Доступное жилье: миф или реальность?

В Минске, как мы уже писали, состоялось заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. Эта встреча, помимо обсуждения перспектив развития строительной отрасли до 2010 года, была посвящена также обсуждению важной проблемы — созданию условий, при которых граждане Содружества будут обеспечены доступным жильем. Так, каждый участник круглого стола рассказал о состоянии и перспективах жилищного строительства в своей стране. Первым взял слово министр регионального развития России Владимир Яковлев. Он подробно рассказал, как эта проблема решается в Российской Федерации.

Россия


Общая потребность населения России в жилье составляет более 1,5 млн м2. Чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46%. Если ввод жилья сохранится на нынешнем уровне жилищного строительства, на это потребуется как минимум 35 лет. Кроме того, сегодня в России 92 млн м2 ветхого и аварийного жилья. Недостаток финансирования капитального ремонта и реконструкции может привести к тому, что в ближайшие 10-15 лет количество такого жилья возрастет до 300 млн м2. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 11% российских семей. Среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет. При этом государство несет обязательства по обеспечению жильем 1,264 млн граждан и их семей, в том числе обязательства по улучшению жилищных условий 350 тыс. ветеранов и инвалидов. Лишь 12,4% семей теоретически имеют возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств. Удовлетворению спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства (40-43 млн м2 в год) и долгосрочного ипотечного жилищного кредитования (около 60 млрд руб. на I квартал текущего года при том, что общий объем спроса на ипотечное жилищное кредитование оценивается экспертами в 1,5 трлн руб.). Развитие отрасли сдерживают высокие административные барьеры для доступа на рынки строительства и спекулятивный рост цен на жилье. К тому же, в большинстве городов-миллионников не хватает участков под жилищное строительство, уже оборудованных коммунальными сетями. Наконец, для решающего рывка в развитии отрасли не хватает и мощностей стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Реализация задачи по формированию рынка доступного жилья входит в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования, здравоохранения и села. Государство и общество должны объединить усилия, чтобы в короткие исторические сроки создать жизнеспособные и эффективные механизмы рыночного решения жилищной проблемы. Для граждан, бизнеса и муниципальных образований нужно установить прозрачные и понятные правила игры на этом рынке, стимулирующие увеличение строительства качественного доступного жилья, способствующие тому, чтобы большинство населения могло приобретать и строить качественное жилье за счет не только собственных сбережений, но и долгосрочных кредитов. В этом и заключается цель проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Проект рассчитан до 2010 г. Президентом России определены 4 проектных приоритета:
. увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
. повышение доступности жилья;
. выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан;
. увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Основная роль в реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» отведена мероприятиям по организации системы рефинансирования ипотечных кредитов, по субсидированию жилищных кредитов, выдаваемых молодым семьям, а также по государственной поддержке проектов оснащения земельных участков коммунальной инфраструктурой под комплексную жилищную застройку и модернизации предприятий ЖКХ. В рамках проекта также будут осуществляться меры по рыночной реструктуризации жилищно-коммунальной отрасли, ликвидации и реконструкции ветхого и аварийного жилфонда, развитию стройиндустрии и промышленности строительных материалов, а также проекты развития массового малоэтажного и индивидуального строительства. Особое значение в рамках реализации проекта приобретает совершенствование нормативной правовой базы рынка жилья. Нами разработаны законопроекты, направленные на снижение административных барьеров в строительном бизнесе, совершенствование механизма долевого строительства и различных схем жилищного накопления, финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства, осуществление тарифного регулирования коммунального комплекса, обеспечение выпуска ипотечных ценных бумаг. Ведущую роль в реализации проекта должны сыграть власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Они софинансируют проектные мероприятия и привлекают к участию в них частных инвесторов.

Азербайджан

Целенаправленная работа по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем проводится правительством Республики Азербайджан. Указом президента Азербайджана в 2004 г. утверждена Государственная программа социально-экономического развития регионов страны на 2004-2008 гг. В стране принят закон «Об ипотеке», утверждены «Положение об ипотечном фонде при Национальном банке» и «Правила выдачи ипотечных кредитов за счет средств ипотечного фонда». Кредиты будут выдаваться посредством уполномоченных банков-агентов сроком от 3 до 15 лет с первичным взносом 30%. Процентная ставка по кредитам не превысит 12%, а максимальный объем выдаваемого на одного заемщика кредита составит $33 тыс. Для повышения доступности ипотечных кредитов правительством страны разработаны правила предоставления кредитов за счет государственного льготного финансирования, а также определены социальные категории населения, обладающие правом пользоваться такой ипотекой. В этом году запланирована выдача 1 тыс. ипотечных кредитов. Помимо этого, в стране получило развитие кооперативное строительство жилья. Только в 2005 г. за счет собственных средств населения построено более 1 млн м2 жилья. Объем индивидуального жилищного строительства в сельской местности в 2005 г. составил около 400 тыс. м2.

Армения

Правительством Республики Армения разработан пакет из 14 программ государственной поддержки жилищного строительства, главные из которых в настоящее время уже реализуются. В частности, программа улучшения жилищных условий социально незащищенных групп населения, предполагающая создания социального жилого фонда. Готовится новый закон «Об обеспечении жильем». Наконец, разработан пакет документов, ориентированный на формирование системы ипотечного кредитования. В 2000-2005 гг. из 32 тыс. семей, нуждающихся в жилье, 15 тысячам была предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия.

Беларусь

В Республике Беларусь отрасль жилищного строительства пользуется поддержкой государства. Строительство жилья не облагается налогами и сборами (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование и в Государственный фонд содействия занятости). Граждане, которые осуществляют строительство своего жилища с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, полностью освобождаются от оплаты расходов, связанных с обеспечением инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Наконец, установлены предельные нормативы стоимости жилья для граждан, участвующих в долевом строительстве. В соответствии с указом главы государства льготные кредиты на строительство (реконструкцию) жилых помещений предоставляются в размере до 90% стоимости строительства из расчета 20 м2 на члена семьи (36 м2 при строительстве однокомнатной квартиры) сроком на 20 лет с платой за пользование кредитом в размере 5% годовых. Кроме того, местным исполнительным и распорядительным органам предписано обеспечить ведение отдельных списков многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для внеочередного получения льготных кредитов и разовых безвозмездных субсидий. В стране также действует комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий молодежи. Особое внимание уделяется улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. В рамках реализации программы возрождения села уже разработано около 1,5 тысяч схем генеральных планов агрогородков, в 2005-2010 гг. в сельской местности должно быть построено не менее 50 тыс. жилых домов (квартир) средней общей площадью 70 м2. Жилье будет строиться преимущественно в населенных пунктах со сложившейся инфраструктурой, наличием объектов социально-культурного назначения, а также имеющихся производств: животноводческих комплексов, крупных молочно-товарных ферм, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Чтобы освободить участки под новое строительство в местах с имеющейся инфраструктурой, ведутся реконструкция и заселение пустующих домов, снос ветхих и непригодных для проживания строений.

Грузия

В 2005 г. в Грузии введено в эксплуатацию около 140 тыс. м2 жилой и коммерческой недвижимости. Наряду с этим в прошлом году были выданы разрешения на строительство 850 тыс. м2. Отрасль строительства в Грузии, по мнению правительства страны, является одной из наиболее развивающихся. Существенно упрощены процессы получения разрешений на строительство и строительных согласований. Если раньше для начала строительства необходимо было получить более 20 разрешений и лицензий, то сегодня нужны всего лишь два. Проблемой национальной строительной отрасли правительство считает низкий уровень контроля качества строительства и отсутствие новых строительных норм и правил. В ближайшее время должна завершиться работа над новым строительным кодексом, где будут более четко сформулированы процедуры экспертизы, надзора и ввода жилья в эксплуатацию.

Казахстан

В Республике Казахстан реализация жилищной политики осуществляется в рамках Государственной программы развития жилищного строительства на 2005- 2007 гг. (далее — Госпрограмма), утвержденной президентом. В 2005 г. в стране сдано в эксплуатацию более 5 млн м2 жилья, что почти в 2 раза больше, чем в 2004 г. Для обеспечения доступности ипотечных кредитов государство предприняло меры по изменению параметров кредитования. Размер процентной ставки кредита составил 9-10%. Размер первоначального взноса — не более 10%. Ипотечные кредиты выдаются на срок до 20 лет. Принятый закон «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» регламентирует получения гражданами страны жилищных займов. Созданы более привлекательные условия для граждан, являющихся потенциальными участниками системы жилищных строительных сбережений. В частности, снижен размер необходимых накоплений в жилищных строительных сберегательных банках до 25% от стоимости приобретаемого жилья; увеличены срок кредита — до 25 лет — и размер поощряемой государством суммы вклада — до 200 месячных расчетных показателей. На 1 января 2006 г. АО «Жилстройсбербанк Казахстана» заключило свыше 14 тыс. договоров о жилищных строительных сбережениях. На строительство коммунального жилья в рамках Госпрограммы развития жилищного строительства в 2005-2007 гг. предусмотрено выделение трансфертов из республиканского бюджета.

Кыргызстан

Государственным агентством по архитектуре и строительству при правительстве Республики Кыргызстан разработана национальная программа жилищного строительства. Количество граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из года в год увеличивается и в настоящее время составляет более 2 тыс. семей. Свыше 2 тыс. семей проживает в аварийных и ветхих домах, 19 тыс. семей проживает в общежитиях и арендуют жилье у частных лиц. Свыше 18 тыс. семей подлежат расселению из опасных зон, подверженных прогнозируемым стихийным ситуациям. Более 65% семей располагают жилой площадью менее 5 м2 на человека. Из 5 млн населения Кыргызстана 2 млн человек проживают в столице. Резкий рост населения Бишкека начался в начале 90-х годов прошлого столетия в результате стихийной миграции сельского населения. В ближайшие 5 лет правительство Кыргызстана планирует увеличить жилищный фонд страны на 6,9%, построив 4,2 млн м2 жилья. Как ожидается, к 2010 г. обеспеченность населения жильем должна составить 14,2 м2 на одного человека. Особое внимание правительство уделяет развитию рынка ипотечного жилищного кредитования и привлечению инвестиций в строительный бизнес. В Кыргызстане также утверждена Программа развития жилищного строительства на селе до 2010 г., в рамках которой планируется разработать Жилищный кодекс, внести изменения и дополнения в Земельный кодекс и закон «Об индивидуальном жилищном строительстве».

Молдова

Правительством Республики Молдова разработана программа строительства доступного жилья на 2006-2007 гг. с приоритетным строительством в районных центрах. Установлены параметры качества доступного жилья. Стоимость 1 м2, согласно программе, должна в среднем составлять около $350. За последние 15 лет в стране были предприняты многочисленные попытки внедрения разнообразных механизмов финансирования строительства жилья с использованием денежных сбережений населения и банковских кредитов. Однако массового распространения они не получили. Кредитными услугами коммерческих банков в настоящее время пользуются не более 10% наиболее высокодоходной части населения страны.

Таджикистан

В Республике Таджикистан из-за массовой эмиграции русскоязычного населения в период гражданской войны и экономического кризиса жилье в течение ряда лет было сравнительно доступным, капитальное строительство до сих пор практически не ведется. К тому же, страна не обладает собственной промышленностью строительных материалов. По данным риэлторских компаний, в настоящее время здесь существует только вторичный рынок жилья. Между тем, количество населения, как и его доходы, растут быстрыми темпами, что привело к заметному увеличению стоимости жилья. Растет привлекательность строительного бизнеса, в Таджикистане происходит институционализация рынка жилья. Руководством комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникациям нижней палаты таджикистанского парламента было заявлено о создании специальной рабочей группы для разработки законопроекта об ипотечном кредитовании.

Туркменистан

Основной объем жилищного строительства в Республике Туркменистан приходится на долю элитной застройки г. Ашхабада и осуществляется на средства государства. Согласно реализуемой правительством «Стратегии экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 г.», обеспеченность жильем к 2020 г. намечается увеличить до 35 м2 на человека. В Туркменистане осуществляется масштабная программа модернизации промышленности стройматериалов.

Украина

В 2005 г. в Украине введено около 7,8 млн м2 жилья. Львиная доля жилищного строительства финансируется за счет средств населения, предприятий и организаций. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины утверждены комплексные региональные программы развития жилищного строительства. По замыслу региональные программы должны быть направлены на увеличение объемов жилищного строительства в 2006 г. не менее чем на 30%. По мнению правительства Украины, один из резервов для увеличения ввода жилья — завершение строительства долгостроев: в стране насчитывается свыше 6 тысяч недостроенных жилых домов общей площадью почти 13 млн м2. При этом строительство осуществляется лишь на 1200 домах, остальные законсервированы, в основном, из-за отсутствия средств.

Отметим, что наиболее успешным признан опыт в жилищном строительстве Казахстана, России, Беларуси и Украины. Скорее всего, он будет распространен и в остальных государствах СНГ.

Подготовил Александр ПАНИЧ
Фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2006 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость