Строя новые тихоокеанские порты, не следует забывать о цунами

Northport Ltd — компания, эксплуатирующая порты Вангареи и Марсден-пойнт (Новая Зеландия). Ею совместно (50 на 50) владеют Northland Port Corporation и порт Taуранга. В настоящее время Northport Ltd расширяет причальную зону (разгрузка общих и насыпных грузов) в Марсден-пойнте. В 1995 г. в связи с увеличением грузопотоков, отправляемых морем с севера Новой Зеландии, и ожидаемой явной неспособности порта Вангареи обрабатывать нарастающие объемы экспортируемой древесины, было решено начать развитие грузопортовых мощностей в Марсден-пойнте.

Девелопмент нового порта начался с первых двух причальных акваторий (июнь 2002 г.). В конце 2004 г. было получено разрешение на строительство еще двух мест разгрузки. Компания Northport приступила к строительству третьего объекта нового грузового порта. Завершение этого третьего объекта намечено на начало 2007 г. После этого весь грузоперевалочный бизнес, который еще продолжает осуществляться в Вангареи, перебазируется в Марсден-пойнт. Решение о начале строительства четвертого объекта будет принято, когда объем грузооборота нового порта достигнет жизнеспособного уровня. Строительный период начался в середине 2000 г. с организации работы каменоломни. Добываемый здесь каменный материал предполагалось впоследствии использовать для укрепления морского дна новой гавани. В конечном счете на 32 га укрепляемого дна будет использовано 2,4 млн м3 насыпного карьерного грунта. Глубина устраиваемой таким образом гавани составляет 13 м. Конструктивный «фасад» длиной 400 м состоит из двух рядов стального шпунта (эта подпорная стена удерживает железобетонную береговую часть причала с песчаной засыпкой) и еще двух рядов свай, на которые опирается монолитная железобетонная плита (надводная часть причала). Как и положено, причальная кромка защищена кранцами. Массивная береговая часть причала возводилась постадийно, что обеспечило должное уплотнение песчаного ядра перед укладкой железобетонной отмостки. Проход к возводящемуся в Марсден-пойнте новому причалу был ликвидирован на ранней стадии строительства и заменен проходом на плавающий понтон и устроенную на нем смотровую площадку. Новый подъездной путь ведет к новому причалу с юга и пролегает через встроенные весы прямо к портовым офисам и складским навесам. Вся откачиваемая с места углубления гавани земснарядом пульпа по пульпроводам поступала в специально устроенные для этого пульпохранилища, которые находятся на должном удалении от портовой зоны. (После обезвоживания пульпы чистая вода по дренажным каналам поступала назад в гавань.)

И все бы хорошо да вот инженер-гидролог из Хэмилтона (это также север Новой Зеландии) Элестэйр Барнетт полагает, что при принятии проектных решений была полностью проигнорирована опасность цунами. А между тем именно это природное явление, в очередной раз преподнесенное Индийским океаном, унесло в 2005 г. почти 250.000 жизней. Что же касается Северного острова Новой Зеландии (как известно, страна расположена на двух островах: Северном и Южном), то цунами подобного масштаба наблюдалось здесь лишь единожды за последние 500 лет. Это означает, что люди побережья в течение своей жизни имеют примерно 15-процентный шанс столкнуться с гигантской волной лицом к лицу. Данная вероятность примерно равна вероятности попадания в серьезную автомобильную катастрофу, и все же в Новой Зеландии защитой от цунами почти всегда пренебрегали. «Как проблема данное явление все еще воспринимается лишь там, где в последний раз имеют место многочисленные жертвы и крупные разрушения. Поэтому соответствующие административные структуры должны обратить более пристальное внимание на состояние береговых сооружений и принимать ощутимые меры», — говорит Барнетт. Нужно сказать, что местные власти, давая разрешения на возведение тех или иных объектов, обеспечили защиту от наводнений и землетрясений, равных по силе самым крупным из наблюдавшихся здесь за последние 500 лет. Подход же к цунами все время был иным. «Это представляется непоследовательным. Чем цунами менее опасны, чем наводненийя и землетрясения?» Доктор Барнетт сказал, что на прибрежные проекты должны распространяться те же самые ограничения при проектировании, как на проекты для склонных к затапливанию речных пойм. Что прибрежному девелопменту нужен более жесткий контроль.

Здания, построенные на побережье (некоторые — фактически на приливной отметке), должны быть либо перемещены дальше вглубь острова, либо подняты на сваях или иных (скорее всего, железобетонных) конструкциях на должную высоту. Такие здания также повреждались бы цунами, но люди внутри были бы защищены. Такой порт, как Вангареи, всегда был абсолютно опасной с точки зрения воздействия цунами зоной, поскольку это воздействие усиливали гавани. Была необходима дополнительная защита как города, так и нефтеперерабатывающего завода. Доктор Барнетт напомнил, что он принимал участие в девелопменте порта Вангареи (известного также как Нортпорт) и что участникам проекта памятно последнее крупное цунами, обрушившееся на эту часть новозеландского побережья. Речь идет о трехметровой волне, поразившей в 1960 прибрежную местность Тутукака. Волну породило 9,6-балльное землетрясение, произошедшее недалеко от чилийского побережья. Но тогда удар цунами совпал с отливом. К тому же, в то время население местности было весьма немногочисленным.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2006 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость