Старый дом оставил свой отпечаток

Местом реализации проекта, о котором сегодня пойдет речь, является Австралия, а именно окраина старого района Мельбурна — улица Тайсона.

Ничего выдающегося. Вокруг крошечные одноэтажные коттеджи невзрачного вида, тем не менее, район считается историческим наследием и соответствующим образом охраняется городскими органами самоуправления. Из этого следует, что втиснуть между этими домишками постройку, нарушающую общую стилистику района, не позволено ни местным олигархам, ни коммерческим структурам независимо от их значимости. Владельцы недвижимости в этом заповедном районе непременно сталкиваются с трудностями при реконструкции и, тем более, при сносе домов. Эти обстоятельства не остановили собственника одного из вконец обветшавших строений, вознамерившегося снести старый дом и построить на его месте современный двухэтажный особняк. Проектирование его было доверено местным архитекторам из бюро Jackson Clements Burrows Architects.

Заказчик сразу же заявил, что не хочет никаких разбирательств с хранителями исторического наследия. Они, в свою очередь, согласились с тем, что дом не является памятником архитектуры или чем-либо в этом роде. Однако городские власти заявили, что "здание вносит существенный вклад в городской пейзаж", и новый дом должен по форме, масштабам и деталям гармонировать с окружающими строениями — точно такими же крошечными одноэтажными. Разумеется, оказавшиеся меж двух огней архитекторы были вынуждены напрячь фантазию. Решение оказалось простым и изящным, даже каким-то само собой разумеющимся. Однако компромисс устроил всех. Проект получил незатейливое, но вполне подходящее название — "Старый дом". Суть решения в том, что старый дом перед сносом, вместе с соседней стеной, деревьями и небом, сфотографировали. Потом снимок напечатали в полный размер и установили в точности на место снесенного строения, закрыв стеклянной стеной как витриной. Над технической стороной особо не мудрствовали. Никаких фокусов с переориентацией картинки для создания иллюзии при просмотре с разных сторон нет. Проекцией тут и не пахнет. "Правильный вид" новый Старый дом имеет только с одной точки — если стоять к нему лицом, верхушка эвкалипта с фотографии совпадет с живым деревом. За стеной из стекла, конечно же, скрывается стена обычная. А уже за ней, как за нарисованным очагом в книжке про Буратино, скрывается шикарный двухэтажный особняк со всей современной начинкой. Причем стеклянный фасад имеет вполне определенное практическое предназначение — в нем скрыты ворота гаража на две машины. Входная дверь почти совсем не замаскирована, но это не слишком бросается в глаза. А вот почтовый ящик перед ней закамуфлирован — ему достался кусочек сфотографированного сайдинга.

По признанию проектировщиков, этот проект явился ответной реакцией на трудности, возникающие при создании архитектуры на участках, являющихся историческим наследием. Архитекторы хотели показать, какие проблемы возникают в процессе одобрения их замыслов каждой из заинтересованных сторон. Кроме того, подобное решение можно расценить и как иронический жест, который может дать новый толчок дебатам о проектировании в охраняемых зонах. Свой Old House архитекторы выдвинули на конкурс Premier's Design Awards 2006 и даже вошли в шорт-лист, но в итоге никаких особых регалий не получили. Если примерить проект к нашей недавней действительности, напрашиваются неутешительные выводы. Мало того, что особенностей городских пейзажей никто не учитывал, так еще и настоящие памятники архитектуры — не чета домишку с улицы Тайсона — не раздумывая уничтожали. И никаких гигантских фотографий под стеклом не осталось.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2007 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость