методом смешения на месте — так называемая «технология холодной регенерации»). Кроме этого, высокопроизводительное оборудование позволяет минимизировать производственные затраты за счет совмещения различных технологических операций с получением структурного материала. Как отмечают инженеры «Горремавтодора», рабочим органом ведущего механизма — рисайклера 2200 CR — является фрезерно-смесительный ротор, оснащенный специальными режущими инструментами. Ротор позволяет выполнять одновременно операции по измельчению асфальтобетонного покрытия и перемешиванию его с материалом существующего основания дорожной одежды на заданную глубину с возможностью коррекции состава смеси за один проход. К тому же, поверх устраиваемого укрепленного основания возможна укладка защитного слоя или асфальтобетонного покрытия, а модификация верхней части полотна грунтовых улиц и городских дорог позволяет исключить трудоемкий технологический процесс по замене слабых, пластичных грунтов на песчано-гравийные смеси без увеличения высотных отметок земполотна в условиях городской застройки.

На белорусских дорогах у водителей давно вошло в привычку высказываться о мастерах, которые асфальтировали дороги. На самом деле не всегда виноваты дорожники. В печальную статистику ДТП немалую лепту вносит устаревшая строительная техника, не способная обеспечить должный уровень качества строительства дорожного покрытия. Асфальтоукладчики и катки — это механизмы, от которых в большой степени зависит уплотнение, ровность покрытия и соответствие уклонов, а также долговечность покрытия. Основным отличием, кроме производительности, одного асфальтоукладчика от другого является тип ходовой части, которая может быть как гусеничной, так и колесной. По информации столичного дорожного ведомства, гусеничный тип предпочтительней при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя, укладке холодных и крупнозернистых смесей, а также на асфальтоукладчиках, занятых на больших объемах работ. В силу этого гусеничные асфальтоукладчики чаще всего применяются при строительстве дорог, а также взлетно-посадочных полос и дорожек аэродромов. Асфальтоукладчики Titan-326 и Super-600 оснащены трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатое изменение скорости и реверсивное движение машины в рабочем и транспортном диапазонах. Благодаря точному позиционированию рабочих органов обеспечиваются требуемые параметры укладываемого слоя покрытия — толщина, уклоны, требуемое предварительное уплотнение даже при укладке очень тонких слоев. Трамбующие брусья с регулируемым ходом и частотой ударов позволяют проводить предварительное уплотнение материала. Выглаживающая плита производит дальнейшее доуплотнение и формирование структуры поверхности слоя, чему способствует дополнительно наличие вибратора. Окончательное уплотнение осуществляется прессующими планками, контактирующими с материалом укладываемого слоя постоянно. Подобная система уплотнения особенно эффективна при устройстве слоев с неравномерной толщиной. Трамбующие брусья и прессующие планки изготавливаются из износостойкой стали. Выглаживающие плиты изготавливаются из высокопрочного и износостойкого материала, имеют форму, позволяющую добиться равномерного износа.

Современные асфальтоукладчики отличаются от своих предшественников в области систем контроля и управления. Не последнюю роль в этом сыграли резко возросшие требования к ровности покрытий, обусловленные, в свою очередь, сильно возросшими скоростями движения и интенсивностью транспортных потоков. Например, вышеуказанные асфальтоукладчики оборудованы автоматическими системами нивелирования, позволяющими даже на строительных участках большой протяженности получать требуемое качество поверхности укладываемого слоя, его толщину и необходимые поперечные уклоны независимо от ровности основания. В автоматическую систему нивелирования входят датчик с лыжей для механического слежения за базовой поверхностью; датчик с рычажным щупом для механического слежения за предварительно натянутой копирной струной; ультразвуковой датчик для бесконтактного слежения за любой базовой поверхностью; широкополосный лазерный датчик высоты. Удобные системы управления укладчиками позволяют максимально упростить рабочий процесс и повысить качество выполняемых работ. Для качественного уплотнения материалов конструктивных слоев дорожных одежд созданы новые поколения катков с высоким уровнем комфорта для оператора, большим диапазоном рабочих скоростей. Например, для уплотнения асфальтобетонов и полусвязных материалов применяется каток на пневмошинах AP-240 с возможностью выбора рабочей массы в зависимости от выполняемой работы от 10 до 24 тонн, имеющий двойное управление и автоматическую коробку передач. Благодаря перекрывающимся следам колес пневмокаток AP-240 позволяет получать чистую и гладкую поверхность при укатке асфальтобетонных покрытий. Комбинированный сочлененный каток HD-90 объединяет в себе производительность виброкатков со сминающим действием пневмокатков. Эффект смятия, присущий пневмоколесам, дополнительно улучшает замыкание пор на поверхности. Катки HD-90 отличаются высокой способностью преодолевать подъемы. Применение HD-90 представляет возможность достигать оптимального уплотнения благодаря разумной технике контроля.

Контролируемое уплотнение намного эффективнее и экономичнее, чем практиковавшееся ранее уплотнение с взятием выборочных проб и базирующееся на количестве проходов катка по одному следу. Использование оборудования, контролирующего степень уплотнения, имеет ряд преимуществ: получение равномерного уплотнения, в том числе и при укатке многослойных конструкций, а также гарантии достижения требуемой степени уплотнения благодаря постоянной индикации степени уплотнения. Помимо этого, данная техника проста в эксплуатации и обслуживании. Применение системы динамического плотномера позволяет контролировать мгновенную степень уплотнения в данном месте. Более сложная электронная система может выводить степень уплотнения в графическом виде на дисплей оператора по следам (проходам) катка (разными цветами выделяются хорошо уплотненные области и области, где необходимо дополнительное уплотнение), скорость катка, частоту вибрации, другие данные с сохранением их на электронных носителях, представляя возможность полного контроля за процессом уплотнения. В «Горремавтодоре» подчеркнули, что технологический процесс устройства асфальтобетонных покрытий включает подготовку основания, укладку асфальтобетонных смесей и уплотнение уложенного слоя асфальтобетонного покрытия и контроль качества. Перед началом производства работ выполняется обустройство дорожными знаками участка дороги для обеспечения безопасности движения транспортных средств, пешеходов и самих работников. Затем автомобилями-самосвалами на объект доставляется смесь, которая подается в бункер асфальтоукладчика. Перед укладкой асфальтобетонов выполняются разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной ширины покрытия, поперечные уклоны и прямолинейность кромок.

Укладка смеси производится на основании норм по укладке дорожных покрытий. Как правило, смесь распределяется асфальтоукладчиком на всю ширину проезжей части, так как это экономично, но реально производится по полосам в пределах 300 м. Первоначально осуществляются работы по подготовке основания, далее производят его профилировку и доуплотнение катком. Работы по подготовке основания зависят от его вида: укрепленное или неукрепленное. Подготовку неукрепленного основания ведет бригада, состоящая из автогрейдера, катка, дорожных рабочих. Подготовку укрепленного основания производит бригада из 4 человек с помощью поливомоечной машины и автогудронатора. На балансе УП «Горремавтодор Мингорисполкома» числится 232 единицы машин и механизмов, а также улицы общей площадью 1402,4 тыс. м2, 39,43 км ливневой канализации. Среднесписочная численность рабочих и служащих УП «Горремавтодор Мингорисполкома» — 850 человек. Огромный опыт работы и наличие развитой производственно-технической базы позволяет осуществлять на высоком уровне различные виды работ — в частности, производить хранение, техническое обслуживание и ремонт практически всех видов грузовых машин и специальной коммунальной техники, выполнять все виды работ по очистке, текущему и капитальному ремонту улиц, тротуаров, мостов, подземных пешеходных переходов и систем ливневой канализации.

Подготовили Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость