Достижения и проблемы «Стройэкспо»

С 20 по 23 марта в Минске на улице Янки Купалы, 27 отработала 10-я международная специализированная выставка «Стройэкспо», получившая расширенное название – «Стройэкспо-2007. Белорусский строительный рынок предлагает». Организаторы решили, что оно точнее отражает суть данного мероприятия. «С каждой весной выставка набирает не только квадратные метры. Разнообразнее, качественнее, технологичнее становится вся экспозиция», – сказано в их пресс-релизе. И немалая доля истины в этом утверждении есть.

В общем и целом


На церемонии торжественного открытия выставки главными лицами стали заместители трех белорусских министров: архитектуры и строительства – Владимир Малец (не так давно он сменил на этом посту Леонида Соколовского), жилищно-коммунального хозяйства – Сергей Сушко, торговли – Александр Давыдов, а также директор Национального выставочного центра «БелЭкспо» (это устроитель выставки) Алексей Лазуко. В приветственном слове Владимир Малец подчеркнул, что перед строительной отраслью Беларуси в текущем году стоят серьезные задачи. Это, помимо прочего, и масштабное строительство экономичного и энергоэффективного жилья, и работа по введению в строй ряда новых высокотехнологичных производств, и возведение уникальных объектов, главным из которых является культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена». Выставка логично дополняет работу строительного комплекса Беларуси, отметил замминистра архитектуры и строительства.

«Стройэкспо-2007» провели в трех павильонах на 7800 кв. метров общей площади. В ней приняли участие 315 экспонентов, среди которых были и представители Австрии, Венгрии, Германии, Литвы, Польши, России, Словении, Украины и Франции. Среди постоянных участников выставки – ООО «Алютех», ОАО «Барановичидрев», ПРУП «Березастройматериалы», ОАО «Гомельстекло», ОАО «Минскжелезобетон», ЗАО «Парад», ООО «Сармат», СП ООО «Трайпл-Техно». Новые участники – Kingspan из Польши (производитель стеновых и кровельных сэндвич-панелей с теплоизоляцией из пенополиуретана или минеральной ваты), Polifoam из Венгрии (производитель химически сшитого пенополиэтилена), IT-Concept Software GmbH из Австрии (комплексные услуги в сфере компьютерного проектирования архитектурных объектов и дизайна – в частности, высококачественная визуализация архитектурных решений), «Инагропром» из Украины (национальный лидер по производству строительного крепежа), «Аби-Декор» из России (уполномоченный дилер по продажам сверхпрочного режущего инструмента производства немецкой компании ARTU) и другие. Экспозиции выставки охватили практически весь спектр актуальной строительной тематики: от отделочных материалов до вентиляционной техники.

Чтобы лучше понять конкретику «Стройэкспо», следует более подробно остановиться на отдельных участниках выставки.

Впервые на белорусской выставке

«Концерн Tarkett, мировой лидер в производстве напольных покрытий, впервые принимает участие в белорусской выставке. Оборот концерна по итогам 2006 г. – более 2 млрд евро. Мы дошли до того уровня, что открываем представительства в каждой стране Европы. Деятельность представительства российского ЗАО «Таркетт» в Беларуси – это в первую очередь развитие и координация деятельности дистрибьюторской сети», – отметил во время презентации на стенде руководитель представительства Андрей Жизневский (на фото). В Беларусь компания «Таркетт» поставляет бытовые и коммерческие покрытия из ПВХ, ламинат, паркетную доску, ковровые покрытия. Доля продукции марки Tarkett на белорусском рынке напольных покрытий превышает 50%. В прошлом году объем ее реализации составил более 15 млн евро, а в текущем году должен выйти за 20 млн евро. Бытовые напольные покрытия из ПВХ от Tarkett занимают в своем сегменте около 80% белорусского рынка. Срок службы этих изделий – не менее 15 лет, стоимость кв. метра – от 12 тыс. до 22 тыс. руб. На выставке были показаны новые коллекции Tarkett – линолеума на текстильной основе («Идиллия», «День и Ночь» и «Радуга») и линолеума на вспененной основе («Магия»). Эти материалы поступят в продажу в мае. Повышенное внимание к линолеуму отчасти объясняется делением белорусского рынка напольных покрытий: линолеум – 45%, керамическая плитка и ламинат – по 23%, ковровые покрытия – 7%, паркет – 2%.

Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Жизневский, в частности, сказал:
– Наш самый крупный заказчик прошлого года – могилевская областная больница. В рамках комплексных мероприятий по ее ремонту мы поставили продукции примерно на 500 тыс. евро;
– Коммерческие гомогенные и гетерогенные покрытия Tarkett производятся в Швеции, Люксембурге, Германии. Бытовые покрытия (линолеум) производятся как в России, так и в Германии;
– Мы бы с удовольствием организовали свое производство в Беларуси. Ведь она находится в центре Европы, и здесь проходят наиболее удачные логистические потоки. Но это долгосрочная перспектива;
– У нас 9 дистрибьюторов. Одни занимаются бытовыми напольными покрытиями, другие – коммерческими. Так потому, что эти сегменты рынка сильно различаются. Скажем, коммерческие покрытия в розницу не продаются;
– У нас есть разные ценовые классы продукции. Но вся она качественная. Например, МАПИД, занимающийся строительством социального жилья, использует максимально дешевый продукт. И 40% продаваемого в Беларуси линолеума Tarkett относится к низкому ценовому классу. Отмечу, что наш концерн, как крупный производитель, может позволить себе контролировать цену так, чтобы она была доступной потребителям;
– Дешевых коллекций ламината у нас нет. Потребители должны знать следующее. Если ламинат продается по цене ПВХ, это значит, что он некачественный и прослужит только 1,5–2 года;
– В нашей головной компании есть аналитический отдел, занимающийся изучением политического и экономического состояния тех территорий, на которых мы осуществляем продажи. В конце 2006 г. были опасения, что в Беларуси могут быть какие-то экономические проблемы. Однако в первом квартале нынешнего года наши продажи здесь идут даже с опережением планов.

Деревянный каркас – это все-таки хорошо

Стенд СООО «Каркасные строительные технологии», занимающегося проектированием, изготовлением и строительством деревянных каркасных домов, от отсутствия посетителей не страдал. Вместе с тем заметного распространения строительство малоэтажных домов на основе деревянного каркаса в Беларуси пока не получило. Возможно, «Стройэкспо-2007» поможет преодолеть национальный скепсис к подобным, весьма популярным на Западе, постройкам? Характерно, что совместная белорусско-британская компания «Каркасные строительные технологии», дислоцируясь в минской СЭЗ «Шабаны», работает как бы за рубежом. И лишь 10% своей продукции продает в Беларуси, остальное идет на экспорт. Кстати, массовое строительство домов с деревянным каркасом ведется в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга. Конек «Каркасных строительных технологий» – стропильные фермы пролетом до 30 м и балки перекрытий в виде ферм с параллельными поясами. Деревянные элементы ферм и балок, как и элементы стен, соединяются с помощью металлических зубчатых пластин (фото 2). Это самый надежный и прочный крепеж.

Что касается наружных стен, которые бывают и в панельном исполнении, то их каркас делается из досок сечением 150х50 мм. Шаг вертикальных стоек – 625 мм. При таком расстоянии между ними удобно размещать минераловатные плиты марки Paroc толщиной 150 мм. С наружной и внутренней стороны стена имеет черновую обшивку из влагостойкой ориентированно-стружечной плиты (OSB 3) толщиной 10 мм производства польской компании Kronopol. С внутренней стороны стены обязательна пароизоляция Jutafol 110D. Финишная отделка стен может быть в разных вариантах. К примеру, снаружи стены можно обложить лицевым кирпичом. Внутренние стены выполняются с каркасом из досок 100х50 мм.
Стоимость базового комплекта дома от «Каркасных строительных технологий» – 140 евро за кв. метр его общей площади. Стоимость дома под чистовую отделку – не менее чем 450 евро за кв. метр. Многие считают эту сумму завышенной, предполагая, что такое строение – нечто вроде времянки. Но это не так. Грамотно спроектированный, построенный и эксплуатируемый коттедж на основе деревянного каркаса способен прослужить и более 100 лет.

Предлагаются полнокомплектные здания из легких металлоконструкций

С их решениями от российской компании «Венталл», единственного в Европе производителя таких строений, можно было ознакомиться на стенде минского ООО «Белбытстрой» (фото 3). Там же сообщили, что совсем недавно компания «Венталл» вошла в состав корпорации Ruukki. Элементы несущего каркаса полнокомплектных зданий выполняются, как правило, из сварных двутавров переменного по длине сечения. Первый вариант стен – из сэндвич-панелей «Венталл-С» с обшивками из оцинкованной и окрашенной тонколистовой стали и утеплителем из минеральной ваты. Второй вариант – стены поэлементной сборки с обшивками из профилированного настила. Кровля тоже имеет два основных решения: из сэндвич-панелей, соединяемых «внахлест», и на основе профнастила. Подобные конструктивные решения применимы для промышленных зданий, складских терминалов, крытых рынков, выставочных комплексов, спортивных сооружений, супермаркетов и т.д.

Новейшая разработка компании «Венталл»– полнокомплектные здания для цехов, складов, мастерских и т.д. на основе сверхлегкого каркаса из оцинкованных S- и С-образных тонкостенных профилей «Спайдер-В» Их применение позволяет при минимальном весе конструкции добиться высоких прочностных и деформационных характеристик несущего остова. Конфигурация тонкостенных профилей дает возможность их предельно рационально упаковывать. Для перевозки комплекта здания полезной площадью 540 кв. метров требуется лишь один грузовик с 12-метровым полуприцепом. Система «Спайдер-В» – это своеобразный конструктор. Все элементы здания соединяются без сварки, на болтах. Поэтому его можно смонтировать и в чистом поле. Причем в определенных случаях даже без крана.

Любопытно, что интерес к полнокомплектным зданиям от Ruukki на «Стройэкспо-2007» проявили серьезные посетители и из Афганистана.

Новая упаковка и жидкие обои

На стенде российской компании «УРСА Евразия» приятная новость ожидала индивидуальных застройщиков. Теперь они могут покупать известный продукт – тепло- и звукоизоляционные маты из стекловолокна URSA Glasswool М-11(Г), предназначенные для устройства полов над холодными подвалами, а также междуэтажных и чердачных перекрытий, – в новой упаковке. Ее ширина – 600 мм, т.е. в 2 раза меньше, чем было раньше. Плюсы уменьшенного размера – такую стекловату можно перевозить даже в небольшом автомобиле, ею легче манипулировать и при небольшой площади изоляции отходов у нее меньше, чем в случае старой упаковки.

На стенде минского ЧПТУП «БелДекор» внимание не одного дизайнера по интерьерам привлекли жидкие обои PolDecor, являющиеся смесью хлопка, шелка и целлюлозы. Их используют для быстрой и несложной отделки офисов, ресторанов, жилых помещений, ванных комнат, лестничных площадок и т.д. Во время нанесения жидкие обои представляют собой эластичную массу, которая содержит примерно 2 л воды на кв. метр. Значит, при эксплуатации они способны впитывать большое количество влаги, не отслаиваясь при этом от стен и потолков. Жидкие обои также хорошо скрывают неровности покрываемой поверхности.

Не все проблемы носят фатальный характер

«Стройэкспо-2007» оставила двойственное впечатление. С одной стороны, она отличалась многолюдьем, среди посетителей было много глубоко знающих свои цели специалистов и пытливых студентов, некоторые экспоненты оформили красивые стенды, было показано много новых для Беларуси строительных материалов, технологий и решений. С другой стороны, выставка явила немало проблем. У одних из них объективный характер и их нельзя полностью разрешить в одночасье. Других же вполне можно было избежать.

Главная проблема первого рода – явный недостаток выставочных и вспомогательных площадей, а также мест для парковки автотранспорта. Поразительно, но в Минске нет ни одного приличного места для проведения крупных выставок. Видимо, поэтому у нас сравнительно много небольших строительных выставок. Мировой же опыт свидетельствует, что специализированных выставок не должно быть слишком много и им следует быть максимально большими. Разумеется, запланированное строительство нового выставочного комплекса поможет решить означенную проблему, но уже сейчас реально ее смягчить. Почему бы, скажем, весенний строительный смотр не проводить одновременно в двух местах на проспекте Победителей: в футбольном манеже, и в выставочном комплексе, организовав между ними движение автобусов-челноков? И места для парковки там найдутся, и условия для проведения семинаров и конференций в тамошнем комплексе хорошие.

Проблемы второго рода породили как организаторы выставки, так и ее участники. Скоротечной и недостаточно торжественной вышла церемония открытия. А церемонию закрытия провели намного раньше указанного поначалу времени. Поэтому не всем желающим удалось на ней побывать. В первый день работы выставки еще продолжался монтаж некоторых стендов. И наоборот – едва начался последний день работы, как многие участники принялись свертывать свои экспозиции. Значит, фактически выставка нормально функционировала немногим более двух дней. Некачественно вещала радиосистема, было много ненужного шума, в т.ч. музыкального. Это мешало вести разговоры и переговоры. Стенды в основном были небольшие, а значит, ограниченно информативные. К тому же в большинстве своем рекламно-информационные материалы экспонентов оставляли желать много лучшего. Посетителям не везде хватало свободного пространства, и часто создавалась толчея. Усугублялась она на входе, где открытой была почему-то лишь одна дверь. Притом в «стекляшке» (павильон А) порой царила духота.

Словом, есть еще над чем работать и организаторам, и участникам «Стройэкспо».

Дмитрий ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2007 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость