Дорожники обсудили вопросы энергосбережения

В последнее время вопрос энергетической безопасности страны находится под пристальным вниманием как руководства государства, так и всего белорусского общества. Поэтому не случайно показатель по энергосбережению является одним из основных критериев оценки работы всех отраслей народного хозяйства.

Надо сказать, что в дорожной отрасли проводится немалая и целенаправленная работа по экономии топливно-энергетических ресурсов, а также постоянно контролируются расчеты за потребляемый газ, тепловую и электрическую энергию подведомственными предприятиями. О текущем положении дел в данной сфере, а также о перспективных направлениях этого аспекта деятельности дорожных предприятий шла речь на последней коллегии «Белавтодора». С основным докладом выступил начальник отдела координации и подрядных работ департамента Юрий Барковский. Касаясь итогов работы отрасли в этой сфере в текущем году, он отметил, что во исполнение ряда нормативных документов в департаменте «Белавтодор» была разработана программа по энергосбережению на 2006 год, в соответствии с которой предусматривается сэкономить топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в количестве 5,7 тыс. тонн условного топлива (т у.т.), что составляет 8% от фактического потребления в минувшем году. В связи с резким понижением температуры наружного воздуха в начале этого года экономический эффект от внедренных в 1 квартале мероприятий не был достигнут. Поэтому организациями департамента были разработаны дополнительные мероприятия по повышению эффективности использования ТЭР и дополнительного объема в размере 2,4 тыс. т у.т. В числе основных мероприятий программы департамента значатся децентрализация системы отопления и замена неэффективных котлов на более экономичные (26% от общей экономии); совершенствование технологических процессов с внедрением энергосберегающих технологий (23,5%); повышение эффективности эксплуатации теплопотребляющего оборудования и тепловых сетей (8,7%); оптимизация использования теплоэнергии (7,3%); внедрение энергоэффективных осветительных устройств (4,5%) и ряд других.

Как далее сообщил докладчик, за январь-октябрь отраслевыми организациями был реализован комплекс мероприятия в рамках программы, что позволило сэкономить 5,2 тыс. т у.т., или 68% экономии, предусмотренной на год, и получить экономический эффект в сумме 1,9 млрд рублей. В частности, была осуществлена замена 6 неэкономичных котлов на более эффективные, установка 21 котла на местных видах топлива и отходах производства. Кроме этого, проводилась работа по внедрению экономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением, исключению промежуточного разогрева битума, снижению расхода топлива за счет установки систем регулирования его подачи в асфальтосмесительные установки и т.д. Оценивая работу организаций отрасли по энергосбережению за 10 месяцев текущего года, Юрий Барковский отметил, что большая часть подведомственных организаций выполнила запланированные мероприятия. Так, хороших результатов по экономии ТЭР добились 2-й, 5-й и 7-й тресты, ДСУ №45, «Автомагистраль», «Белавтострада», Брестский и Могилевский автодоры, а также «Белдорресурс» и «Белдорстрой». При этом Гомельский трест, у которого показатель по энергосбережению не выполнялся в течение всего первого полугодия, в краткие сроки наверстал упущенное и за 10 месяцев достиг показателя в минус 8,1%. В числе не реализовавших в полном объеме разработанных мероприятий и не достигнувших запланированной экономии были названы «Белдорстранс», ДСУ №1 и «Трест Белтрансстрой». В целом же предприятия департамента в отчетном периоде достигли показателя по энергосбережению в минус 8,1% при задании минус 8%. Что касается оплаты за потребляемые ТЭР, то за 10 месяцев она составила 102%, при этом отраслевые организации рассчитывались за энергию вовремя и в полном объеме. В докладе было также отмечено, что в октябре текущего года в Бресте состоялся республиканский научно-практический семинар по основным направлениям энергосбережения в транспортных и дорожных организациях Минтранса. В ходе работы семинара были рассмотрены пути совершенствования работы по снижению потребления ТЭР. В частности, было признано необходимым системно осуществлять повышение квалификации работников, занимающихся вопросами энергосбережения, а также один раз в пять лет проводить энергетический аудит предприятий, которые ежегодно потребляют более 1,5 тыс. т у.т. В завершение своего выступления докладчик подчеркнул, что анализ хода выполнения программы позволяет с уверенностью говорить о том, что по итогам работы за год она будет выполнена.

Затем на трибуну поднялся руководитель ДСТ №2 Константин Костенко, который поделился с коллегами своим опытом экономии ТЭР. По его словам, в тресте очень серьезно относятся к данному вопросу и проводят целенаправленную работу по энергосбережению. Здесь активно применяются современные технологии: например, при изготовлении железобетонных конструкций предприятие отказалось от пропарки и благодаря использованию специальных добавок и вибропрессованию добилось значительной экономии топлива. Известно, что производство асфальтобетона является самым энергоемким процессом в дорожной отрасли. Здесь тоже есть существенные резервы для экономии. Так, в ДСТ №2 отказались от доставки битума по железной дороге — теперь его перевозят битумовозы треста, а на АБЗ хранятся минимальные запасы битума, что позволяет избежать разогрева большого количества данного материала после зимы. Большой эффект дают также мобильные асфальтобетонные заводы: нет нужды при каждом ДСУ иметь большую и энергоемкую базу. Кроме того, в тресте на практике убедились в том, что при укрытии асфальтобетона специальным покрывалом его можно перевозить на расстояние до 90 км, при этом температура смеси уменьшится не более чем на 5єС. По словам Константина Костенко, большую экономию может дать и более широкое использование холодных смесей и цементобетона при устройстве различных слоев дорожных одежд. С этой точкой зрения согласился и генеральный директор РУП «Белдорцентр» Николай Чернюк.

В частности, он сообщил, что применение холодных смесей в нижних слоях покрытия по сравнению с горячим пористым асфальтобетоном даст существенную экономию. Это относится и к устройству поверхностной обработки на эмульсии, а не на битуме. В свою очередь, первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов заострил внимание на вопросе соблюдения оптимальных температурных режимов при приготовлении, транспортировке и укладке асфальтобетонной смеси. Завершая рассмотрение коллегией этого вопроса, директор департамента Анатолий Лытин подчеркнул, что в настоящее время работа предприятий отрасли по экономии топливно-энергетических ресурсов в целом отлажена, у руководителей есть понимание того, насколько была, есть и будет актуальной данная тема. Однако отрасли следует искать и находить еще более действенные методы экономии ТЭР, стремиться к тому, чтобы осуществляемые мероприятия имели долгосрочный эффект. Такой подход, по его словам, необходимо учесть при разработке программы энергосбережения на следующий год. Это позволит с уверенностью смотреть в завтрашний день и выполнить задачи по экономии топливно-энергетических ресурсов, поставленные перед дорожным хозяйством.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость