Семинар ICOPAL: гидроизоляция подземных сооружений

Продолжение. Начало в СиН №27 (567)

8 июня в минском институте «Минскпроект» состоялся специализированный семинар, посвященный свойствам и особенностям применения различных видов продукции группы компаний ICOPAL. Тему «Современные материалы и технологии для гидроизоляции подземных сооружений и методы восстановления водонепроницаемости подземных сооружений» осветил директор по технической поддержке и развитию бизнеса в СНГ ООО «ИКОПАЛ» (Москва) Александр Ананич. Ниже дано окончание основных положений его выступления.

Теперь об основных системах ICOPAL, которые предлагаются для белорусского и российского рынка. Самая простая и недорогая, в принципе, хорошая, но не самая надежная, как и все однослойные ПВХ-мембраны, однослойная гидроизоляция из ПВХ-мембраны толщиной 1,5 мм. Это, кстати, минимально допустимая толщина для пленочных ПВХ-мембран, которые используются в подземных сооружениях. Оптимальная же толщина — 2 мм. Если объект невелик, и работы на нем могут быть закончены в течение одного дня, за одну смену без перерыва, тогда и допустима толщина 1,5 мм. Вообще это возможно, если используется дополнительная система защиты из профилированных мембран, дренажных пленок и т.д. И, плюс к тому, если нет возможности использовать более дорогие материалы. Прямо в процессе строительства можно добавить систему инжекций и контроля. Структура очень простая. Идет дренажная засыпка, бетонная подготовка, подкладочный геотекстиль. Для всех синтетических мембран, в отличие от битумных, обязательно использование двух защитных геотекстильных полотен плотностью не менее 500 граммов на квадратный метр — это минимум. Для защиты снизу от статического пробоя используется нижний геотекстиль. А верхний геотекстиль выполняет две функции: временной защиты и последующего слоя, куда нагнетаются инжекционные, ремонтные составы. Потом идет полиэтиленовая пленка толщиной минимум 100 микрон для защиты геотекстиля от известкования, затем защитная бетонная стяжка и фундаментная конструкция. В отличие от ПВХ-мембран, применяемых на кровлях, все швы, которыми свариваются ПВХ-мембраны для условий подземных сооружений, должны быть вакуумными. Принцип вакуумного шва — свариваются два шва, чтобы оставалось маленькое отверстие с одной стороны, со второй оно запаивается, и есть специальные приборы, которые контролируют герметизацию этого шва, создавая в нем вакуум. Следует отметить, что это не имеет отношения к битумным материалам, т.к. их можно контролировать визуально по вытеканию из перехлеста битума.

Об однослойной битумной изоляции. Мы рекомендуем битумные материалы французского производства. Сейчас для российского рынка предлагаем материалы 4-метровой ширины и 80-метровой длины. Мы единственные в мире, кто выпускает битумные материалы таких размеров. Идут работы на российском космодроме «Плесецк», где данные материалы используются для гидроизоляции тоннелей. Между прочим, они эффективны именно для наружной гидроизоляции. Для внутренней изоляции битумные материалы не применяются — применяются только ПВХ-мембраны. Битумная изоляция может укладываться так же, как ПВХ-мембрана, с двумя защитными прокладками. Может укладываться и без защитной прокладки, т.к. ее толщина минимум 4,5 мм. Если мы работаем с однослойной конструкцией, все то же самое, но она не боится статического пробоя. Бывает применение без одной геотекстильной прокладки — это уже удешевление. При реконструкции «Рокфеллер-Центра» в Нью-Йорке применялись материалы ICOPAL 2- и 4-метровой ширины. В тоннеле в Пиренеях между Францией и Испанией каждый стык гидроизоляционного материала приходится на 4 метра. Длина рулона выбирается исходя из длины дуги изолируемого тоннеля. Поперечных швов нет, а продольные швы идут через каждые указанные 4 м. Материал укладывается свободно, не наплавляется и не крепится механически. Есть противокорневая защита. Этот уникальный материал сертифицирован в Беларуси. Если взять классическую двух- или трехслойную наплавляемую изоляцию, то она окажется дороже новой. В России активно покупают этот материал. О двухслойной битумной гидроизоляции. Для условий Беларуси и России это идеальное решение. Подобная изоляция толщиной 9-10 мм не боится никакого пробоя. У ПВХ-мембран есть и такой недостаток — низкая механическая прочность на прокол. Поэтому она делается двухцветной — один цвет должен быть очень ярким. Если происходит механический прокол, то вы его видите, т.к. нижняя часть черная. Битумная гидроизоляция толщиной 9-10 мм выдерживает любую искру, любой удар ножом и т.д.

Самая лучшая система для квалифицированной подрядной компании, когда надо добиться максимально надежной гидроизоляции — это двухслойная изоляция из ПВХ активной контрольной системы. Такая гидроизоляция делается из двух слоев ПВХ-мембраны, между которыми укладывается специальное геотекстильное волокно. Эта система делится на сектора, которые создаются по ширине материала (1 или 2 м). Она должна дополняться ватерстопами. Соседние рулоны свариваются так, что между ними образуется полость. Внутри этой полости находится геотекстиль, и через контрольные трубки имеется возможность создавать вакуум и осуществлять контроль. Вакуум нужен, чтобы не произошло слипания материалов. Сюда можно вводить санирующие составы. Система такая: одна трубка контрольная, вторая — контрольно-инжекционная: дренажный геотекстиль и две ПВХ-мембраны. Есть системы для горизонтальной и вертикальной изоляции. Подчеркну: это когда объекты особо важные, ответственные. К примеру, вот здесь произошла протечка, ее показала контрольная система, и через эту же систему вводится инжекционный состав. Это нужно в двух случаях. Первый — перед сдачей изоляции заказчику. Дело в том, что в условиях стройки, особенно белорусской или российской, невозможно получить абсолютно неповрежденную изоляцию после окончания последующих строительных работ. Но перед сдачей объекта вы видите все нарушения гидроизоляции, санируете ее и успешно сдаете. Получается, что на момент окончательной сдачи объекта гидроизоляционная система работает без каких бы то ни было проблем. А в случае последующих проблем (изменение уровня грунтовых вод, техногенные аварии) будет точно известно, где находятся протечки и как восстановить гидроизоляцию. Причем так будет в течение всего срока службы объекта. Важно при этом, чтобы все угловые соединения и швы обязательно обеспечивались двумя ватерстопами и выводной контрольно-инжекционной трубкой. В случае синтетических мембран необходимо применять специальные подкладочные защитные мембраны, вес которых не менее 500 граммов на квадратный метр. Одна геотекстильная защитная мембрана предохраняет гидроизоляционную мембрану от гидростатического пробоя снизу, другая — сверху. На глубину промерзания конструкция должна быть защищена утеплителем — экструдированным пенополистиролом. Если верхняя поверхность конструкции используется как паркинг, пенополистирол следует защищать от растворения маслами и бензином. На ул. Немига в Минске, куда меня пригласили как консультанта, без проблем, скорее всего, обойтись не удастся. Так, в паркингах не допускается использовать замковую дорожную плитку. Ведь в случае такого покрытия при постоянном движении автомобилей со временем образуются колеи. И через швы между плитками все, что капает из автомобилей, попадает на экструдированный пенополистирол, который в течение нескольких лет полностью разрушается. И с паркингом на Немиге такое случится. Но там меня никто не хочет слушать.

Норвежский завод ICOPAL выпускает запатентованную универсальную мембрану. Она, в отличие от мембран других производителей, имеет возможность изгибаться под углом 45 и 90 градусов без повреждения. Недавно уже состоялись поставки такой мембраны в Беларусь. Технологии монтажа синтетических и битумных гидроизоляционных материалов примерно одинаковы. Единственное отличие — синтетические материалы соединяются (приклеиваются) только при помощи горячего воздуха. Важный нюанс: чем выше влажность изоляционного материала, тем меньше температура приклейки, т.к. на испарение воды тратится много энергии. Для битумных материалов существует два варианта соединения, а также их комбинация. Возможно механическое крепление, возможно наплавление, возможна комбинация того и другого варианта. Битумные материалы можно крепить механически через мембрану и закрывать соединение бандажной лентой. Синтетические же материалы ни в коем случае так соединять нельзя. Здесь решение следующее: механически крепится металлическая планка с полимерным покрытием, на нее уже в этом месте крепления наплавляется мембрана. Это правило надо запомнить. О конструктивных узлах и деталях гидроизоляционных систем. Их надо выполнять грамотно. Все угловые соединения и швы должны быть усилены дополнительным слоем изоляционного материала. Можно использовать для этого специальные фасонные элементы. Для ПВХ-мембран это желательно, для битумных материалов это не обязательно. Тем не менее, для битумных материалов тоже есть специальные фасонные элементы. Места прохода через гидроизоляцию различных конструкций и инженерных коммуникаций должны решаться методом сжатия изоляции между, например, свободным фланцем и жестко закрепленным к конструкции фланцем. При круглых проемах используются специальные втулки. Должны быть защищены также все этапные технологические швы. Если делается паркинг с большой площадью гидроизоляции, обязательно надо защищать край гидроизоляции, предназначенный для последующего соединения. Если его не защитить, будут большие проблемы.

Есть много способов защиты. Самый простой — с использованием деревянных досок. Все эти вещи надо предусматривать в проекте. Мы даем соответствующие консультации. Особое внимание следует уделять гидроизоляции деформационных швов. Есть три типа таких швов. Самые сложные швы те, которые работают во всех плоскостях. Они должны быть обязательно усилены, чтобы выдерживать деформации всей конструкции. Первый способ усиления — использование специального безосновного материала шириной от 25 до 100 см, ставшего популярным в России. Этот материал способен выдерживать до 1000% деформации, его температура излома — минус 60 градусов. Второй способ — использование ватерстопа, соединенного с деформационным узлом. Это и ватерстоп, и деформационный узел, решенные воедино. Если используются битумные материалы, сверху обязательна защитная прокладка. В области деформационного шва обязательно должны быть контрольно-инжекционные трубки. Деформационные стыки не следует выполнять в углах. Дополнительное усиление стыков выполняется плитами из экструдированного пенополистирола. Конструкционные швы оформляются с использованием ватерстопов, саморасширяющихся лент и встроенных трубок для инжекции. И в заключение. Гидроизоляция — важнейшая конструкция. Если еще есть возможность откопать изоляцию вертикальных стен, то горизонтальную гидроизоляцию не откопаешь, не восстановишь. Гидроизоляция требует грамотного проектного решения. Не следует выбирать гидроизоляцию только из экономических соображений. Если выбираются дешевые, некачественные материалы, последующие затраты будут не 10, а 500, 1000 и более процентов. Будут 24 часа в сутки работать помпы. И каждый год все придется ремонтировать.

Дмитрий ЖУКОВ, фото ICOPAL


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2006 год в рубрике изоляция

©1995-2024 Строительство и недвижимость