Вода сворачивает и разворачивает мост

Для чего мостовику знать гидравлику? Общеизвестно: перед началом проектирования моста через водоток необходимо рассчитать отверстие моста и ряд других характеристик, знание которых необходимо и тем, кому предстоит данное сооружение строить, и тем, кто будет его эксплуатировать. Только ли для этого?

Берега одного из каналов Паддингтонской бухты (Лондон) соединяет пешеходный мост, сворачивающийся в стоящую на одной из своих граней правильную восьмигранную призму (отдаленно это напоминает колесо высотой в два человеческих роста). Сворачивание-разворачивание пролетного строения осуществляется с помощью гидравлических домкратов (реализован принцип гидравлического удара). Но — по порядку. Дизайн-бюро Heatherwick Studio (Лондон), созданное в 1994 г. Томасом Хизэрвиком, работает в таких направлениях, как архитектура, скульптура, городская инфраструктура, малые формы, продуктовый и выставочный дизайн. На счету бюро — целый ряд уникальных проектов, в том числе Rolling Bridge, о котором идет речь. Мост через судоходный Grand Union Canal расположен в пределах нового квартала, застроенного жилыми и офисными зданиями, а также магазинами. Обычно для того, чтобы иметь возможность периодического пропуска судов, мост устраивается разводным (с подъемом двух полупролетов, что свойственно более крупным мостам) или подъемным (в данном случае все пролетное строение поворачивается относительно одной из опор; как правило, такое решение используется для управления пешеходными мостами). А вот в Паддингтоне реализован более компактизирующий подход с шарнирным членением 12- метрового пролетного строения на восемь полутораметровых звеньев. Когда пролетное строение полностью свернуто и представляет собой правильный октагон, его концы соприкасаются.

Каждая из восьми секций представляет собой стальной каркас, заполненный деревянной декой. Вышеупомянутые гидродомкраты встроены в перила между каждыми двумя соседними секциями. Создаваемое гидродомкратами давление струи воды аккуратно приподнимает перила из пазов, после чего секции складываются. Устройство, принцип действия которого использован Томасом Хизэрвиком и его коллегами (гидравлический таран), было изобретено еще в конце XVIII в. Работает оно следующим образом (см. рисунок). Вода поступает в гидродомкрат по трубе 1. При этом ее напор удерживает клапан 4 закрытым, открывая клапан 5. Вода заполняет сосуд 6 до тех пор, пока давление сжатого воздуха в нем не уравновешивается давлением воды. Тогда клапан 5 захлопывается под собственной тяжестью. Теперь достаточно один раз отпустить клапан 4, резко надавив на него, и дальнейшее участие человека уже не требуется. Вода начнет интенсивно поступать из трубы 2. Под напором воды клапан 4 закроется, и резкое повышение давления воды (это и есть гидравлический удар) снова откроет клапан 5, еще сильнее подняв уровень жидкости в сосуде 6. В итоге работы тарана вода будет изливаться из трубы 3 на уровне, намного превышающем уровень водоема. Толчки же, вроде бы неизбежные при протекании воды по устройству, смягчаются сжатым воздухом в сосуде — напорном резервуаре.

После появления данного изобретения гидравлические тараны широко применялись для закачки воды на высоту, в том числе и при устройстве фонтанов. Весь процесс сворачивания пролетного строения длится около 2,5 минут. Rolloing Bridge был возведен компанией Littlehampton Welding Ltd (Литтлхэмптон, графство Западный Сассекс), специализирующейся на изготовлении металлоконструкций (часто декоративных) и строительстве с их использованием пешеходных мостов, элементов фасадов, лестничных маршей, различных ограждений и много чего еще. Компания успешно участвует в тендерах, связанных с устройством и восстановлением защитных покрытий металлоконструкций (то есть металлизации). Все участники инновационного проекта являются лауреатами British Structural Steel Award за 2005 г. А пешеходное движение по Rolling Bridge открывается на выходные — каждую пятницу в полдень.

По материалам Heatherwick Studio

подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2007 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость