В Совете Министров Республики Беларусь


В Беларуси на реализацию 105 инвестиционных проектов в 2006 году будет привлечено более $1,8 млрд иностранных кредитов. В настоящее время ведется активная работа по наполнению иностранной кредитной линии. Об этом сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко 25 апреля на заседании Совета Министров. Он также отметил, что в рамках работы по освоению кредитной линии Китая сформирован пакет инвестиционных предложений, включающий 43 проекта на $1,6 млрд. Наиболее крупные и значимые для Беларуси предложения направлены в адрес премьера Государственного Совета КНР. Владимир Семашко сообщил, что для государственной поддержки инвестиционного процесса подготовлен проект постановления правительства о возмещении в 2006 году юридическим лицам, реализующим инвестпроекты, процентов за пользование банковским кредитом. Документ предусматривает оказание господдержки 19 проектам, которые реализуются с привлечением кредитных ресурсов банков.

За первый квартал 2006 года инвестиции в основной капитал Беларуси возросли в сопоставимых ценах на 36,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Высокий темп роста инвестиций связан с увеличением поставок оборудования по важнейшим инвестиционным проектам. По объектам производственного назначения использовано Br1,9 трлн, или 63,6% от общего объема инвестиций в основной капитал. За первый квартал 2005 года было использовано 62,5% инвестиций. Задания по инвестициям выполнили большинство министерств и концернов. Такой высокий результат получен за счет высокой инвестактивности предприятий машиностроения, несмотря на то, что ряд ведомств не справились с доведенными заданиями по росту инвестиций.

Производить отечественное

Беларуси следует увеличить производство импортозамещающих товаров. Нужно инвестировать средства в средние и малые предприятия, которые будут производить такую продукцию. Об этом сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на заседании Совета Министров. Он также обратил внимание на необходимость эффективного использования товаров промежуточного импорта. Промежуточный импорт должен направляться на развитие экономики, способствовать росту экспортных поставок нашей продукции. Говоря о гибкости производства, премьер-министр отметил необходимость ухода от преимущественного экспорта автомобильной техники, тракторов. Следует ориентироваться на производство других экспортоориентированных товаров — например, холодильников, газовых плит, электрических ламп, продуктов питания и др.

Как отметил министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, объем внешней торговли товарами и услугами из расчета в фактических ценах составил 138% к январю-февралю 2005 г. (прогноз на год — 108,3-109,3%), в том числе экспорт — 128,9% (108,5-109,5%), импорт — 149,3% (108-109%). За этот период сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительным и составило $179,2 млн. По словам главы внешнеполитического ведомства, значительный прирост объемов импорта обусловлен рядом факторов — в частности, на 46% — приростом энергетического импорта. Однако, поскольку баланс по энергоресурсам в Беларуси в начале года сложился положительным, прирост энергетического импорта оказал положительное влияние на внешнюю торговлю. Кроме того, прирост импорта связан с увеличением импорта прочих промежуточных товаров. По словам Сергея Мартынова, если данные товары будут использоваться для производства экспортоориентированной продукции, то это будет иметь положительный результат для экономики. Если они пойдут на увеличение складских запасов, то необходимо будет принимать меры по ограничению этой категории импорта. В настоящее время наблюдается недостаточная эффективность промежуточного импорта с точки зрения экспортной ориентации экономики страны, констатировал глава МИД. Рост импорта инвестиционных товаров дал 10% общего прироста импорта. По оценке Сергея Мартынова, ввоз таких товаров для экономики необходим.

За счет его происходит обновление и модернизация парка оборудования. При этом необходимо усилить контроль за вводом в действие ввезенного технологического оборудования, чтобы это, в свою очередь, способствовало наращиванию экспортной продукции. По словам Сергея Мартынова, влияние этих факторов дало прирост импорта на $845 млн, или 84% общего прироста импорта. Без учета этих факторов импорт вырос бы не более чем на 8,3%, что практически соответствует прогнозному заданию. Глава внешнеполитического ведомства также отметил, что за январь-февраль на 55% увеличился импорт непродовольственных потребительских товаров. В целом по оценке МИД более 60% прироста импорта приходится на зарубежные аналоги товаров, производимые предприятиями Беларуси. Сергей Мартынов рекомендовал предприятиям в целях повышения конкурентоспособности товаров переходить от опытно-экспериментального и мелкосерийного к крупносерийному и массовому производству потребительских товаров известных брэндов. По его словам, следует также наладить «отсев» несоответствующей стандартам продукции, в первую очередь, путем маркировки ее контрольными знаками.

Инфляция под контролем

Инфляция за апрель может составить не более 0,7-0,8%. За две недели текущего месяца рост потребительских цен в Беларуси составил 100,7%. Об этом сообщил министр экономики Николай Зайченко. Он отметил, что резких скачков цен на товары в период пасхальных праздников не наблюдалось. Цены на рынке контролируются. Вместе с тем, обсуждая данную тему, премьер-министр страны Сергей Сидорский призвал Минэкономики отреагировать на изложенные недавно в средствах массовой информации мнения людей, которые считают, что цены на продукты перед праздниками увеличились. "Мы не должны повторить ситуацию, которая сложилась в предновогодние праздники, когда цены на продукцию возросли", — подчеркнул он и предостерег местные органы власти от повышения цен в период майских праздников, когда покупательская способность населения также повышается. Все эти вопросы должны быть сняты, подчеркнул премьер.

Господдержка в обмен на акции

Убыточные акционерные общества получат господдержку в обмен на передачу всего пакета акций. Правительство разработало проект указа президента, который касается реструктуризации задолженности акционерных предприятий. Речь идет о 108 промышленных предприятиях. Об этом сообщил первый вице- премьер Владимир Семашко. Принципиальной позицией документа станет передача государству всего пакета акций каждым ОАО в обмен на возможность предоставляемых преференций. «Здесь правительство не навязывает акционерам какие-то обязательства. Это дело добровольное. Но если хочешь господдержку — отдавай акции. Жесткое, но справедливое требование», — считает Владимир Семашко. По его словам, предприятиям, которые будут работать по этому указу, уже сейчас, не дожидаясь принятия данного документа, необходимо приступать к подготовке конкретных мер по финансовому оздоровлению. Речь идет о разработке и защите бизнес-планов. Анализируя в целом работу в данном направлении, Владимир Семашко сказал, что ни одно неплатежеспособное предприятие не должно остаться вне системы финансового оздоровления.

Использование бюджетных средств

В Беларуси следует более взвешенно подходить к использованию бюджетных средств. Такое мнение высказал министр финансов Николай Корбут на заседании Совета Министров. Говоря об исполнении республиканского бюджета в 1-м квартале, он отметил, что все расходы были профинансированы в заявленных объемах, обеспечено выполнение доходной части бюджета. Фактически в бюджет поступило 6,1 трлн рублей, или 106,4% (с учетом целевых фондов). При этом сумма доходов, поступивших сверх плана, в январе-марте незначительна — 25 млрд рублей. В течение этого периода были отмечены определенные отставания по поступлениям НДС, акцизов на автомобильное топливо. Как отметил министр финансов, одним из факторов, снижающих ресурсы бюджета, стало принятие решений об освобождении отдельных предприятий от платежей в бюджет, оказании им поддержки в соответствии с указом президента о реструктуризации задолженности убыточных госорганизаций. Недопоступления доходов бюджета по итогам этого года прогнозируются в объеме 650 млрд рублей, или около 8% всех доходов.

В целом с учетом целевых бюджетных фондов за 1-й квартал 2006 г. сложился профицит государственных финансовых средств в сумме 470 млрд рублей, без учета фондов — дефицит в сумме 170 млрд рублей. Напомним: по итогам 2006 года дефицит республиканского бюджета запланирован в объеме 1,1 трлн рублей. Основным источником финансирования дефицита в январе-марте стало размещение государственных ценных бумаг. При этом Николай Корбут обратил внимание на необходимость проведения Минфином и Национальным банком более согласованной политики на финансовом рынке. В противном случае бюджет не сможет в полном объеме привлечь средства для финансирования дефицита бюджета (план — 500 млрд рублей). Министр также отметил, что в текущем году, в отличие от 2005-го, нет предпосылок для значительного перевыполнения доходной части. В настоящее время финансирование из бюджета по заявкам идет с отставанием на 3-5 дней. По его словам, к концу первого полугодия может возникнуть напряженность в бюджетных расходах, если не будет обеспечиваться должное выполнение основных подходов при формировании доходов бюджета. В частности, Николай Корбут потребовал обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств, в том числе в части финансирования АПК, более строгое соблюдение сметной дисциплины, поскольку по итогам квартала общий объем кредиторской задолженности по местным бюджетам составил более 150 млрд рублей.

«Белместпром» ликвидируют

Правительство приняло принципиальное решение относительно концерна «Белместпром»: он будет ликвидирован, а подведомственные ему предприятия перейдут к более сильным министерствам и концернам. Об этом сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко. Он отметил, что концерн «Белместпром» не выполняет прогнозные показатели социально-экономического развития. В первом квартале сохранялись проблемы с ростом объема производства. Реструктуризация концерна позволит к концу текущего года исправить ситуацию в отрасли. Анализируя в целом работу промышленности в первом квартале, Владимир Семашко указал также на невыполнение отдельных прогнозных показателей концерном «Беллесбумпром». Сложной остается также ситуация в концерне «Беллегпром». Руководителям этих ведомств предстоит принять ряд дополнительных мер по исправлению существующего положения.

Убыточные предприятия

Правительство намерено в 2006 году принять кардинальные меры по улучшению финансового состояния предприятий и сокращению неплатежеспособных организаций, в том числе убыточных. Основное внимание обращено на финансовую стабилизацию малых и средних предприятий. Об этом заявил Владимир Семашко 25 апреля на заседании Совета Министров. Он отметил, что по итогам 2005 года за счет переоценки собственности количество убыточных предприятий снизилось до 370. «Это обычная бухгалтерская операция, которая постоянно осуществляется по итогам года. Но затем, когда процесс пошел своим чередом, в феврале и марте количество убыточных предприятий увеличилось до более 2,6 тыс., в том числе в промышленности — 471 предприятие». В связи с этим правительство должно создать более совершенную систему управления предприятиями. Предстоит привлечь инвестиции для их финансового оздоровления, обновить парк технологического оборудования. Кроме того, необходимо сместить акцент в оценке работы предприятий с количественных показателей к качественным. «Но это не означает замену одного другим. Надо заниматься и ростом объемов производства, и повышением рентабельности», — отметил Владимир Семашко. Он также отметил, что правительство рассматривает целесообразность включения в перечень прогнозов показателя, характеризующего объем реализованной продукции. «Хотя формально объем реализованной продукции — это тоже, по сути, количественный показатель.

Тем не менее, он будет работать на качественную сторону экономического роста. Таким образом мы сможем одновременно решать вопросы расчетов, платежной дисциплины, сокращения задолженности. Это то, что нам сейчас крайне необходимо», — подчеркнул первый вице-премьер. Владимир Семашко также сказал, что в стране уже работает и дает результаты такая действенная система оздоровления экономики, как бизнес- планирование предприятий. На это направлен указ главы государства, принятый в январе текущего года, который касается реструктуризации задолженности и некоторых мер по финансовому оздоровлению убыточных госорганизаций. В короткие сроки была проделана работа по включению механизма оздоровления, предусмотренного этим указом, подчеркнул он. К настоящему времени бизнес-планы более 300 убыточных организаций направлены в органы государственного управления, в компетенции которых находится принятие решений по реструктуризации задолженности. Предоставляемые отсрочки по этим организациям на 1 апреля составили более 380 млрд рублей, из них 269 млрд — по предприятиям республиканской собственности. Самая крупная отсрочка предоставлена по платежам в бюджет. Это 63% от всей задолженности, подлежащей реструктуризации.

Подготовил по материалам пресс-службы Совмина Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость