“Арх-Москва” собирает звезд

C 31 мая по 4 июня в Москве в Центральном доме художника на Крымском валу состоялась ежегодная выставка “Арх-Москва”. Она со всей очевидностью продемонстрировала готовность российской столицы к большим архитектурным прорывам. Тема нынешней, 11-й по счету, “Арх-Москвы” — “Звездная архитектура. Архитектура звезд”. Придумавшие ее кураторы выставки Влад Савинкин и Владимир Кузьмин сформулировали концепцию вполне определенно: звезды зажигаются для того, чтобы было на кого равняться, ведь если наши архитекторы работают на той же территории, что и такие мировые знаменитости, как Норман Фостер, то к ним уже и заказчики, и городские власти должны относиться иначе — звезды поднимают не только профессиональные стандарты, но и статус профессии. Сегодня зарубежные и московские архитекторы готовы светить на равных.

Выставку открыл раздел “Арх-каталог”. Экспозицию составили стенды 32 архитекторов и архитектурных бюро. Здесь были представлены лучшие, по мнению организаторов, профессионалы из проектирующих не только для Москвы, но и для всей России. Украшением “Арх-каталога” стали странички восьми зарубежных архитекторов, имеющих международную славу. Рядом с ними разместились российские архитекторы, хорошо известные пока только в кругу специалистов и заинтересованных лиц. При этом российские архитекторы не снискали себе звездной славы вовсе не потому, что им не хватает творческого размаха, яркости и широты, а скорее из-за практически полного отсутствия какой-либо информации об их деятельности. Сегодня они явно обделены массовым общественным вниманием. Возможно, именно мероприятия, подобные выставке “Арх-Москва”, смогут как-то стимулировать общественный интерес к архитектуре. Визиты зарубежных архитектурных знаменитостей всегда были отличительной особенностью выставок “Арх-Москва”. Но сегодня, и в этом особенность нынешнего мероприятия, они оказались внутри происходящего. В “Арх-каталоге” проекты всемирно известных Захи Хадид, американской проектной группы NBBJ, автора высотной рекордсменки — башни “Россия” — Нормана Фостера органично соседствуют с новыми работами Мастерской Александра Асадова, эффектным проектом “Английский квартал” Михаила Белова, разработками ГУП МНИИП “Моспроекта-4”, “Проекта Меганом”, составляя с ними один визуальный ряд. Весьма интересной частью экспозиции стала выставка Центра современной архитектуры To Russia with Love, посвященная перспективным проектам, созданным для России Домиником Перро, Эриком ван Эгераатом и Норманом Фостером. Пока это далекое и не вполне определенное будущее, но даже мысль о возможности их воплощения вселяет оптимизм.

Организаторы “Арх-Москвы” надеются, что форум непременно принесет плоды и в отдаленной перспективе. Ведь интерес к мероприятию со стороны молодых архитекторов огромен. Проходившие в рамках выставки мастер-классы больших архитектурных звезд собирали полные залы. Своим взглядом на современную архитектуру поделился с молодежью автор парижского аэропорта “Руасси — Шарль де Голль”, большой арки Де-Фанса и нового здания Пекинской оперы Поль Андре. Большой интерес вызвал мастер-класс американского бюро NBBJ, лекция француза Доминика Перро, встреча с представителем калифорнийской архитектурной школы Томом Мейном, американцем Хани Рашидом и немецким архитектором Дэвидом Куком. Выставка участвующих в конкурсе молодых московских архитекторов показала их обнадеживающе высокий общий профессиональный уровень.

Творческое исследование жизни, поиск новых граней в обыденности приводит их к неожиданным конструктивным и художественным решениям. С этой точки зрения дорогого стоят дома-скворечники или складные временные жилища для бомжей. На этой “Арх-Москве” архитектура занимала существенно большую часть пространства ЦДХ, чем всегда. Но по-прежнему значительную часть экспозиции составили коммерческие стенды различных дизайнерских и интерьерных фирм. Восторженную реакцию многих посетителей вызвал стенд компании Nayada, выстроенный в виде лабиринта. Nayada предложила свои варианты планирования и создания офисного пространства с использованием систем перегородок собственного производства. Стенд в виде лабиринта специалисты Nayada выбрали, чтобы наглядно представить, как компания работает с пространством, даже с таким — размером в несколько квадратных метров. Специалисты компании установили все перегородки так, что внутреннее пространство казалось больше в несколько раз, создавалось ощущение, что стенд имеет множество различных выходов и занимает чуть ли не половину этажа. Все посетители стенда Nayada убедились, что он необычен, удивителен и бесконечен. Те, кто не верил, что стенд — это действительно лабиринт, пройдя по нему, выходили в полном восторге. В рамках на выставке нашлось место и для традиционной акции “Жилье”, во время которой все желающие могли получить бесплатные консультации архитекторов по перепланировке квартиры и ее оформлению. Задуманная организаторами первой “Арх-Москвы” как основная приманка для публики, она и теперь вызывает живой интерес всех, кому небезразлично, в какой предметной среде жить.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2006 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость