Утверждена программа «Дороги Беларуси»

В 2005 году завершена реализация Государственной программы «Дороги Беларуси» на 1997-2005 годы, одобренной на заседании президиума Совета Министров Республики Беларусь 2 октября 1997 г. Программа выполнялась в объемах финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете страны, которые составляли 40-50% от потребностей, определенных программой. Об этом сообщил 7 апреля на пресс-конференции начальник отдела развития дорожной сети департамента «Белавтодор» Владимир Мардилович.

По его словам, за 1997-2005 гг. реконструировано и построено 1306 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 317 км республиканских и 989 км местных. Выполнен капитальный ремонт 4341 км дорог общего пользования, в том числе 1715 км республиканских и 2626 км местных. Основным итогом реализации Государственной программы «Дороги Беларуси» на 1997-2005 гг. явилось завершение формирования сети автомобильных дорог общего пользования. Ее протяженность по состоянию на 1 января 2006 г. составила 82.958 км, из которых 15.406 км республиканские дороги и 67.552 км — местные. «Сеть сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны, социальных потребностей населения и не требует строительства новых направлений», — отметил В. Мардилович. Однако транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования не удовлетворяет в достаточной степени потребностям народного хозяйства в автомобильных перевозках. Особую озабоченность вызывает ежегодное увеличение недоремонтов автомобильных дорог общего пользования.

Протяженность дорог, на которых превышены межремонтные сроки по капитальному ремонту, составила 42.535 км (51,3%), в том числе республиканских — 10.729 км (69,6%) и местных — 31.806 км (47,1%). Несвоевременный ремонт и восстановление ежегодного износа дорог ведет к необратимому процессу ухудшения состояния дорожных покрытий и потребует в дальнейшем в 2,5-3 раза больше средств, чем затраты на эти цели с соблюдением межремонтных сроков. Транспортно-эксплуатационное состояние республиканских дорог по интегральному показателю ровности оценивается как хорошее — 4992 км (32,4%), удовлетворительное — 7734 км (50,2%), неудовлетворительное — 2680 км (17,4%). Протяженность республиканских дорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 10 и 11,5 тонн, составляет 19,4%, а дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами и допускающих нагрузку на одиночную ось менее 30 тонн, — 65,7%. Не менее сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов (далее — сооружения). Всего на дорогах общего пользования сьраны имеется 5223 сооружения общей протяженностью 167.258 пог. м, в том числе на республиканских — 2145 сооружений (89.772 пог. м) и на местных — 3078 сооружений (77.486 пог. м). Не отвечают нормативным требованиям 2238 сооружений, или 42%, в том числе на республиканских дорогах — 1560 сооружений, или 72,4%, из них по грузоподъемности — 864 сооружения (40,1%), по габариту — 696 сооружений (32,3%).

Создавшаяся ситуация усугубляется постоянным ростом нагрузки на дорожные покрытия, что обусловлено быстрым ростом в стране числа транспортных средств. В настоящее время количество транспортных средств составляет 2,9 млн штук. По прогнозным оценкам, к 2015 году количество транспортных средств составит около 4 млн штук. Постоянно увеличивается доля тяжелых и крупногабаритных транспортных средств (далее — ТКТС) с нагрузкой на одиночную ось более 10 тонн. За последние 6 лет количество ТКТС выросло с 44,4 тыс. до 80,1 тыс.

Задачи и цели программы

Цель программы — создание условий для дальнейшего динамичного развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства и дальнейшего повышения деловой активности населения.

Основными задачами, решение которых предусматривает программа «Дороги Беларуси» на 2006-2010 гг., являются модернизация дорог на всех направлениях международных транспортных коридоров с повышением их несущей способности до 11,5 тонн на одиночную ось, повышение технического уровня республиканских дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами, а также реконструкция наиболее грузонапряженных участков по нормативам 1 категории общей протяженностью 314 км.

Отметим, что в ходе реализации программы будет завершено строительство обходов 10 городов с целью разгрузки улиц от интенсивного транзитного движения транспортных средств и улучшения экологической обстановки в этих населенных пунктах, улучшится транспортно-эксплуатационное состояние республиканских дорог с доведением показателя по ровности до 3,6 м/км к 2016 году. За этот промежуток времени появится свыше 600 объектов придорожного сервиса с целью повышения транзитных возможностей и привлекательности белорусских дорог для развития иностранного туризма. Предполагается, что общий объем финансирования программы составит 23,3 трлн рублей, из них республиканских дорог — 14,6 трлн рублей, местных дорог — 8,7 трлн рублей. Из общей суммы на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог планируется направить 18,6 трлн рублей, в т.ч. республиканских — 12,3 трлн рублей, местных — 6,3 трлн рублей.

Строительство и реконструкция

На финансирование строительства и реконструкции дорог и мостов планируется направить 3360 млрд рублей (14%), в т.ч. республиканских — 2731 млрд рублей (19%), местных — 629 млрд рублей (7%). На эти средства будут осуществлены работы, связанные с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог, благодаря которым будет увеличена пропускная способность ряда участков дорог и повышена безопасность движения, а также строительство дорог в обход городов и перестройка грунтовых дорог. Общий объем работ составляет: по автомобильным дорогам — 5421 км, в том числе республиканским — 861 км, местным — 4560 км, мостам и путепроводам — 4834 пог. м, в том числе на республиканских дорогах — 26688, на местных — 2166.

Капитальный ремонт

Объем финансовых средств на капитальный ремонт автомобильных дорог и мостов запланирован в размере 5400 млрд рублей (23%), в т.ч. республиканских — 4217 млрд рублей (29%), местных — 1183 млрд рублей (14%). За эти средства предусматривается выполнить комплекс работ по восстановлению изношенных дорожных и мостовых конструкций или их замене на более прочные и экономичные, а также работы по обеспечению безопасности движения, обустройству дорог, в результате которых будут установлены транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых дорог и обеспечены требуемые условия движения. Общий объем работ составит: по автомобильным дорогам — 9921 км, в том числе республиканским — 5320 км, местным — 4601 км, мостам и путепроводам — 46697 пог. м, в том числе на республиканских дорогах — 35.078, на местных –11.619.

Текущий ремонт

Планируется, что объем финансовых средств, выделенных на текущий ремонт автомобильных дорог, составит 4777 млрд рублей (20%), в т.ч. республиканских — 2453 млрд рублей (17%), местных — 2324 млрд рублей (27%). За счет этого предусмотрено устройство слоев наноса дорожных покрытий (тонких асфальтобетонных слоев, поверхностных обработок), что позволит избежать интенсивного износа покрытий и предотвращать развитие дефектов на них. Общий объем работ составляет: по автомобильным дорогам — 63.828 км, в том числе республиканским — 24.860 км, местным — 58.967 км; мостам и путепроводам — 43092 пог. м, в том числе на республиканских дорогах — 23.414, на местных — 19.678.

Содержание

На содержание автомобильных дорог программой определены финансовые ресурсы в размере 5062 млрд рублей (22%), в т.ч. республиканских — 2863 млрд рублей (19%), местных — 2199 млрд рублей (25%), За эти средства будет осуществляться поддержание транспортно-эксплуатационного состояния дорог и обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями нормативных документов. В программе определены основные направления деятельности в области повышения безопасности дорожного движения, развития научно-технического прогресса, кадрового обеспечения, развития придорожного сервиса.

В результате реализации программы к 2016 году будет улучшено транспортно-эксплуатационное состояние республиканских дорог: по интегральному показателю ровности будет исключена имеющаяся протяженность участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием 2680 км, с удовлетворительным уменьшается с 7734 км до 6897 км, а с хорошим состоянием увеличится с 4992 км до 8636 км. Уменьшится с 10.729 км до 7145 км протяженность участков дорог с превышенными межремонтными сроками по капитальному ремонту. Все мосты и путепроводы будут соответствовать нормативным требованиям. Увеличится протяженность участков республиканских дорог 1 категории на 314 км и составит в целом 1408 км.

Республиканские дороги, связывающие г. Минск с областными центрами и на направлениях международных транспортных коридоров, будут обеспечивать пропуск нагрузки на одиночную ось 11,5 тонн. Все местные дороги к 2016 году будут иметь твердое покрытие, что обеспечит круглогодичный проезд автотранспорта ко всем населенным пунктам. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий, среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 1,8 рубля. Выполнение программы позволит обеспечить народному хозяйству ежегодный прирост ВВП в размере 2,1%.

Контроль за дорожным движением

Концепция безопасности дорожного движения основывается на принципе разделения функций управления и контроля дорожного движения. Государственный технический осмотр транспортных средств является одним из важнейших направлений по обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности на транспорте. Об этом сообщил 7 апреля на пресс-конференции начальник транспортной инспекции Минтранса Беларуси Сергей Данилович.

По его словам, до 1июля 2003 г. в стране действовали 4 диагностические станции, подведомственные ГАИ МВД (Минск, Могилев, Кобрин и Боровляны), которые проводили государственный технический осмотр транспортных средств. За период действия Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» (принят 17.07.2002 г.) по состоянию на 23.03.2006 г. на территории Республики Беларусь действует 162 диагностических станций (ДС), в том числе 25 мобильных. Все станции оснащены современным диагностическим оборудованием для проверки технического состояния транспортных средств, имеют обученный персонал и разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на проведение государственного технического осмотра. Из общего количества ДС 88 (54%) расположены на производственных площадях автотранспортных организаций, подведомственных Минтрансу.

В соответствии с утвержденной Минтрансом программой развития сети диагностических станций на 2005-2006 гг. в 2005 году введены в эксплуатацию 23 новых стационарных диагностических станции, 7 мобильных. Существующие ранее 18 пунктов технического контроля переоборудованы и преобразованы в стационарные диагностические станции, 4 — в мобильные диагностические станции. Наличие мобильных диагностических станций позволяет обеспечить потребности автовладельцев всех форм собственности в услугах по гостехосмотру в районах, где строительство ДС еще планируется или экономически нецелесообразно в связи с малым количеством зарегистрированных транспортных средств. В настоящее время 51 район не имеет стационарных ДС и обслуживается мобильными станциями. Размещение и работа мобильных станций организована в соответствии с графиками, утвержденными Минтрансом по согласованию с облисполкомами. Таким образом, созданная сеть диагностических станций обеспечивает все районы страны услугой государственного технического осмотра в радиусе до 30 км. Автовладелец может пройти гостехосмотр на любой диагностической станции независимо от места регистрации транспортного средства. Работа станций организована в удобное для клиентов время включая выходные дни.

Проверки техосмотра

УП «Белтехосмотр» организован постоянный контроль качества выполнения работ по государственному техническому осмотру на диагностических станциях. В 2005 г. на государственный технический осмотр было представлено 48% от общего количества зарегистрированных в Республике Беларусь, что на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из общего количества с первого раза государственный технический осмотр прошли 78%. За январь-март месяц 2006 г. на государственный технический осмотр было представлено более 232 тысяч единиц транспортных средств. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 7%. Анализ результатов прохождения автовладельцами гостехосмотра показывает, что загрузка диагностических станций в течение года осуществляется неравномерно. Основная нагрузка приходится на конец года. Несмотря на проводимую УП «Белтехосмотр» совместно с руководителями диагностических станций работу, эта тенденция прослеживалась и в 2005 году, феврале-марте текущего года.

Проверки перевозчиков

За январь-февраль 2006 г. проведено 60 плановых проверок предприятий и 232 проверки на линии, что составило 100% и 103,1% к плановым показателям соответственно. В ходе проведенных мероприятий на линии проверено 2179 транспортных средств, составлено 312 актов, выявлено 2977 нарушений, изъято 152 лицензионных карточки. По составленным актам выданы предписания о недопущении повторных нарушений. По материалам, направленным Транспортной инспекцией, Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси за январь-февраль 2006 г., приостановлено действие 7 лицензий, аннулирована 1 лицензия. С 16.02.2006 по 01.03.2006 Транспортной инспекцией составлено 13 протоколов об административных правонарушениях по статье «Безбилетный провоз пассажиров», сумма штрафов, наложенных на лиц по делам об административных правонарушениях, составила 1,5 млн рублей.

Вопрос о наведении должного порядка в области пассажирских перевозок находится на постоянном контроле Транспортной инспекции. Так, по итогам проверок за март Транспортной инспекцией для принятия решения в соответствии с действующим законодательством в Минтранс направлено 14 материалов в отношении перевозчиков, допустивших нарушения осуществления лицензируемого вида деятельности, что в 2 раза больше, чем за январь-февраль текущего года. По статье 126-1 АКРБ составлено уже 55 протоколов, сумма штрафов составила 6,6 млн руб. Транспортной инспекцией также уделяется особое внимание выявлению перевозчиков пассажиров, осуществляющих свою деятельность без соответствующего специального разрешения (лицензии). За январь-февраль месяц текущего года выявлено 76 случаев осуществления транспортной деятельности без соответствующего специального разрешения. По всем фактам направлены сообщения в ИМНС. По результатам проведенных транспортной инспекцией совместно с ИМНС спецмероприятий и направленным сообщениям о нарушениях транспортного законодательства в январе текущего года общая сумма штрафных санкций составила 2,8 млн рублей, подвергнуто аресту 2 транспортных средства.

По материалам пресс-конференций подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость