Энергобезопасность: состояние, проблемы, перспективы

В настоящее время перед большинством стран мира возникают серьезные угрозы глобального характера, тесно связанные с проблемами обеспечения собственной энергетической безопасности. Они вызваны такими объективными и субъективными причинами, как истощение разведанной ресурсной сырьевой базы, удорожание добычи и транспортировки нефти и газа, а также угрозы актов терроризма на объектах энергетической сферы, экологические проблемы.

Исторически сложившийся в развитых странах нерациональный энергетический баланс с преобладанием твердых и жидких видов минерального топлива, избыточный уровень энергопотребления, к которому быстро подтягиваются развивающиеся государства, привели к стремительному росту импорта энергоресурсов, взрыву мировых цен на углеводородное сырье, усилению финансовых потоков, обслуживающих данную сферу. Уже сейчас закладываются основы для нового витка усиления конкурентной борьбы между развитыми странами (США, Япония, западноевропейские государства) и новыми индустриальными государствами (Китай, Индия, Бразилия) за преимущество доступа к истощающейся сырьевой базе. В мире, который характеризуется усиливающимися взаимовлиянием и взаимозависимостью, энергетическая безопасность будет впредь во многом зависеть от того, как государства выстроят свои отношения друг с другом — на двусторонней или многосторонней основе. Сегодня задачи надежного и всестороннего обеспечения безопасности в энергетической сфере приобретают особую актуальность и для нашей страны. От ситуации на рынке обеспеченности государства энергоресурсами в полном объеме и на приемлемых условиях во многом зависит как дальнейшее развитие отечественной экономики, так и рост благосостояния народа, общая социально-экономическая стабильность в стране. Главное на современном этапе для белорусского государства — уйти от сырьевой зависимости, максимально ослабить привязку к зарубежным энергоносителям. Следует постоянно отслеживать динамику изменения цен на энергоресурсы, строить среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Это необходимо органам государственного управления для правильного построения энергетической политики и минимизации возможных негативных последствий. В данной ситуации особое значение приобретает развитие в стране альтернативной энергетики, а в более широком аспекте — выработка на обозримую перспективу новой альтернативной энергетической стратегии. Ее целью должно стать существенное уменьшение зависимости белорусской экономики от зарубежных нефтегазовых энергоносителей, расширение и диверсификация источников их поставок, переход к использованию возобновляемых энергетических источников.

Альтернативная энергетическая стратегия предполагает, во-первых, популяризацию и развитие солнечной, ветро-, био- и малой гидроэнергетики, во- вторых, повсеместное внедрение жесткой системы энергосбережения во всех сферах жизнедеятельности, снижение энергоемкости и материалоемкости продукции, выпускаемой белорусскими промышленными предприятиями, более активный перевод экономики на инновационный путь развития. Говоря об альтернативной энергетической стратегии, следует особо выделить вариант развития в стране атомной энергетики. Для Беларуси строительство собственной атомной станции в нынешних условиях становится важным фактором обеспечения энергетической безопасности. Если строительство АЭС начнется в 2008 году, то его полное завершение возможно к 2015 году. Поэтому в настоящее время необходимо преодолеть сложившуюся ситуацию, связанную с импортом энергоресурсов в Беларусь. Реализация Государственной программы должна в целом позволить снизить к 2010 году энергоемкость валового внутреннего продукта не менее чем на 20% к уровню 2005 года. В области энергетической безопасности планируется существенно увеличить использование местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии — до 23% от общей потребности страны в котельно-печном топливе, повысить надежность работы энергосистемы за счет обновления основных фондов и особенно строительства современных котельных и тепловых электростанций последнего поколения.

Запасы и объемы использования местных видов топлива

В недрах страны имеются значительные запасы твердых горючих ископаемых — торфа, бурых углей, горючих сланцев, — освоение которых позволит оказать существенное влияние на государственный топливно-энергетический комплекс.

Торф

Торфяные ресурсы являются наиболее изученными и востребованными экономикой Беларуси. Они активно разрабатывались многие десятилетия. Всего для нужд энергетики и сельского хозяйства добыто около 1 млрд тонн торфа. Общая площадь торфяного фонда составляет 2,4 млн га с геологическими запасами торфа около 4,4 млрд тонн. По предварительной оценке, запасы торфа, пригодные к разработке, составляют около 600 млн тонн. В системе концерна «Белтопгаз» работает 31 предприятие. В 2005 году добыто около 2 млн тонн торфа преимущественно для производства торфяных брикетов. К 2012 году намечается увеличение добычи для энергетических целей до 3,33 млн тонн и до 3 млн тонн — для производства 10 млн тонн торфонавозных компостов и других удобрительных составов, смесей и мелиорантов для зеленого строительства и поставок на экспорт. Все торфяные месторождения страны в соответствии со схемой рационального использования и охраны торфяных ресурсов сгруппированы в целевые фонды: природоохранный, земельный, разрабатываемый, запасной и неиспользуемый. Нынешняя востребованность торфа только для нужд энергетики и сельского хозяйства требует пересмотра и уточнения распределения запасов по целевым фондам.

Бурые угли

В Беларуси находятся значительные запасы бурых углей — около 1,5 млрд тонн: разведанные (балансовые, экономически целесообразные) около 160 млн тонн; в перспективе — около 250 млн тонн. Месторождения расположены в Гомельской области — Житковичское, Тонежское, Бриневское. Детально разведаны к настоящему времени 100 млн тонн. Средняя мощность пластов — 3-4 метра, максимальная — 19,9, глубина залегания — 20-80 метров. В перспективе объемы добычи бурых углей могут достигнуть 4 млн т в год (1 млн тонн условного топлива (т у.т.), что соответствует 3,7% общего потребления котельно-печного топлива в стране в настоящее время, и заменить 5-6% импортируемого природного газа. При сжигании углей себестоимость тепловой энергии будет на уровне стоимости энергии от сжигания импортируемых каменных углей и составит 10-13 у.е./ГКал. Наиболее разработанным направлением использования бурых углей является производство торфоугольных брикетов на действующих торфобрикетных заводах, так как процессы подготовки, сушки и прессования смеси торфа и угля реализуются по существующей технологической схеме. Для этой цели возможный объем поставок углей составит 1,0-1,5 млн тонн в год. Кроме того, имеются научные разработки, показывающие пригодность бурых углей в качестве гумуссодержащего сырья (выход гуминовых веществ — 65%) для производства органических удобрений, стимуляторов роста растений, углещелочных реагентов для бурения скважины, красителей древесины, буроугольного воска. Определена также принципиальная возможность их сжигания в кипящем слое в котлах малой мощности, прямого сжигания в котлах, работающих на мелкозернистом топливе в виде смесей углей с низкозольными горючими отходами (опилками, щепой и др.).

Горючие сланцы

Горючие сланцы впервые выявлены в Беларуси в 1963 году. Они широко распространены в Припятском прогибе. Глубины залегания — до 600 м, общие геологические запасы — 11 млрд тонн, прогнозно-промышленные — около 3,6 млрд тонн. Выявлены два месторождения: Любанское и Туровское. Наиболее изучено Туровское. Мощность его основного пласта — 0,6-2,7 м (запасы — 2,7 млрд тонн). Из-за низкого качества сланцы непригодны для прямого сжигания. При термическом разложении из 1 тонны сланцев можно получить 60-100 кг смолы (так называемой сланцевой нефти) при расчетной себестоимости 350 у.е./т. Детальные геологоразведочные работы месторождений горючих сланцев не проводились, и в ближайшие годы их разработка не планируется. Однако необходимо продолжить изучение сланцев, осуществить предварительную разведку Туровского месторождения и разработать технологии их комплексной переработки с получением высококалорийных энергоносителей и утилизацией образующихся при этом отходов, прежде всего золы, которая может найти применение в производстве стройматериалов, сельском хозяйстве, дорожном строительстве и других отраслях.

Нефть и попутный газ

На сегодняшний день и в прогнозируемый период наиболее значимыми в общем балансе местных топливно-энергетических ресурсов являются нефть и попутный газ, однако из-за исчерпывания имеющихся запасов их добыча будет снижаться (сейчас добыча нефти в стране составляет менее 2 млн тонн).

Древесное топливо

Дрова, лесосечные отходы и отходы деревообработки являются основным источником местных возобновляемых топливных ресурсов Беларуси. В настоящее время запас древесины на корню в белорусских лесах достиг 1,37 млрд м3, а площадь земель Гослесфонда — 9,3 млн га. К концу 2012 года можно довести объем заготовки древесины до 11 млн м3 (3,1 млн т у.т.).

Гидроэнергетические ресурсы

Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная — 520 МВт, экономически целесообразная — 250 МВт.

Турбодетандерные установки

Потенциал энергии, получаемый за счет снижения давления природного газа от высокого до низкого, оценивается в пределах 60 МВт. Для его использования необходимо строительство турбодетандерных установок на ряде газораспределительных станций страны, а также на газораспределительных пунктах крупных потребителей природного газа.

Биогаз

Общий эффект от получения попутных продуктов — удобрений — и улучшение экологической обстановки вокруг ферм делают развитие их внедрения целесообразным. Потенциально возможное получение товарного биогаза от всех источников оценивается в 160 тыс. т у.т. в год.

Коммунальные отходы

Потенциальная энергия, заключенная в коммунальных отходах, образующихся на территории Беларуси, равноценна 470 тыс. т у.т. При их биопереработке в целях получения газа эффективность составит не более 20-25%. По областным городам ежегодная переработка коммунальных отходов в газ позволила бы получить около 50 тыс. т у.т. биогаза, а по г. Минску — до 30 тыс. т у.т.

Фитомасса

По экспертным оценкам, к 2010 году за счет названного источника может быть получено 50-70 тыс. т у.т. К концу прогнозируемого периода объем использования отходов растениеводства составит 20-30 тыс. т у.т.

Топливный этанол и биодизельное топливо

Беларусь имеет значительный потенциал для использования технологий производства топливного этанола и биодизельного топлива из рапса и сои. Общий потенциал оценивается почти в 1 млн т у.т. в год, а при активном инвестировании и внедрении данного направления к 2010 году объем замещения традиционных видов топлива может составить около 20 тыс. т у.т. в год.

Горючие вторичные энергоресурсы

Общий их выход по стране оценивается в 580 тыс. т у.т. в год. Уровень использования горючих вторичных энергоресурсов в технологических и котельных установках составляет 70-100%.

Тепловые вторичные энергоресурсы

Общий выход тепловых вторичных энергоресурсов составляет 17,9 млн ГКал/год, технически возможный объем использования — 10 млн.
В настоящее время в поставках энергоносителей Беларусь практически полностью зависит от России, откуда импортирует 85-87% топливных ресурсов, причем 70% потребляемых энергоносителей составляет российский природный газ. В сложившейся ситуации Россия остается монопольным поставщиком. В этом есть не только свои преимущества — относительная близость к местам добычи и отсутствие «третьих» стран на пути транзита, — но и серьезные недостатки — ограниченность конкурентного выбора и отсутствие четких гарантий поставок. С 1 января 2008 г. формула цены на газ будет соответствовать аналогичным расчетам при поставках российского газа в Европу. При этом предусмотрены понижающие коэффициенты. На 2008 год это 67%, на 2009-й — 80, на 2010 год — 90%. К 2011 году Беларусь выйдет на 100-процентную оплату цены по европейской формуле. Безусловно, для белорусской экономики, которая не имеет сырьевых ресурсов, которая, так же как и российская экономика, развивается в сложных условиях, придется искать резервы, с тем чтобы развиваться в соответствии с заданными темпами. Основной целью работы белорусского правительства в сложившейся ситуации является выработка и осуществление конкретных мер по недопущению снижения жизненного уровня населения. В качестве компенсационных мер будут использованы все имеющиеся внутренние резервы.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2007 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость