Конференция по легким штукатурным системам утепления

Продолжение. Начало в СиН №20

23-24 мая в Минске прошла 4-я международная научно-техническая конференция "Растворы сухие строительные и композиции защитно-отделочные" на тему "Основы обеспечения долговечности легких штукатурных систем утепления". В данной публикации завершается изложение самых интересных выступлений, прозвучавших в первый день указанного мероприятия.

Эдуард ДОЛГИЙ, директор НТЦ ООО "Полирем" (Киев, Украина):


— По данным украинской Ассоциации производителей сухих строительных смесей, в Украине за год выпускается 600-650 тыс. тонн таких смесей. Но, по нашему мнению, в стране производится около 250-300 тыс. тонн. Важно еще, что понимать под термином "сухие строительные смеси". В Украине по сравнению с Беларусью сложнее со статистикой. У нас все производители частные. И их данные не всегда стыкуются с положением дел на рынке.

Нас и Беларуси коснулось резкое повышение цен на энергоносители. И системы теплоизоляции зданий (лучшая из них — система скрепленной теплоизоляции) получили второе дыхание. В Украине выделено отдельное министерство жилищно-коммунального хозяйства, мы с ним тесно сотрудничаем. Анализ энергопотребления в Украине показывает, что около 40% энергоресурсов расходуется на обогрев зданий. Причем эта цифра в основном относится к зданиям, построенным в 1960-1990 гг.

У нас другая ситуация по машинному нанесению смесей. Наши дома строятся в виде коробок, а отделка поручается отдельным частным фирмам. Продвинутые фирмы работают исключительно с машинным нанесением. Фирмы "гаражного" типа работают вручную. Кстати, производительность труда при машинном нанесении повышается, в зависимости от вида работ, в 2-10 раз. Но один серьезный руководитель заявил мне: "А зачем оно мне нужно! Я возьму 20 приезжих украинцев — и все". Но хорошие из них уедут за рубеж, делать машинную отделку, а плохие будут портить отделку здесь.

70% всей теплоизоляции зданий — это системы скрепленной теплоизоляции. Кстати, в Германии в 1957 г. здания начали утеплять так с помощью пенополистирола, и они стоят до сих пор. В Киеве практически все дома делаются со скрепленной теплоизоляцией. Весь процесс устройства нашей фирменной системы "Полирем" расписан по операциям в своеобразной смеси технических условий и технологической карты. Этот документ сначала даже не хотели регистрировать в органах Госстандарта. У нас четко расписано, как должно контролироваться качество операций. Эти проверки обязательно документируются.

Наша практика показала, что цветные штукатурки, их окраска, сильно зависят от субъективного фактора. В любом случае на всем фасаде вы не получаете одного и того же цвета. Кроме того, цветная штукатурка через полгода теряет свой товарный вид. А менять, сбивать ее нельзя. Покрывать новым слоем тоже нельзя, ведь толщина штукатурки ограничивается прочностью утеплителя. Значит, надо красить. Зачем же красить цветную штукатурку по грязи, когда можно красить белую штукатурку в заданный цвет? При этом начисто исключается указанный субъективный фактор. К тому же окрашенная штукатурка хорошо моется. Она живет 5 лет? Так покрасьте ее через 5 лет. Все равно это будет дешевле, чем цветная штукатурка.

О пенополистироле и минераловатных плитах. Преимущества пенополистирола нельзя оспаривать. Это и очень высокий показатель термосопротивления, и очень хорошая водостойкость, и легкость. На малоэтажных зданиях можно обходиться и без его механического крепления. Говорят, пенополистирол горючий. С этой точки зрения, конечно, лучше негорючее минераловатное волокно. Но оно не применяется в системах утепления. Применяются плиты, которые укрепляются синтетическим связующим, а оно разлагается при температуре 160-180 градусов. И ароматы от него идут не более приятные, чем от пенополистирола. Мы испытывали фрагменты системы утепления и с пенополистиролом. Надо сказать, мы требуем для систем скрепленной теплоизоляции пенополистирол марки не ниже 25, а то и 35 или 40, и минераловатную плиту марки не ниже 150. Минераловатная плита имеет высокое влагопоглощение. У нас оба фрагмента, действующих в системе, получили степень горючести Г1. Пожарные с этим согласились.

Стоимость системы "Полирем" — 40-50 долларов за кв. метр, в зависимости от вида утеплителя и проч. Мы делали ее испытания в климатической камере — долговечность не менее 36-40 лет. Окупаемость системы при проведении всего комплекса работ по тепловой модернизации (замена окон, утепление подвалов и т.д.) — 5-7 лет.

Александр КНЫРОВИЧ, генеральный директор ООО "Сармат" (Минск):

— Ключевая тема конференции — ситуация с цементом. У нас в этом году попробовали административным образом распределить цемент по географическому принципу, но реально цемент с предприятий теми компаниями, которые были заявлены, не выбирался. Кому и зачем это было надо, мне не очень понятно. При том, что производство сухих строительных смесей в республике требует 5 или 6% всей мощности наших цементных заводов. По нашим оценкам, в 2006 г. объем модифицированных сухих смесей в Беларуси составил 230 тыс. тонн.

Стадия стабилизации нашего рынка утепления началась с 2003 г. Если тогда его объем был 1 млн кв. метров, то в 2006 г. он составил 1,8 млн кв. метров. Не могу пройти мимо допуска к применению пенополистирола. По нашим данным, если в 2004 г. объем систем утепления с пенополистиролом составил 9%, в 2005 г. — 30%, то по прогнозу на 2007 г. (и по данным на май эти прогнозы сбываются) — 64%. Смею предположить, что в ближайшем будущем 80% утепления будет с пенополистиролом.

В 2005 г. решениями Минстройархитектуры был смещен акцент с проектировщика на подрядчика. Т.е. проектировщик должен указывать в проектной документации только обезличенную систему утепления: тип системы, объем работ. В дальнейшем заказчик, проводя тендер, выбирает систему утепления, и выигравший тендер подрядчик самостоятельно оплачивает разработку рабочей документации по своей системе утепления. В Беларуси строительных организаций, имеющих лицензию на производство теплоизоляции, больше 1000. Реальных компаний, работающих на этом рынке, сотни.

О минимально допустимых требованиях к качеству материалов. Сегодня компания "Хенкель", построив завод в Заславле, выпускает очень качественные материалы, которые дороже других на 30%. Но если заказчик допустит превышение над требованиями сметы, минимально возможными, то контролирующие органы не дадут ему спокойно спать. Это сказывается на том, что производители стремятся не к улучшению качества продукции, а к тому, чтобы соответствовать минимально допустимым требованиям.

Решение об обезличенности систем утепления вызвало для проектировщиков множество проблем. Заказчик, получив проектную документацию, проводит тендер, рассчитывая через неделю начать работу. Компания, которая выиграла тендер, приходит разрабатывать проектно-сметную документацию на конкретное утепление — и тут начинается: кто будет проводить авторский надзор, нужно ли по-новому проходить экспертизу по проекту утепления и т.д. и т.п. Словом, возникает множество процедурных вопросов, которые никаким регламентом не определены. Во-первых, они отодвигают начало работ на месяцы. Во-вторых, мы столкнулись со следующим. Мы написали записки в республиканскую, городскую и областную экспертизы на тему: надо ли по нашему рабочему проекту проходить экспертизу. Счет 2:1. Единого мнения нет.

О бюджетном финансировании. Сегодня тепловая изоляция на 90% привязана к бюджету. Значит, каким будет бюджет, такой будет и теплоизоляция. Эта ситуация в Польше выглядит по-другому. Там задача решается на основании окупаемости проектов, государство сформировало специальный фонд. Собственник, кондоминиум или частный гражданин заказывает энергоаудит у лицензированной организации. Она выносит свое решение. Не как у нас: давайте повысим сопротивление стен теплопередаче с 0,8 до 2,5 м2•°С/Вт. А так: сейчас расход тепловой энергии в здании, например, 150 кВт•ч/м2 в год, но если выполнить мероприятия по тепловой модернизации, расход снизится, например, до 70 кВт•ч/м2 в год; при этом кредит обойдется во столько-то, государство покроет стоимость тепловой изоляции на 20%, и через 7 лет, после выплаты кредита, стоимость отопления будет в 2 раза меньше. В 2005 г. на эти цели в Польше было потрачено 150 млн долларов. Если бы наш Минжилкомхоз (мы бы ему помогли) задумался о реализации такой схемы, это бы сильно изменило ситуацию на рынке утепления зданий. Впрочем, мы, как граждане, сегодня оплачиваем 41% стоимости жилищно-коммунальных услуг, и прямого стимула утепляться у нас до сих пор нет. Второе — у нас отсутствует как таковой заемщик. Товарищества собственников жилья не созданы, а ЖРЭО трудно рассматривать как заемщика. В этом деле нет системы.

Интересный факт по поводу стоимости минеральной ваты. У меня до сих пор возникает вопрос, каким образом, вложив 17 млн долларов в гомельское производство качественной белорусской минваты, мы получили удорожание этого продукта, а не удешевление. В 2005 г. импортная минвата стоила 165 долларов, а сегодня столько же стоит отечественная. Импортная же минвата, в результате наших действий, стоит 250 долларов.

Роман КУЗЬМИЧЕВ, канд. техн. наук, зав. лабораторией института НИПТИС:

— Научно-техническим советом Минстройархитектуры признано целесообразным увеличить нормативные сопротивления теплопередаче: наружных стен — до 3,2 м2•°С/Вт, покрытий — до 4,2-6,0 м2•°С/Вт. Сегодня в Беларуси делается порядка 1 млн кв. метров легких штукатурных систем в год. Их разрушения, вызванные в основном нарушением технологии, наблюдаются на единичных объектах. Причины разрушений — это также применение красок с низкой паропроницаемостью, нанесение штукатурок с низкой прочностью, нарушение правил армирования, использование непрочных утеплителей и т.д.

Важнейшим фактором, обеспечившим качество, стал принцип закрытости систем утепления, введенный в 2000 г. Нормирование каждой системы утепления в отдельности было введено именно в целях обеспечения необходимого качества теплоизоляции. Сегодня сложилась достаточно четкая практика допуска систем утепления в массовое строительство. Это, во-первых, разработка материалов, технических решений и рекомендаций. Во-вторых, экспериментальная апробация системы. Затем проводится технический мониторинг системы, и только после этого выполняется разработка и утверждение нормативных документов на систему. После прохождения всех этих этапов система утепления может применяться в массовом строительстве.

Анкера, устанавливаемые в системе, в первую очередь предназначены для предотвращения расслоения минераловатных утеплителей, поэтому при использовании пенополистирольных утеплителей, минераловатных ламелей и пеностекла установка анкерных устройств некоторыми нормативными документами сегодня не предусматривается. Для обеспечения нормальной работы системы с анкерами прочность утеплителя на растяжение должна быть не менее 12 кПа, в системах без анкеров — не менее 50 кПа. Прочность утеплителя на сжатие во всех системах должна быть не менее 40 кПа. Несколько завышенные, на первый взгляд, требования к прочности утеплителей объясняются тем, что в процессе эксплуатации их прочностные свойства могут снижаться в 2-3 раза. Согласно нормам, клей, используемый в армированном слое, должен в любом случае иметь коэффициент паропроницаемости не менее 0,02 мг/(м•ч•Па). В то же время, как показывают исследования, для тепловой изоляции подосновы из кирпича или тяжелого бетона коэффициент паропроницаемости армированного слоя может быть снижен до 0,01 мг/(м•ч•Па). При использовании минераловатных утеплителей желательно иметь не менее 0,03 мг/(м•ч•Па), а для паропроницаемых подоснов из газосиликата и керамзитобетона — не менее 0,06 мг/(м•ч•Па).

Бытует не совсем правильное мнение о дублировании одной и той же конструкции легкой штукатурной системы под различными названиями. На самом деле практически каждая система утепления имеет свои решения конструктивных узлов. Это связано в первую очередь с уникальным практическим опытом разработчиков, марками и типами материалов.
Новые решения легких штукатурных систем появятся при переходе на новые нормативные сопротивления теплопередаче — больше 3 м2•°С/Вт. При этом проектировщики столкнутся с проблемой требований по паропроницанию. Так уж устроены белорусские нормы, что с увеличением сопротивления теплопередаче требования к сопротивлению паропроницанию у нас возрастают. И на многих подосновах минераловатные утеплители из-за их высокой паропроницаемости просто не смогут применяться. Пенополистирол будет проходить по паропроницанию, но здесь на первый план выходят показатели модуля упругости и ползучести этого материала. Сегодня они не нормированы и фактически не исследуются. Однако при увеличении толщины утеплителя с 5-6 см до 12-15 см данные показатели станут определяющими. Может произойти так, что единственно приемлемым по нашим нормам утеплителем станет экструдированный пенополистирол. Но это практически будет означать прекращение использования легких штукатурных систем и переход, скажем, на вентилируемые системы.

Никого не должно смущать обилие нормативных документов и наличие норматива на каждую систему утепления. Именно при разработке норматива система проходит всестороннюю проверку на качество. На мой взгляд, сегодня возникла необходимость распространения такого подхода и на кровли, и на другие конструкции.

Заглянем немного вперед. Понятно, что завтра или послезавтра жизнь заставит нас проектировать и строить энергоэффективные дома с сопротивлением ограждающих конструкций теплопередаче 4-6 м2•°С/Вт и более. Понятно, что для этого не подойдут ни газосиликат, ни кирпич, ни керамзитобетон. Смею предположить, что основной конструкцией стен в Беларуси станут сайдинги с эффективным минераловатным утеплителем. Такие ограждения толщиной 30 см позволяют получить сопротивление теплопередаче более 6 м2•°С/Вт.
В 2000 г. НИПТИС совместно с БНТУ разработал методику испытания легких штукатурных систем утепления на долговечность. Исследования показали, что значительно изменяется прочность и теплопроводность утеплителей, адгезия, водопоглощение и ударостойкость. Остается одна проблема в данной методике — как сопоставить старение образцов в лаборатории с фактическим старением системы на объекте. Для решения этой задачи необходимо произвести ряд вскрытий систем утепления на непроблемных зданиях, выполненных в различное время. Конечно, никто не позволит сотрудникам НИПТИС делать такие вскрытия. Для выполнения данных работ я хочу обратиться за помощью к держателям систем утепления: "Радексу", "Сармату" и др.

Владимир ДУБРОВСКИЙ, председатель правления белорусской Ассоциации производителей сухих смесей и систем теплоизоляции:

— Центр тяжести по системам утепления переложили на подрядные организации и на разработчиков систем утепления, но механизма контроля системы, когда, например, систему "Радекс" делают в Волковыске, нет. Никто о таких вещах разработчика в известность не ставит, и вряд ли что-то можно проконтролировать. Нас ведь вызывают на объекты, когда что-то происходит, а не тогда, когда делается система утепления. Тут есть некая неувязка между ответственностью и механизмом контроля системы. Поэтому нужно это нормативно закреплять — то ли письмом министерства, то ли иным документом.

Продолжение следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2007 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость