«Белавтодор» подвел итоги работы за 2005 год

Дорожники рассмотрели работу дорожной отрасли за 2005 год, который венчает итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2001- 2005 годах, и определили задачи на 2006 год. Дорожная деятельность становится основным условием эффективной работы транспорта. За период прошедшего пятилетия в рамках выполнения Государственной программы «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» дорожная отрасль динамично развивалась и характеризуется следующими основными показателями.

Содержание автомобильных дорог


Вопросам содержания дорог в прошедшем году департаментом «Белавтодор» было уделено особое внимание. Инспекцией «Белдорцентра» и автодорами осуществлялся постоянный контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог, и прежде всего — в части обеспечения безопасности дорожного движения. Анализ результатов осеннего осмотра 2005 года показывает, что в целом эксплуатационное состояние республиканских дорог по сравнению с 2004 годом несколько улучшилось. Средневзвешенная оценка эксплуатационного состояния составила 3,75 балла. По конструктивным элементам, как и в прошедшие периоды, наименьшую оценку эксплуатационного состояния имеют проезжая часть и водопропускные трубы, а наибольшую — обустройство дорог. Эти данные еще раз подтверждают существующую проблему недоремонтов. Средняя оценка эксплуатационного состояния местных дорог составила 3,61 балла и качество содержания — 3,67 балла. Оба показателя, характеризующие эксплуатационное состояние и качество содержания дорог, снизились как в целом по сети местных дорог, так и по всем облдорстроям за исключением Брестского.

Технический надзор

В соответствии с указом главы государства с 1 сентября 2005 г. технический надзор за работами по содержанию и текущему ремонту республиканских автомобильных дорог, выполняемыми собственными силами автодоров, осуществляет «Белдорцентр». Технический надзор за работами по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству местных автомобильных дорог, выполняемыми собственными силами облдорстроев, осуществляют автодоры. Внедрение независимого от исполнителей работ технического надзора за всеми дорожными работами позволило установить контроль за целевым и эффективным использованием средств дорожных фондов, в особенности в коммунальном дорожном хозяйстве. Повысилось качество ремонтно-строительных работ, установлен постоянный контроль состояния и качества содержания автомобильных дорог.

Контроль проезда ТКТС

В 2005 году контроль проезда ТКТС по автомобильным дорогам страны осуществлялся 17 стационарными и 9 передвижными постами весогабаритного контроля Транспортной инспекции и «Белдорцентра». Компенсация ущерба государству от несанкционированного проезда ТКТС составила 7347 млн рублей. Предварительно оформлено 10.907 специальных разрешений на проезд ТКТС на общую сумму 1718 млн рублей. Это самая незначительная часть компенсации затрат, связанных с устранением дефектов по результатам проезда ТКТС.

Состояние искусственных сооружений

На сегодняшний день на автомобильных дорогах общего пользования эксплуатируется 2294 сооружения (43,9%), не соответствующих нормативным требованиям. В том числе на республиканских автодорогах 860 сооружений (40,1%) и 1434 (46,6%) — на местных. Макроэкономические расчеты, выполненные с использованием программного комплекса «Белмост», показывают, что на содержание и текущий ремонт мостов на республиканских дорогах необходимо ежегодно направлять 36 млрд руб. (программа на 2005 год — 22,9 млрд руб.), а для доведения технических параметров мостов до нормативных необходимо в целом 810 млрд руб. (программа на 2005 год — 27,5 млрд руб.). Т.е. нынешний уровень финансирования мостовых работ позволяет только поддерживать состояние мостового парка, не допуская его ухудшения. В соответствии с поручением коллегии департамента предприятиями республиканских и местных автомобильных дорог в 2005 году составлены планы и проведена значительная работа по устранению критических дефектов на 189 мостах.

Наведение порядка на земле

Вопросы, связанные с работой организаций дорожного хозяйства по наведению порядка на земле, постоянно находятся на контроле департамента и неоднократно рассматривались на заседаниях коллегии департамента. Особое внимание уделяется содержанию полос отвода и площадкам для стоянки автотранспорта. На эти цели расходуется около 11% средств, выделяемых на содержание дорог. Сбор и анализ оперативной информации о состоянии автомобильных дорог осуществляется по республиканским дорогам ежедневно, по местным — не реже одного раза в неделю. В октябре 2005 г. проведен смотр-конкурс по благоустройству производственных баз и закрепленных за организациями территорий. Определены победители и лауреаты. В номинации «Лучшая организация дорожного хозяйства» победителем конкурса признано ДЭУ-52 «Гродноавтодора», лауреатами стали ДЭУ-43 «Гомельавтодора» и УПТК «ДСТ-1».

Технологическая связь

В отчетном году завершены работы по реализации проекта «Модернизация технологической связи в дорожном хозяйстве». В настоящее время покрытие радиосвязью республиканских автомобильных дорог составляет более 80%. Всего функционируют 82 базовые, 112 стационарных и 2562 абонентские радиостанции. Обеспечены средствами радиосвязи все дорожные организации. Оснащенность техники, участвующей в зимнем содержании республиканских автодорог, составила 73,1%. В 2005 году введено 9 дорожноизмерительных станций. По состоянию на 01.01.2006 в сети департамента «Белавтодор» функционирует 56 ДИС.
Наличие и оценка реальной информации о погодно-климатических условиях является основой зимнего содержания дорог, позволяющей уменьшить нормативные сроки обработки и расчистки покрытий с оптимизацией затрат на материалы и механизмы. В 2006 году планируется организовать прием данных с метеорадара национального аэропорта «Минск» о погодно-климатических условиях на всей территории страны и передачу их во все автодоры. Эта информация еще в большей степени позволит оптимизировать затраты и повысить уровень организации работ, связанных с зимним содержанием дорог.

Повышение безопасности движения

На автомобильных дорогах общего пользования произошло 3589 ДТП, в которых погиб 1231 человек и получил ранения 3681 человек. В сравнении с 2004 годом число ДТП увеличилось на 2,1%, количество погибших уменьшилось на 20 человек, количество раненых возросло на 94 человека. Не было допущено дорожно-транспортных происшествий по прямой причине неудовлетворительного состояния дорог, но по сопутствующим дорожным условиям зарегистрировано 25 ДТП, или 96,2% к 2004 году. Отдельно нужно сказать о кольцевой дороге вокруг г. Минска. За 2005 год на МКАД произошло 67 ДТП — в сравнении с 2004 годом рост на 6,3%. Погибло в ДТП 30 человек (рост 20%) и получил ранения различной степени тяжести 51 человек (снижение на 5,6%). Уменьшилось число ДТП с участием пешеходов, на 14,6%, снизилась их тяжесть, количество погибших и раненых пешеходов. Основной причиной происшествий с участием пешеходов явился переход дороги в неустановленном месте. В соответствии с отраслевой программой «Повышение безопасности движения на автомобильных дорогах общего пользования на 2000-2005 годы» дорожными организациями выполнялись работы по совершенствованию безопасности дорожного движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, их учету и анализу, а также обследованию дорожных условий в местах совершения ДТП, установлению причин их возникновения, разработке мероприятий по повышению безопасности движения. В 2005 году при обустройстве аварийноопасных участков на республиканских дорогах применялся экспериментальный комплекс технических средств (светофорная сигнализация, цветные шумовые полосы, дорожные знаки «Аварийный участок», цветная разметка пешеходных переходов, светоотражающие маркеры типа «кошачий глаз», искусственное освещение пешеходных переходов). Завершены работы по устройству освещения на всем протяжении кольцевой дороги вокруг г. Минска.

Своевременно и качественно выполненная горизонтальная разметка автомобильных дорог является важным фактором повышения их потребительских качеств. Применение дорожной разметки дает возможность без больших финансовых затрат увеличивать скорость движения автомобилей и пропускную способность дорог, а также более чем на 20% уменьшать количество ДТП. Предприятиям автомобильных дорог необходимо усилить входной контроль качества разметочных материалов и их составляющих, обеспечить оперативный контроль расхода разметочных материалов, в случае преждевременного износа разметки добиваться выполнения поставщиками материалов и производителями работ договорных гарантийных обязательств. В 2005 году на республиканских дорогах устроено 139 площадок для остановки автобусов, 206 автопавильонов, 86,6 км тротуаров и пешеходных дорожек.

Заасфальтировано 17,1 км обочин на участках передвижения пешеходов и велосипедистов. Выполнена реконструкция существующих и устроено 62 новых площадки для отдыха. Приведено в соответствие с требованиями стандартов и отремонтировано 43.965 пог. м дорожных барьерных ограждений. Обновлена горизонтальная разметка покрытий всех республиканских дорог. Однако, несмотря на принятие комплекса мер, существенного положительного результата в части снижения количества ДТП не достигнуто. Эта тема требует всестороннего внимания, и не только со стороны дорожников! В 2005 году для обустройства мест производства работ современными техническими средствами организации дорожного движения автодорами дополнительно было приобретено 245 шт. травмобезопасных заполняемых водой дорожных ограждений, более тысячи сигнальных конусов, 63 световых сигнальных прибора, 2 комплекта световых приборов типа «бегущая волна», 400 пог. м дорожного сепаратора, более 3 тыс. м ограждающей ленты. Однако этого крайне недостаточно, да и используются эти элементы не всегда эффективно. До начала сезона всем заказчикам и подрядчикам необходимо обеспечить выполнение поручений департамента в части оснащения всех объектов ремонта и строительства современными средствами организации движения и их применение в полном соответствии с проектами ограждения мест производства работ.

Придорожный сервис

Вопрос развития объектов придорожного сервиса находится под особым вниманием и контролем со стороны президента и правительства Республики Беларусь. На департамент возложены функции по координации работ по развитию объектов сервиса. Предприятиями дорожного хозяйства в 2005 году выдано 205 технических условий и согласований на размещение объектов придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционирует 1116 платных объектов придорожного сервиса. Строительство и реконструкция объектов придорожного сервиса в 2005 году осуществлялись в соответствии с заданием, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2003 г. №335. В 2005 году было создано 23 объекта общественного питания, 8 АЗС, 12 АГЗС, 2 кафе, 1 мойка, установлено 47 универсальных телефонов-автоматов, выполнен ремонт и реконструкция 45 объектов торговли и общественного питания, построено и реконструировано 65 площадок отдыха.

Работа подрядных организаций

За прошедший год подрядными организациями департамента выполнена программа работ в целом и по всем источникам финансирования. Обеспечен ввод всех запланированных объектов. Доля работ по заказам организаций, не входящих в систему Минтранса, составила 31,6% при задании не менее 20%. «Белдорресурс» обеспечил потребность дорожных организаций в основных дорожно-строительных материалах для выполнения программы дорожных работ. Подрядными организациями «ДСТ №4», «Белтрансстрой», «ДСТ №3» активно использовались экспортные возможности и по результатам работы за год эти предприятия увеличили свой экспортный потенциал.

Работа промышленных предприятий

Промышленными предприятиями департамента произведено товарной продукции на 34 млрд руб. в действующих оптовых ценах, или 108,4% к заданию. На щебеночном заводе в г. Фаниполе начат выпуск щебня мелких фракций. Произведено 1893 т металлического барьерного ограждения. Однако оцинкование металлического барьерного ограждения до настоящего времени в Беларуси не производится, поэтому необходимо еще раз вернуться к вопросу производства оцинкования барьерного ограждения.

Выполнение тематического плана НИОКР

Организации, осуществляющие научно-техническое сопровождение работ в дорожном хозяйстве, работали по 76 темам, направленным на решение наиболее важных проблем дорожного хозяйства. Разработано 39 нормативных и вспомогательных документов. В 2005 году экономическая эффективность внедренных научно-технических разработок в части применения новых материалов составила 4,7 млрд руб. Все предприятия дорожного хозяйства за исключением «Белтрансстроя» сертифицировали систему менеджмента качества по международным стандартам серии ИСО 9000. Систему экологического менеджмента в 2005 году в соответствии с решением коллегии сертифицировали 10 организаций дорожного хозяйства.

Энергосбережение

В 2005 году в дорожных организациях проводилась определенная работа по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов. Внедрение мероприятий по энергосбережению позволило сэкономить 4860 т у.т., экономический эффект от внедренных мероприятий составил 712,6 млн руб. В течение 2005 года организации департамента регулярно обеспечивали своевременность и полноту расчетов за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

Инвестиции

В результате проведения департаментом целенаправленной работы обеспечено выполнение задания по инвестициям в основной капитал. Выполнена Госинвестпрограмма и программа техперевооружения. Инвестиции за счет средств республиканского дорожного фонда составили 193,2 млрд руб., инвестировано за счет средств организаций и кредитов 48,9 млрд руб. В течение трех последних лет организации департамента значительно увеличили объем использования собственных средств на приобретение машин и механизмов. Однако даже при соблюдении таких темпов потребуется еще от 8 до 15 лет на обновление существующего парка машин, механизмов и оборудования, так как в настоящее время свыше 4000 машин и оборудования, или 55%, эксплуатируются с превышением сроков службы.

Совершенствование ценообразования

Департаментом постоянно ведется работа по стабилизации ценовой ситуации в дорожном хозяйстве. Систематический контроль за формированием цен и проведение тендеров обеспечили стабилизацию цен на основные дорожно-строительные материалы, конструкции и технику, производимые организациями департамента. В соответствии с указом главы государства 2005 год явился годом перехода на новый порядок формирования договорных (контрактных) цен и расчетов между заказчиком и подрядчиком, обязательное проведение подрядных торгов на строительство объектов. Во исполнение данного указа департаментом были разработаны и внесены изменения в нормативно-правовые документы по вопросам ценообразования. Следует отметить, что в работе организаций по конкурсному размещению заказов на выполнение дорожных работ, закупку товаров и услуг имеется немало недостатков, связанных с неправильным оформлением закупки, выбором процедур, согласованием технико-экономических заданий и ряду других вопросов. В дорожной отрасли существует достаточно большой список технологических процессов, работ, материалов, применяемых при ремонте и содержании автомобильных дорог, не нашедших отражение в сметных нормах, что не позволяет определить реальную стоимость выполняемых работ и, соответственно, учесть при определении договорной (контрактной) цены.

Выполнение задания по строительству жилья

В течение 2005 года организациями департамента за счет собственных средств построено 1317,5 м2 жилья при задании 1086 м2. Инвестиции в жилищное строительство составили 1,2 млрд руб. Кроме того, ряд предприятий принял участие в покупке квартир для своих работников на вторичном рынке: за счет средств организаций было приобретено 148,8 м2 жилья на сумму 122 млн руб. В целом улучшили жилищные условия 30 семей дорожников. Вместе с тем, очередь сегодня составляет 1637 человек.

Задачи на 2006 год

Базовым документом, определяющим задачи отрасли на ближайшую перспективу, является программа «Дороги Беларуси» на период 2006-2015 гг. До 2015 года предусматривается перевести все грунтовые дорог (около 11 тыс. км) в дороги с твердым покрытием. Это, конечно, будут в основном гравийные покрытия, учитывая невысокую интенсивность движения. Дальнейшее развитие получат транспортные коридоры и наиболее грузонапряженные участки дорог в направлении от столицы к областным центрам. В рамках Государственной программы возрождения села до 2010 года предусматривается завершить работы по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах общего пользования, соединяющих райцентры с агрогородками, а также проходящих по территории агрогородков. Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» утверждены расходы республиканского дорожного фонда в сумме 1,7 трлн рублей. В текущем году финансирование работ, выполняемых на местных дорогах, и управление местным дорожным хозяйством будет осуществляться за счет средств республиканского дорожного фонда. Конкретные направления и размеры использования средств республиканского дорожного фонда устанавливаются указом главы государства, проект которого разработан и направлен на рассмотрение в Совмине. Согласно проекту указа на республиканское дорожное хозяйство намечается направить 1029,0 млрд рублей, на местное — 640,9 млрд рублей. Руководителям облдорстроев в течение января т.г. необходимо согласовать с департаментом «Белавтодор» проекты программ дорожных работ по местным дорогам на 2006 год. В 2006 году предстоит напряженная работа по выполнению программы дорожных работ, программы действий и параметров прогноза социально-экономического развития отрасли.

Главные задачи дорожной деятельности в 2006 году:

— Выполнение комплекса работ, обеспечивающих поддержание и сохранение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в состоянии, обеспечивающем безопасность и непрерывность дорожного движения.
— Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния участков республиканских автомобильных дорог протяженностью 2,5 тыс. км и более 5 тыс. пог. м мостов за счет реализации программы дорожных работ.
— Ввод 61 км республиканских автомобильных дорог.
— Выполнение комплекса мер по осуществлению действенного контроля за эффективным использованием средств республиканского дорожного фонда. — Выполнение основных показателей социально-экономического развития департамента «Белавтодор»:
- достижение целевого показателя по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов к уровню их потребления в 2005 году в сопоставимых условиях в размере 8%;
- уровня среднемесячной заработной платы по департаменту 693 тыс. рублей;
- роста товарной продукции в сопоставимых ценах 108%;
- роста производства потребительских товаров 109%.
— Руководителям организаций департамента принять к исполнению основные показатели социально-экономического развития департамента «Белавтодор». —

Руководителям организаций-заказчиков принять необходимые меры по:

- выполнению программы дорожных работ;
- разработке совместно с подрядчиками и представлению до 01.03.2006 в департамент «Белавтодор» графиков выполнения работ по каждому вводному объекту;
- завершению до 15.03.2006 оформления материалов по отводу земель и утверждению проектной документации на объекты, начало реконструкции которых предусмотрено во II полугодии текущего года.
— Подрядным организациям с целью полной загрузки производственных мощностей и повышения конкурентоспособности активизировать работу по участию в подрядных торгах организаций, не входящих в систему Минтранса.
— Руководителям промышленных предприятий обеспечить выполнение задания по росту объемов товарной продукции в сопоставимых ценах, доведенного норматива по снижению запасов готовой продукции; активизировать работу по своевременному заключению договоров на выпускаемую продукцию, улучшить работу службы маркетинга; сосредоточить усилия на освоении новых видов продукции и увеличении продаж.

В 2006 году организации дорожного хозяйства должны завершить сертификацию систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО серии 14000.

Материалы по материалам коллегии подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость