Семинар по уникальным белорусским объектам

14 июня в актовом зале минского УП «Институт БелНИИС» состоялся научно-технический семинар на тему «Архитектура, проектирование и строительство уникальных объектов в Республике Беларусь». Его организаторами выступили Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и УП «Институт БелНИИС».

На семинаре выступил заместитель министра архитектуры и строительства Анатолий НИЧКАСОВ. Он отметил, что подобные мероприятия для проектировщиков и других специалистов строительной отрасли проводятся, к сожалению, редко и бессистемно, в связи с чем сложившееся положение вещей необходимо исправлять. Кроме того, замминистра рассказал о важных изменениях в работе министерства и архитектурно-строительной отрасли страны, а также о новых проектах уникальных отечественных архитектурных объектов. Далее изложены основные фрагменты его доклада.

• Мы должны видеть и знать, что происходит в мире, чтобы соотносить наш уровень с уровнем наших коллег за рубежом и вырабатывать на семинарах и конференциях основные направления нашей деятельности, в том числе проектной, на ближайшие годы.

• В работе строительных организаций и органов управления проектной, архитектурно-градостроительной и строительной деятельностью происходят изменения. Решениями главы государства и правительства определенным образом преобразовано Министерство архитектуры и строительства. Преобразования связаны, прежде всего, с функциональным статусом министерства. В настоящее время разрабатываются указ президента и постановление правительства о разделении функциональных обязанностей Минстройархитектуры и Государственного комитета по стандартизации. Департамент по контролю и надзору за строительством в Госстандарте будет возглавляться директором департамента государственного строительного надзора, являющимся одновременно заместителем председателя Госстандарта, причем он же будет курировать вопросы экспертизы проектов и смет. Вместе с тем государственная экспертиза и градостроительная документация остаются за Минстройархитектуры.

• Президент страны дал новому министру архитектуры и строительства Александру Селезневу поручения по упрощению процедур в строительстве, а также налаживанию систем региональных органов управления архитектурно-градостроительной и строительной деятельностью. Такие предложения в течение месяца были выработаны и рассмотрены совместно с облисполкомами, а также Мингорисполкомом. Кроме того, эти предложения были рассмотрены в Нацбанке, президиуме Совета Министров, Администрации Президента, одобрены президиумом Совмина и представлены министром архитектуры и строительства главе государства. Предложения были поддержаны.

• Сложившаяся за последние два десятилетия система предполагает поэтапное решение ряда вопросов. Это определение размещения объекта, предварительное комиссионное согласование площадки, вынесение предварительного решения на утверждение исполкома. Исполком принимает решение о размещении объекта и разрешении проектно-строительных работ. После этого заказчик самостоятельно без координации органами государства осуществляет сбор исходных данных и всей разрешительной документации и приступает к проектированию, разрабатывая документацию в одну или две стадии: архитектурный проект или строительный проект. И только затем проходит государственная экспертиза проектной документации. Потом землеустроительный орган оформляет землеустроительные дела. Лишь после этого вносится решение о строительстве объекта и предоставлении земельного участка. Словом, до начала строительства происходит достаточно много сложных процедур. Причем, как правило, ими занимается в одном лице заказчик. Что же предложено?

• Необходимые решения предложено формировать на уровне специально уполномоченной службы, которая отвечает за застройку населенных пунктов и территорий. Это службы главного архитектора области, города и района. Они должны формировать по заявке заказчика предложения исполкому о размещении объекта, о разрешении его проектирования и строительства и вносить предложения на исполком, предварительно, помимо прочего, проработав с заинтересованными организациями возможность размещения строительства. На выполнение всего этого дается ограниченное время — один месяц. И через месяц — либо мотивированный отказ, либо внесение на исполком единого решения, которое станет основанием для всех последующих действий всех участников инвестиционного процесса.

• Имея на руках решение исполкома, заказчик может заниматься вопросами согласования строительной документации, разработкой проектной документации, проходить экспертизу, причем экспертизу не только двух стадий (архитектурный и строительный проект). Заказчик вправе разработать очень «короткую» документацию, которая называется «Обоснование инвестиций в строительство», и после этого утвердить и открыть финансирование объекта. Таким образом, приближается дата открытия финансирования объекта. Далее заказчик разрабатывает либо сразу всю рабочую документацию, либо ее поэтапные части и при желании подвергает экспертизе каждый этап, т.е. «экспертирует» вид работ, законченный этап. При этом осуществляется финансирование отдельно каждого этапа. Это также сокращает процедуры. При этом в экспертизу и Госстройнадзор заказчик обращается по заявительному принципу. Т.е. контролирующие и надзорные службы включаются в работу по заявлению и регистрируют объект в ходе его проектирования и строительства.

• Мы сделали анализ применения такой системы по целому ряду объектов и пришли к выводу, что она в разных регионах и городах сокращает процедуры до начала строительства примерно в 2-3 раза. Безусловно, это накладывает отпечаток и на работу проектных организаций страны. Теперь она будет в большей степени походить на работу проектных организаций за рубежом. Сегодня у нас «зарегламентирована» система выборов генерального подрядчика и система выборов генподрядчиком субподрядчиков. Это также требует много времени, причем в ходе работ приходится несколько раз проходить подобные процедуры. Предложено следующее. Генеральный подрядчик должен стать настоящим генеральным подрядчиком, как это принято в мировой практике. Генеральный подрядчик определяется заказчиком после обоснования инвестиций на тендерной основе и включается в работу вместе с проектировщиком. Таким образом, в проект закладываются все технологические и конструктивные решения, с которыми данный генеральный подрядчик в наилучшей степени способен справиться. Это позволяет также учесть в проектной документации все особенности той или иной стройки, того или иного архитектурного и конструктивно-технологического решения.

• В настоящее время готовятся соответствующие проекты нормативно-правовых актов, учитывающих особенности работы строительного комплекса в современных условиях. Цель всего этого — не только освободить заказчика от несвойственной ему работы, но и сократить время освоения инвестиций, упростить взаимоотношения участников инвестиционного процесса. Мы рассчитали, что сокращение каждого месяца инвестиционного цикла дает огромную экономию, прежде всего для бюджета, и вообще средств заказчика. Предложено также не проводить государственную экспертизу объектов третьего класса ответственности — объектов социальной и инженерной инфраструктуры и жилья, строящихся для хозяйственных предприятий.

• Предусмотрено укрепление организационной структуры управления. В предыдущие годы Минстройархитектуры в большей степени сосредоточило работу на управлении подведомственными организациями. Это промышленные предприятия и строительные организации, входящие в систему министерства. Теперь поручением главы государства Минстройархитектуры вменяется в обязанность управление всем строительным комплексом страны вне зависимости от ведомственного подчинения вплоть до районного звена. Для этого поручено воссоздать архитектурные службы районов, подведомственные им небольшие проектные организации, занимающиеся объектами третьего класса ответственности, благоустройством, воссоздать службы областных, городских архитекторов там, где не хватает численности профильных специалистов. Известно, что в предыдущие годы происходило мощное формирование землеустроительной службы. Эта государственная задача решена, но решалась она зачастую за счет кадров, которые работали в органах архитектуры.

• Обсуждались на совещаниях с министром архитектуры и строительства в течение предыдущего месяца и технические аспекты развития жилищного строительства, и в целом аспекты создания новых перспективных систем зданий, применимости тех или иных норм в новой практике, особенно противопожарных и норм по конструированию железобетонных конструкций.

• Мы переходим на «калькулирование» проектных работ в текущих ценах, ценах января 2005 г. К уже имеющимся изменениям мы разработали дополнения, связанные, прежде всего, с изучением в течение года практики применения новых натуральных показателей единицы стоимости проектной продукции. Договорившись в прошлом году с отраслевыми министерствами, мы получили от них предложения и по созданию сборников для проектирования отраслевых объектов. Это энергетика, транспорт, связь и т.д.

• В условиях, когда количество объектов строительства, объемы жилищного строительства ежегодно возрастают до 20%, адекватно увеличивается и объем работы проектных организаций. В ближайшие 4-5 лет нагрузка на них возрастет в 1,5 раза. А пока тенденция такова: численность проектных организаций не увеличивается. Значит, необходимо принять незамедлительные меры по формированию штатного состава проектных организаций, по привлечению и «выращиванию» молодых специалистов. В противном случае в ближайшие 5 лет мы потеряем около 30% существующего состава наших проектных организаций. Это связано в первую очередь со средним возрастом проектировщиков страны, который приближается к 50 годам. Важно отметить и то, что только применение современных информационных систем позволит адекватно решать поставленные перед проектировщиками задачи. ( В Беларуси наработан огромный потенциал проектов, которые можно применять повторно. Но типовые проекты мы разрабатывать не будем. Вместе с тем, будут продолжены работы по массовым сериям индустриального домостроения.

• Те уникальные объекты, которым посвящен семинар, вселяют уверенность, что белорусским проектировщикам по плечу решение любых сложных задач, в т.ч. задач совершенно новых.

Профессор Международной академии архитектуры Виктор КРАМАРЕНКО (на фото) и главный инженер проекта УП «Минскпроект» Людмила ШОХИНА осветили особенности архитектурных решений и конструкций Национальной библиотеки Беларуси. О технологии возведения монолитных конструкций библиотеки и подземного общественно-торгового центра на площади Независимости в Минске рассказал директор УП «Институт БелНИИС» Михаил МАРКОВСКИЙ. Заведующий отделом технологии бетона и растворов этого института Игорь КОВАЛЬ остановился на особенностях интенсивной энергосберегающей технологии возведения железобетонных конструкций Национальной библиотеки. Архитектурные особенности подземного общественно-торгового центра на площади Независимости оказались в поле зрения главного архитектора проекта УП «Минскпроект» Михаила ГАУХВЕЛЬДА. Заведующий лабораторией отдела технологии строительства из монолитного бетона УП «Институт БелНИИС» Григорий ТУРОВЕЦ рассказал об особенностях возведения Храма Христа Спасителя в Калининграде и Храма-памятника в честь всех Святых в память безвинно убиенных в Отечестве нашем в Минске. Опыт проектирования и строительства ледовых дворцов в Беларуси и России осветил директор УП «Белпромпроект» Юрий ШАРОНОВ. Директор ОАО «Брестпроект» Василий САМЦОВ остановился на структурных покрытиях уникального спортивного комплекса в Бресте. О физкультурно-оздоровительных комплексах и аквапарках в Гродно и Гродненской области рассказал главный инженер института «Гродногражданпроект» Рышард КАЦЫНЕЛЬ. Кроме того, на семинаре были освещены такие темы, как «Архитектурная концепция многопрофильного культурно-спортивного комплекса «Минск — Арена» в Минске», «Опыт применения клееных деревянных конструкций в большепролетных зданиях и сооружениях» и «Акустическое проектирование концертных, театральных и конференц-залов уникальных зданий в Республике Беларусь».

Дмитрий ЖУКОВ, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость