Дом как промышленное изделие

"Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью. Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию труда". (Ле Корбюзье)

Красиво, динамично и вполне в духе нашего времени. Интересно, как далеко могут зайти архитекторы в своем стремлении упростить жилище и, отсекая все лишнее, создать максимально функциональную "машину для жизни". Уже сегодня некоторые из них, возведя идеи гениального Ле Корбюзье в абсолют, приспосабливают свои дома к минимальным потребностям трудоголиков, приходящим домой только на ночлег. Именно их усилиями идеи миниатюризации и высокой технологичности постепенно проникают в жилищное строительство. Дальше других здесь пошли японцы. Для многих путешественников, особенно для одиноких командировочных, гостиница — место, где стоит кровать, на которой следует спать. Необходимость платить за неиспользуемые метры японская индустрия гостеприимства ликвидирует, предлагая постояльцам капсульные отели.

В распоряжении токийских гостиниц Fontaine Akasaka и Shinbashi номерные фонды, состоящие из сотен номеров-пеналов площадью всего около 3 м2. Датское проектное бюро N55 разработало модульное жилье Micro Dwellings также исходя из минимальных потребностей человека в жилом пространстве. Модули-многогранники Micro Dwellings, правда, более объемны — их площадь около 5 м2 — здесь можно ходить не нагибаясь и обставлять комнаты компактной мебелью. Модули соединяются между собой переходными устройствами и комбинируются, составляя многокомнатные дома, а также разбираются, если члены семьи хотят отдохнуть друг от друга. По замыслу разработчиков, Micro Dwellings могут стать, например, основой жилых инопланетных станций. Пока же концептуальные сооружения, представленные в конце 2006 года, заинтересовали вполне земных инвесторов, сохраняющих анонимность. На основе разработок N55, возможно, будут созданы модульные конструкции для работы и проживания человека в неподходящих для жизни условиях — например, под водой. Технология M-vironment архитектора Майкла Янтзена предназначена для обычных землян и уже реализована. Правда, пока в единственном проекте. Основу здания гостиницы M-house под Лос-Анджелесом составляют несколько пространственных конструкций из труб. К ним крепятся взаимозаменяемые панели. Они бывают тяжелыми и утепленными, легкими и прозрачными — в зависимости от того, какую функцию им хочет делегировать проживающий. Конструкции поворачиваются в нескольких направлениях и дают возможность превращать комнаты в открытые веранды, а микроспальни — в гостиные. Трансформация капитального каркаса с помощью легкой техники может полностью изменить геометрию здания и нарастить его новыми модулями. Сейчас M-house выступает полигоном, на котором бизнес-партнеры Майкла Янтзена изучают перспективность организации сети гостиниц-трансформеров. О массовом строительстве жилых домов на основе технологии M-vironment речи пока не идет.

В отличие от этих футуристических разработок европейских архитекторов, японские капсульные отели давно и успешно зарабатывают. Их контингент — торговые агенты и бизнесмены, привыкшие экономить на комфорте. Среди постояльцев также велик процент припозднившихся клерков, которым проще переночевать в Fontaine Akasaka, чем добираться до своего загородного дома. При цене от $25 в сутки номера-пеналы пользуются высоким спросом. Возможно, в недалеком будущем, когда средний класс окончательно поселится в офисах, "кладовки для людей" станут востребованным видом недвижимости. Неужели когда-нибудь дом — последний оплот консерваторов, уважающих капитальность и комфорт — окончательно утратит последние функции "крепости", а вместе с ними — и свою индивидуальность? Кажется, Корбюзье говорил не об этом.

Совсем по-иному подошли к созданию высоко технологичного жилья в китайской провинции Юньань. Здесь закончено строительство необычной виллы по проекту швейцарского бюро HHF architects и известного китайского художника Айя Вейвея. План нового дома для гостей в комплексе гольф-клуба близ города Лицзян образован из нескольких пятиугольников. Их свободное соединение друг с другом предоставило возможность архитекторам включить в пространство постройки небольшие дворики с растущими там деревьями. Это позволило оживить интерьер виллы игрой света и тени, соединить его с окружающим природным пространством и дало название постройке — "Древесный дом". Свободное присоединение одного модуля-пятиугольника к другому позволит в будущем легко расширить сооружение до необходимой величины, если в этом возникнет необходимость. Дом частично нависает над поверхностью озера, и именно на этот водоем выходит его "главный фасад", если можно так говорить о постройке с таким многогранным объемом. В качестве фона для виллы служат снежные вершины гор с противоположной стороны. Сложная форма здания противопоставлена простоте использованных материалов (бетон и древесина лиственных пород деревьев темных оттенков) и минимуму декора.

Людмила АЛЕКСЕЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2007 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость